Звездный час в школе космонавтики Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада
план-конспект урока по математике (подготовительная группа) по теме

Попова Татьяна Васильевна

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с программой "Радуга" (под ред. Дороновой, Якобсон)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звездный час в школе космонавтики

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

 Программное содержание:

Обучающие задачи: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Упражнять в умении использовать название порядковых числительных при счёте. Сравнивать две совокупности предметов, используя знаки – символы (равенство – неравенство), аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Конкретизировать знания детей о геометрических фигурах. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

•Продолжать развивать пространственное мышление, определять направление по отношению к живым объектам. Выражать словами (слева – справа, на – над – под). Упражнять в умении использовать название порядковых числительных при счёте. Сравнивать две совокупности предметов, используя знаки – символы (равенство – неравенство), аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

•Формировать коммуникативные навыки (симпатия, эмпатия). Самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач

  Материал: Билеты с цифрами  от 1 до 10, картина «Соедини цифры» (от 1 до 20), наборы логических карточек, геометрические фигуры (круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники), звездочки с математическими знаками и цифрами (для составления задач), план – карта космического маршрута, измерительные линейки, аудиозапись (космическая музыка).

План-конспект

Мотивация: “Ребята, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком). Я всегда мечтала полететь к звёздам. А вы хотели бы отправиться к звёздам прямо сейчас? Мы сегодня будем фантазировать, на некоторое время мы превратимся в космонавтов.

– Заправлены в планшеты космические карты

 И штурман уточняет последний наш маршрут

 Давайте-ка ребята, присядем на дорожку.

 У нас ещё в запасе 25 минут.

– У кого нет билетов, то можете приобрести у меня. Я вчера купила их в кассе Космофлота. Проверьте всё ли указано на билетах. Проверьте, у всех ли указаны порядковые номера на билетах? Команда – построиться по расчету! (1,2,3….)

– Кто будет командиром? (Если не смогут решить, то предлагаю тому, у кого на билете цифра 1).

         Игра №1. “Полёт” – закрепление порядкового и прямого обратного счёта.

– Командир, начинайте посадку на ракету, согласно местам на билетах. Ребята, вы не забывайте докладывать командиру о своей готовности к полёту. Первым занимает место от меня слева – командир (первый к полёту готов, второй готов, третий готов….)

– Командир, начинайте отчёт(10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, …)

– Пуск! (звучит космическая музыка)

    Игра №2. «Операторы» Ребята, космонавты- люди очень внимательные и ответственные. Они следят за мониторами на пульте управления и всегда реагируют на изменения или неточности в показаниях. Я предлагаю вам потренироваться и выполнить задание на внимание – угадать, какой рисунок отсутствует в логическом ряду.

   

    Гимнастика для глаз “Посмотри” – обратить внимание на осанку.

(Посмотреть вверх – вниз, вправо – влево по 2 раза, поморгать)

 Игра № 3 «Планетарий»  Ребята, вы очень хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте загадку:

 Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.

Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.

                                                  (звезды)

Но космонавты должны уметь не только хорошо управлять космическим кораблем, но  и читать  карту звездного неба, знать названия звезд и созвездий:

Чтобы космонавтом стать

Надо очень много знать

Надо многое уметь

А при этом, а при этом

Вы заметьте-ка

Космонавтам помогает арифметика.

  Посмотрите, вокруг рассыпано много новых звезд они необычные (на них нарисованы числа и математические знаки). Давайте с помощью этих звезд составим математические примеры.

(Дети коллективно составляют примеры на доске)

Молодцы, а теперь я вас приглашаю в космическую лабораторию (дети проходят и садятся за столы)

 Игра №4 «Звездная карта». Ребята, прежде чем отправиться в полет, производятся точные расчеты расстояния до конечной станции и запасов топлива. Нам поступило задание, узнать расстояние до ближайшей планеты от космической станции, так как горючее рассчитано на короткий путь. Я предлагаю вам подумать и узнать, какая планета ближе.

  1. Ребенок рассказывает стихотворение о Сатурне:

-А я знаю – это планета Сатурн.

У каждой планеты есть что-то своё,

 Что ярче всего отличает её.

 Сатурн непременно узнаешь в лицо

 Его окружает большое кольцо.

 Оно не сплошное, из разных полос.

 Учёные вот как решили вопрос:

 Когда-то давно там замёрзла вода,

 И кольца Сатурна из снега и льда

(Дети решают соединить точки, и измерить линейкой, получившиеся отрезки, а затем, сравнив их длину найти ближайшую планету.)

Расчеты дети записывают с использованием математических знаков >,<,=.

Физкультминутка 

Раз, два — стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

 Три, четыре — самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)

 

Руки в стороны — в полет

 Отправляем самолет.

 Правое крыло вперед,

 Левое крыло вперед.

 Раз, два, три, четыре,

 Полетел наш самолет.

 А без точного расчета

 Не получится полета.

 Так, скорее, за работу,

 Сядем быстро за расчеты.

 Раз, два - выше голова,

 Три, четыре - руки шире,

 Пять, шесть - тихо сесть.

 Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)

 И работать мы начнем.

Игра №5 «Юный штурман» Ну что же, вы уже освоили очень многое из космических наук. Но космонавты должны хорошо ориентироваться в пространстве, четко выполнять команды: налево, направо, вверх, вниз. Сейчас мы узнаем, все ли из вас достойны звания космический штурман – я буду давать задания, а вы должны раскладывать геометрические фигуры на листе бумаги, строго в соответствии с моей командой:

-Положите большой зеленый круг в середину листа;

-Маленький черный квадрат ниже зеленого круга;

-Большой желтый квадрат в правом верхнем углу, и т.д.

Дети проверяют выполненное задание в соответствии с образцом на доске.

Подведение итогов занятия

– Как вы думаете, что нужно сделать, что бы ни забыть этот полёт? Ваши предложения (ответы детей).

-Правильно нужно зарисовать план.

Зарисовка плана-схемы путешествия.

Ребята, вы с честью выдержали сегодняшнее испытание в «Школе космонавтики», и я хочу вручить вам диплом «Юный космонавт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

В игровой форме развивать у дошкольников количественный и порядковый счёт, закрепить геометрические фигуры....

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина.    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»

Программное содержание:Обучающие задачи:Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов; Упражнять в счёте в пределах 10 ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по теме: «Путешествие в страну «Математика» (с использованием ИКТ)

Приоритетные образовательные области: «Познание ФЭМП»,«Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Конспект дистанционного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада « Ломаная линия, многоугольник»

Конспект дистанционного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада«Ломаная линия, многоугольник»...

Планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год

План образовательной  деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год составлен по методическому пособию В. А. ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В этой публикации представлен комплекс дидактических игр математического содержания, способствующих усвоению программных требований по формированию математических представлений у детей старшего дошкол...