Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей и профилактике дисграфии детей старшего дошкольного возраста «Учусь не путать буквы»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Профилактика дисграфии у старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей и профилактике дисграфии детей старшего дошкольного возраста «Учусь не путать буквы»» (ДОП) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
• Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16
• Уставом МБДОУ «Детский сад № 69
• Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 69.
Направленность.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей, а так же развития интеллектуальных способностей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы в школьном возрасте.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают не только устной, но и предпосылками письменной речи. Согласно научным исследованиям Р.Е. Левиной, чтение и грамотное правописание являются не столько результатом усвоения правил, сколько прочностью его базы. Для проведения эффективной работы с детьми при коррекции специфических нарушений письменной речи логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы (пропедевтика), комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок. Одним из форм проведения пропевдической работы являются занятия в рамках дополнительной образовательной программы.
Пропедевтические занятия способствуют освоению коммуникативной функцией русского языка, а затем и развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей развитию речи с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как изобразительная деятельность, конструирование и др.
Актуальность ДОП «Учусь не путать буквы»»
Современные тенденции развития российского образования сопровождаются все возрастающими требованиями к будущим первоклассникам. Останавливая свое внимание на категории детей, посещающих логопункт и проанализировав имеющиеся литературные источники, можно отметить тесную взаимосвязь между наличием в дошкольном периоде коррекционных проблем и возникающими нарушениями письма в школьном периоде обучения
Из всего сказанного можно сделать вывод, что для того чтобы дети успешно овладели навыками письма и чтения в школьном возрасте необходима дополнительная системная помощь при коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка . Поэтому возникла необходимость создания ДОП, отвечающей современным требованиям и направленной на решение обозначенных проблем.
Новизна ДОП «Учусь не путать буквы»»
Профилактика коррекции специфических нарушений письменной речи у старших дошкольников организуется по следующим направлениям (компонентам к овладению письмом):
- развитие интеллектуальных способностей;
- готовность к фонематическому анализу и синтезу;
- зрительно - пространственное восприятию;
- графомоторные умения.
К этой системе коррекционно-развивающего воздействия, с целью эффективности, включено еще одно важное направление работы по интегрированному межполушарному взаимодействию. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Цель ДОП – развитие интеллектуальных способностей и предупреждение нарушений чтения и письма.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Образовательных:
-формирование словаря;
- формировать умения и навыки соотносить звуки с буквами и символами;
-формировать навыки различать буквы изолированно;
-формирование и развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-формирование и развитие пространственных и временных представлений;
формирование и развитие графических навыков и умений;
2.Коррекционно-развивающих:
- развитие познавательных интересов;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие мыслительных операций;
- развитие зрительного восприятия и представления;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительно-моторных координаций;
-развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;
- развитие дифференциации смешиваемых по оптическим признакам звуков;
- уточнение и развитие объема зрительной памяти.
3. Воспитательных:
-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
-воспитание воли, терпения, настойчивости;
-воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности.
Педагогическая целесообразность
дополнительной образовательной программы.
Развитие интеллектуальных способностей и предупреждение дисграфиии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственых представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомторных навыков. Эту работу с детьми целесообразно проводить в игровой форме с интеграцией межполушарного взаимодействия.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте является своевременной, носит развивающий пропедевтический характер, оказывает влияние на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование ВПФ, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Использование в ДОП «Учусь не путать буквы» специально подобранных заданий и упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, раширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений
Занятия по также способствуют воспитанию у дошкольников личностных качеств: умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения заданий, стремиться к достижению поставленной цели.
ДОП «Учусь не путать буквы»» составлена на основе комплекта пособий предназначенных для работы с детьми при оптической форме дисграфии и развития межполушарного взаимодействия у детей.
ДОП рассчитана на 1 год обучения и предусматривает проведение занятий продолжительностью 30 мин. в подготовительной (6-7 лет) возрастной группе. Во время занятий делаются перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Возрастная группа – дети 6-7 лет. (1 год обучения)
Наполненность группы – 10-12 детей.
Количество занятий - 1 раз в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

Модифицированная программа развития творческих способностей «Художники – умельцы» для детей старшего дошкольного возраста
Разработанная Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке &laq...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»
Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...
2023-2024 Дополнительная общеразвивающая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Речевичок»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...

