Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Я работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. 

Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат

Я работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе.

      Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памятимышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

             Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.

       Шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина -  и считает,  и пишет, и ошибки исправляет,  когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра,  как шахматы,  заставляет сконцентрировать  произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление.

К работе  подтолкнули слова известного педагога   Валерия Александровича  Сухомлинского   «Без шахмат нельзя представить

полноценного развития умственных способностей и памяти».

С целью развития интеллекта детей я и начала работу над проектом. Цель моей работы: обучить древнейшей игре.

 Поставила такие цели: выявить степень влияния игры в шахматы на интеллектуальное и логическое развитие старших дошкольников.

И задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы на интеллектуальное развитие старших дошкольников.

2. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие

3. Рассмотреть игру в шахматы как средство активизации развития интеллектуальных способностей.

4. вызвать у детей интерес к шахматам

5. обучить детей основным приемам игры в шахматы,

6. развивать образноелогическое и ассоциативное мышление,

7. расширять кругозор ребенка.

8. формировать познавательную активность.

9. развивать способность к самооценке и самоконтролю.

10. учить планировать свою игру и работу.

Опираясь  на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;  принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности -  нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей -  важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту ведется в три этапа, по времени средней продолжительности.

    Теоретические аспекты интеллектуального и логического развития старших дошкольников через обучение игре в шахматы. Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.

Ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т. п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т. п.

Обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.

Производить  операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.

Выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации.    Формировать внимание, умение работать по образцу.

Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Развивать физическую выносливость, физическое здоровье.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы)Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истинушахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное.

Игровой метод обучения шахматам

 Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «ладью». Расскажем о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок»«Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек»«Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось»«построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

Дети  сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают.

Самостоятельно играют, соблюдая все правила.

Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей -  радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Игра, как говорил политик, писатель и критик Луначарский, основа всей человеческой жизни.

Для укрепления и развития интеллектуальных способностей детей специалисты советуют использовать

Шашки, шахматы, ребусы, головоломки

Я считаю, что шахматы следовало бы включить в детские сады во всех странах. Дети должны начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст и одарённость. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…

Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами. Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст и одарённость. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры... Думая о том, что шахматное обучение следовало бы ввести в школах, я вспоминаю об одном из самых интересных впечатлений на моём долгом шахматном пути... Несколько лет назад в русском городе Киеве... Просторный зал был заполнен до отказа; более тысячи детей собрались на балконе, чтобы наблюдать за игрой. Все они научились играть в своих школах... (Подробнее - см. "Последние шахматные лекции Капабланки", М.: ФИС, 1972, с.8-9).польза шахмат

Из книги В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"

Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать.  Как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления... В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Уже в "Школе радости" играть в шахматы научились Шура, Галя, Серёжа, Юра, Ваня, Миша и другие дети. Мальчики и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Очень хотелось, чтобы за шахматную доску сели Валя, Нина и Петрик. Я учил их игре, и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в 3 классе) я не замечал остроты, цепкости их мысли. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь детей как один из элементов умственной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"

Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у...

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию «ТИКО»

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному констр...