Программа "Современная семья - компетентные родители"
рабочая программа по логопедии
Воспитание человека начинается в раннем детстве. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Все навыки приобретаются в семье. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования МО «Березовский район» Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Оленёнок»
Дата образования и организационно-правовая форма: 1975 год
Почтовый адрес учреждения: 628148 Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, Березовский район, с. Саранпауль, пер. Сосьвинский 1. Контактный телефон: 8 (34674) 45-8-86; 45-8-85 факс: 8 (34674) 45-8-86 . И.о. заведующего Л.П. Важенина .
Почтовый адрес участника конкурса: 628148 Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, Березовский район, с. Саранпауль, ул. Собянина, д. 37. Контактный телефон: 8(34674)45-8-00, 89505322318.
(Взаимодействие ДОУ и семьи
как условие формирования
речевой деятельности)
для детей 6-7 лет
Составитель:
Ерошевич Надежда Юрьевна
с. Саранпауль – 2023 год
Пояснительная записка.
Воспитание человека начинается в раннем детстве. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Все навыки приобретаются в семье. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного процесса, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Логопед в данном случае принимается как равноправный партнер в воспитании, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы.
На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Перед разработкой программы были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы, стратегии и формы работы:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поискам новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Причины в отставании развития речи:
- Среда общения (мы живем в национальном поселке, где основное население манси и коми, где в семьях преобладает двуязычие, да и как известно, эти люди сами по себе немногословны.
- Родители мало читают детям художественной литературы.
- Не всегда благоприятны условия для саморазвития, бедна педагогическая и языковая среда (мало игрушек, материала для деятельности ребенка).
- Ребенок находится в нервозной обстановке или остается без присмотра (есть и такие случаи).
- Видео, телепередачи в жизни детей занимают слишком много времени.
Проблема:
- недостаток или полное отсутствие знаний о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления;
- недостаточная осознанность и стихийность воспитательных воздействий родителей;
- односторонность взгляда родителей на ребенка.
Тип программы: практико-ориентированный, открытый, коллективный.
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничества, комплексность) представилось возможным выдвижение концепции программы:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой концепцией определилась цель программы: объединение усилий семьи и ДОУ (логопеда) в выработке правильной и красивой речи ребёнка. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать педагогическую компетентность родителей.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.
- Создание единого образовательного пространства в сотрудничестве с родителями.
- Организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний в речевом развитии детей.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают на детский сад. Тесный контакт с родителями особенно необходим, так как чёткая и правильная речь нужна ребёнку и взрослому, а работать над ней необходимо в дошкольном возрасте, поскольку легче предупредить, чем исправить.
Ожидаемый результат: сформированность речевых способностей у детей: расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематических процессов; установление позитивной обратной связи с родителями, повышение уровня знаний у родителей о речевом развитии ребёнка, заинтересованность и вовлечение родителей в совместную работу детского сада и повышение интереса к участию в коррекционно-развивающей работе.
Актуальность: - родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, полагая, что с
возрастом эти недостатки исправляются сами собой.
При стихийном речевом развитии лишь редкие дети достигают довольно высокого уровня, если взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено.
Формы и методы реализации программы.
- Проведение общих (групповых, индивидуальных собраний).
- Педагогические беседы с родителями.
- Организация «Уголков для родителей», стендов «Папки-передвижки», «Логопедическая служба», выпуск газет и буклетов, составление электронных презентаций, использование мультимедиа.
- Закрытые ящики и информационные корзины (вопросы родителей к специалистам).
- Тематические консультации.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
- Консультации, беседы.
- Педагогический всеобуч для родителей.
Вся работа по формированию речевой деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьёй включает в себя 3 этапа:
1-й этап: информационно-аналитический.
Цель: сбор сведений о родителях и детях, общекультурного уровня родителей, наличие у них знаний в речевой сфере, об отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах.
Задачи:
- Обследовать устную речь дошкольника, установить причины речевых
нарушений.
- Составить коррекционные программы, а также индивидуальные планы работ с детьми, планирование групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Выработка общей стратегии и определение перспективы сотрудничества ДОУ с семьёй.
Анкетирование, наблюдение, социологические опросы, интервьюирование.
2-й этап: коррекционный.
Цель: реализация и внедрение программы сотрудничества ДОУ с семьёй.
Задачи:
- Устранение нарушений речи у детей в сотрудничестве с родителями.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.
- Замечать успехи ребёнка в разных видах деятельности, закрепляя его уверенность в себе.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
3-й этап: результативный.
Цель: подведение итогов совместной деятельности ДОУ с семьёй.
Задачи:
- Показать результаты работы взаимодействия с родителями, успехи, достижения детей.
В ходе основного просветительско-развивающего этапа (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Тематическое планирование работы взаимодействия логопеда с родителями.
Месяц | Тема. Форма проведения | Задачи | Содержание | Ответственные |
Сентябрь | День открытых дверей «Всех пап и мам приглашаем в гости к нам». Организационное родительское собрание. Анкетирование родителей. | Презентация ДОУ. Знакомство родителей с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами диагностики детей. Уточнение степени заинтересованности родителей в речевом развитии своего ребёнка, определение их запросов. | Посещение родителей групп, медицинского кабинета, кабинетов специалистов, спортивный и музыкальный залы. Представление медицинской сестрой программы оздоровления детей. Определение плана совместной работы, выработка общей стратегии сотрудничества. Анкеты. | Заведующая ДОУ, логопед, мед. работник, воспитатели, родители, психолог. |
Октябрь | Мастер-класс для родителей «Домашний логопед». Консультация «Как правильно выполнять задание дома?» Создание анонимной почты «Горячие вопросы и предложения». Оформление стенда «Клуб выходного дня». Информационный уголок для родителей «Полная победа с книгами от логопеда». | Обучить приёмам работы с ребёнком. Закрепление изученного материала. Выявление проблем, волнующих родителей. Поддержка интереса родителей к речевому развитию детей. Знакомство с книгами для родителей. | Обучение выполнению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, приёмам массажа; закреплению поставленных звуков; изготовлению наглядных пособий из подручных средств; логоритмики. Совместное выполнение заданий. Родители анонимно задают вопросы, ответы получают через информационные уголки или на родительских собраниях. Материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Выставка методической литературы в помощь родителям. | Логопед, муз. руководитель. |
Ноябрь | Открытые индивидуальные занятия «Раз словечко, два словечко…» Консультация «Учите ребёнка говорить правильно!». Информационный уголок для родителей «Сказки про Весёлый Язычок». | Знакомство с приёмами логопедической роботы. Повышение уровня знаний родителей в формирование правильного произношения. Развитие артикуляции на различные звуки. | Показ структуры занятия. Совместное выполнение упражнений, воздействующих на формирование правильного произношения. Практический материал: артикуляционные упражнения на различные звуки, «Сказки про Весёлый Язычок». | Логопед. |
Декабрь | Заседание за круглым столом «Знаток русского языка». Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи». Консультация для родителей «О чём поёт звук?». | Повышение речевой культуры родителей. Познакомить с понятием «фонематическое восприятие», «звуковой анализ слова». Дача рекомендаций по развитию фонематического слуха. Повышение уровня знаний родителей в развитии фонематического восприятия у детей с нарушением речи. | Выполнение практических заданий и участие в играх. Игры «Поймай звук», «Цепочка слов», «Придумай слово на данный звук», «Пирамида». Совместное выполнение упражнений для развития слуха у детей с нарушением речи. | Логопед. |
Январь | Информационно-тематическое родительское собрание «Как мы в садике живём!» Индивидуальная консультация «Речевые игры в семье». Информационный уголок для родителей «Игры со словами». Семейный праздник «Говорилки». | Знакомство родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы с детьми. Проявление интереса родителей к деятельности логопеда. Повышение уровня знаний родителей о значимости речевых игр в речевом развитии детей. Поддерживать интерес родителей к успешному обучению детей через игры в слова. Повышение интереса к коррекционной деятельности в детском саду по развитию артикуляции, моторики, дикции, фантазии, воспитания уверенности в себе. | Демонстрация занятий в записи (успехи детей). Советы родителям, имеющим детей с нарушением речи. Выполнение практических заданий и участие в играх. Материал для практического использования. Участие родителей в сценарии праздника. | Логопед, родители, муз.руководитель. |
Февраль | Семинар-практикум «Здоровый ребёнок». Конкурс частушечников и скороговорщиков. Информационный уголок «Делаем массаж и дыхательную гимнастику». | Знакомство с системой оздоровления в детском саду. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада по развитию дикции, музыкально-ритмических способностей, общей и артикуляционной моторики, памяти. Воспитание умения взаимодействия ребёнка и взрослого. Оздоровление детей различными способами массажа и самомассажа пальцев рук вдоха и выдоха. | Обучение приёмам логопедического массажа, дыхательной гимнастики, закаливании, общекоррегирующих упражнений. Разучивание текста частушки, чёткое проговаривание в скороговорках каждого звука. Материал для практического использования. | Логопед, мед. работник, муз.руководитель. |
Март | Семинар-практикум «Профилактика и устранение речевых нарушений». Консультация для родителей «Как тренировать внимание и память?» Информационный уголок «Учите детей отгадывать загадки» | Ознакомить с особенностями речевого развития, предупреждения и устранения речевых нарушений. Создание условий для речевого развития в семье. Повышение уровня знаний родителей в развитии психических способностей у детей. Развитие образной речи. | Ознакомление с возрастными особенностями речевого развития. Деление семейным опытом по устранению недостатков речи. Выполнение практических заданий. Совместное выполнение практических заданий. Рекомендации по придумыванию и отгадыванию загадок. | Логопед, родители. |
Апрель | Мастер-класс «Очумелые ручки» (взаимодействие речи и моторики). Родительское собрание «Скоро в школу». Информационный уголок «Как умелые ручки язычку помогали». | Передача опыта работы по созданию условий для речевого развития и двигательной активности в семье. Доказать взаимосвязь речи и моторики. Продемонстрировать разные виды ручного труда. Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада. Знакомство с первыми учителями, требованиям к учёбе в школе, обсуждение плана преемственности ДОУ и школы. Повышение знаний родителей о взаимодействии речи и моторики руки. | Совместное выполнение упражнений, воздействующих на речевое развитие ребёнка. Выполнение различных видов деятельности ручного труда. Ознакомление с результатами тестирования «Готовность к школе». Деление опытом родителей детей бывших выпускников. Практический материал (пальчиковые игры). | Логопед, воспитатели, психолог. |
Май | Родительская конференция «Наши успехи». Праздник «Правильной речи». Итоговые открытые занятия. Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию» Информационный уголок «Что надо знать и уметь будущему первокласснику». | Подведение итогов совместной деятельности детей, ДОУ и родителей. Воспитание умения держаться перед аудиторией, действовать согласованно, воспитывать уверенность в себе. Показать успехи детей в речевом развитии. Развитие связной речи. Овладение словарным богатством русского языка и правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. Донести сведения основных показателей речевой готовности ребёнка к школе. | Выставка-вернисаж совместных работ и рисунков детей и родителей, выступление детей, фотоколлаж «Как мы в садике живём». Поощрение активных родителей грамотами. Чтение стихов, участие в сценарии детей и родителей. Выполнение практических заданий. Выполнение практических заданий (употребление в речи разнообразных грамматических форм языка). Нормы звукопроизношения, дифференциации звуков, лексики, грамматики, связной речи. | Логопед, родители, муз. руководитель. |
Июнь | Консультация родителей вновь поступивших детей «Задержка речевого развития. Что делать?». Информационный уголок «Почему ваш ребёнок плохо говорит? Как ему помочь?». | Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные, дать сведения о речевом нарушении у детей, ознакомить с программой обучения и графиком работы логопеда. Знакомство с возрастными особенностями речевого развития. | Заполнение анкет. Советы логопеда. Возрастные особенности речевого развития. | Логопед. |
Требования к уровню подготовки.
Знать | О правилах культуры речи. О значимости речевого развития. Об оздоровительной способности массажа и дыхательной гимнастики. О дифференциации групп звуков (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, гласные и согласные звуки). Все буквы русского языка. |
Уметь | Чётко и правильно произносить все звуки русского языка. Выполнять артикуляционные упражнения на определённый звук. Выполнять дыхательные упражнения. Изменять силу ритм, тембр, темп и интонацию в голосе. Употреблять в речи разнообразные грамматические формы и конструкции ( словообразование и словоизменение: согласование существительных в роде, числе и падеже, сочетание с несклоняемыми существительными, образование степени прилагательных, образование слов при помощи суффиксов и приставок, образование названий детёнышей и предметов, обобщение предметов). Грамматически и фонетически правильно оформлять высказывания. Строить разные типы высказывания (описание, рассуждение, повествование). Пересказывать близко к тексту, употребляя распространённые и сложные предложения. Осознанно пользоваться звуковой стороной речи (дифференцировать звуки по групповому составу; определять на слух наличие звука в слове и контексте, его позицию и количество). Ориентироваться в пространстве. Выполнять графические диктанты. Штриховать. Точно выполнять динамические пробы, умело переключаться с одного движения на другое. |
Иметь представление | О профессии логопеда. О многозначных и сложных словах. |
Результативность:
Сотрудничество с родителями позитивно отразилось на готовности детей к школе. У родителей повысился уровень педагогической компетентности в вопросах воспитания и подготовки ребенка к обучению в школе: в устранении речевых нарушений детей, в развитии фонематического восприятия и звукового анализа слова, в активизации и обогащении словарного запаса дошкольников. В формировании и совершенствовании звуковой культуре речи, в развитии коммуникативных способностях, творческом воображении, памяти, мышлении, мелкой и общей моторики.
Родители стали более активными участниками в воспитательно-образовательном процессе. Установилась позитивная обратная связь с родителями. Большинство родителей стала более внимательно относиться к своим детям, активнее посещать мероприятия, организуемые в ДОУ, чаще обращаться за консультациями к специалистам, воспринимать рекомендации по воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и специалистами.
Взаимодействие родителей и педагогов позволило лучше изучить ребёнка, способствовало взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми; обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; активизировались чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей; обогатился практический опыт игрового партнёрства с детьми.
Педагогический всеобуч представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Сравнительный анализ работы с родителями
- Посещение мероприятий родителями:
- общие мероприятия (собрания, консультации, семинары-практикумы, беседы опросы).
- Индивидуальные мероприятия (консультации, беседы, диалоги).
- Степень участия родителей в педагогическом всеобуче:
3. Опрос родителей «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»
Страхи родителей
50% - родители обеспокоены будет ли учитель внимателен к ребенку.
33% - родители не уверены, что ребенок быстро и успешно овладеет письмом, счетом, чтением.
33% - родители считают, что ребенок будет сильно уставать.
26% - трудно будет учиться в школе.
26% - не сможет быть недостаточно самостоятельным.
20% - будет ли будущая учительница объективна и справедлива.
Социальный паспорт семьи
Количество детей в семье
Анкетирование родителей по взаимодействию с детским садом
Вывод
Анализ специфики запросов на услуги ДОУ со стороны родителей неполных и многодетных семей, родителей с различным уровнем образования, а также в зависимости от возраста ребёнка, позволил выявить различную потребность в таких услугах семей разного типа. Эффективной формой работы с родителями стала деятельность педагогического всеобуча.
Взаимодействие родителей и педагогов позволило лучше изучить ребёнка, способствовало взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми; обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; активизировались чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей; обогатился практический опыт игрового партнёрства с детьми.
Педагогический всеобуч представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
В перспективе на будущее:
Применение различных форм работы с родителями.
В процессе общения психолога с родителями возникла идея создания родительского клуба. Т.к. семейный клубы очень полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Они необходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с детьми. Члены дружного семейного клуба чувствуют себя более защищёнными и уверенными в жизни.
Схема взаимодействия с заинтересованными организациями.
В конкурсном проекте ДОУ взаимодействует с Саранпаульской средней школой (ул. Н.Вокуева 12)
Количество и категория участников программы:
39 семей
7 семей - многодетных
11 семей – малообеспеченных
5 семей – неполных
Механизм оценки проекта.
В течение осуществления проекта вёлся мониторинг деятельности работы с родителями.
Кадровое обеспечение:
- заведующий ДОУ;
- Старший воспитатель;
- Педагог-психолог;
- Педагоги ДОУ;
- Медицинская сестра.
Заведующий ДОУ – контролирующая, знакомит всех родителей и педагогов с конвенцией о правах ребенка.
Старший воспитатель – контролирующая. Получает запрос от психолога и педагогов, дает соответствующие рекомендации, контролирует качество выполнения.
Педагог-психолог – диагностическая, по психологическим факторам и последующая - коррекционная. Работа по внедрению проекта. Держит в зоне своего внимания детско-родительские отношения. Установки и ценностные ориентации родителей, родительские ожидания, проблемы родительской некомпетентности, осуществляет посильную их коррекцию.
Медсестра – фиксирующая. Осуществляет мониторинг здоровья. Передает сигналы неблагополучия в развитии ребенка другим службам.
Педагогический коллектив – формирующая. Формирование понимания родительства как необходимого условия развития ребенка. Организует работу, направленную на повышение родительской компетентности, содействует развитию гармоничных детско-родительских отношений. Осуществляет психолого-педагогический мониторинг развития воспитанников.
Литература.
- Главберидзе Е.А., Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. Москва. Школьная пресса. 2008.
- «Дошкольное образование». Газета, ноябрь, № 21, 2004.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 2005.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 1, 2008.
- Журналы «Логопед в детском саду».
- Костенкова Е.Е. Мама рядом, папа рядом - что ещё для счастья надо? (совместная деятельность родителей и детей). Психолог в детском саду, № 2, 2006.
- Нартова-Бочавер С.К., Мухартова Е.А. Мир дошкольника. Вопросы и ответы. Москва. Дрофа. 2002.
- Патрушина Т., Филякина Л. Первоклассник на пороге школы. Советы родителям. Советы учителю. Санкт-петербург, 2006.
- Психолог в детском саду. Журнал, № 2, 2005.
- Психолог в детском саду. Журнал, № 4, 2005.
11. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Реализация программы "Московская семья - компетентные родители"
Реализация программы "Московская семья - компетентные родители"В дошкольном отделении «Солнышко» создан родительский клуб "Растём вместе с Москвой". Заседания - встречи в клубе организуют специалисты:...

Программа "Югорская семья - компетентные родители"
В рамках реализации образовательных задач и в целях просвещения родителей разработана данная программа....
Проект "Петербургская семья - компетентные родители"
Проект представляет собой методические рекомендации по взаимодействию с родителями, в группе раннего возраста и направлен на создание единого образовательного пространства детский сад-семья, где семей...
презентация по программе "Югорская семья-компетентные родители"
Консультирование как метод...

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».
laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...









