Математика по ТРИЗ
статья по математике на тему

         Развитие познавательных потребностей и интересов детей к предмету изучения и к процессу умственного труда во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческийпоиск, в открытие новых знаний. У ребенка должно появиться желание самостоятельно овладеть каким-либо навыком.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_po-trizovski_surovceva.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА ПО-ТРИЗОВСКИ

Суровцева Н.В.

           Л. С. Выготский говорил о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. А собственной она может быть только тогда, когда  ребенок сам открывает мир и ощущает радость этого открытия.

          В педагогике существуют разные формы работы с детьми.    На мой взгляд, в большинстве программ  воспитания и  обучения  детей дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется знаниям  общеобразовательного цикла и недостаточно - воспитанию  у дошкольника интереса к самому процессу познания. С  большинством представлений дети уже  знакомы стихийно, и  главный смысл обучения - систематизировать знания, закреплять умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ-технология. 

         Развитие познавательных потребностей и интересов детей к предмету изучения и к процессу умственного труда во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческий поиск, в открытие новых знаний. У ребенка должно появиться желание самостоятельно овладеть каким-либо навыком. Чтобы научиться этому, требуется сформировать определенный образ мышления у дошкольников. При этом взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления исследовательской активности детей. Все это можно сделать, опираясь на элементы ТРИЗ. Ведь методами ТРИЗ интересно и успешно решаются такие задачи, которые ранее почте не решались или решались поверхностно.

Знакомство с цифрами

   « Математика всегда... остается для учеников трудной работой». Так утверждал  полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор данное утверждение так же остается актуальным. Дошкольникам по-прежнему трудно  усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем  знания, которые в свою очередь формируют интеллектуальный уровень ребенка. Как сделать, чтобы, познавая математику, ребенок достиг успеха?

     Обучение математике по ТРИЗ-педагогике с использованием системного оператора, как одного из главных  элементов данной технологии,   направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолеть трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок.  

    Убедившись в огромном влиянии этих занятий на развитие у детей творческих способностей, ввела работу с использованием системного оператора при ознакомлении детей с сериационным рядом, с количественным составом числа, при знакомстве и сравнении геометрических фигур. Чтобы деятельность детей носила действительно творческий характер, давало удовлетворенность от самостоятельного решения проблемы, ненавясчиво подводила  их к этому и давала возможность самостоятельно это увидеть. На занятии по формированию элементарных математических представлений в старшей группе при знакомстве с черырехугольниками, дети сами придумали название этим фигурам. Работая по системному оператору, в подсистеме,  дети увидели, что у квадрата, прямоугольника, трапеции по четыре угла и четыре стороны и, самостоятельно решили, что эти фигуры можно назвать четырехсторонники или четырехугольники. (Приложение 1)

         Познание ребенком окружающего мира происходит как через эмоциональное восприятие, так и через осознание, понимание и анализ обследуемого объекта. И еще одно качество, формирующее творческое мышление  дошкольника - это системное мышление, которое позволяет ребенку не только видеть внешнюю сторону объекта, но и те стороны, которые способствуют развитию и содержанию данного объекта. Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность.  Поэтому при знакомстве с цифрами мы  знакомились как с  цифрами, их последовательностью, а так же  с  количественным составом числа. В системе дети видели изучаемую цифру, в подсистеме дети выделяли,  из чего состоит цифра, т.е. ее части, а в надсистеме дети отправлялись в магазин и «совершали покупки», закрепляли количественный состав числа. При этом на каждом занятии дети сами решали, в какой отдел они отправлялись за покупками. Дошкольники на одном занятии могли сложить систему знаний об изучаемой цифре. (Приложение 2)

      В дальнейшем, когда дети хорошо усвоили материал о количественном составе числа, мы могли отправляться за покупками в супермаркет, где они брали два пакета и складывали в них покупки. Это уже знакомство с составом числа из двух меньших. А  в подсистеме дошкольники определяли состав числа из единиц. И насколько сложный этот процесс был всегда для многих дошкольников, настолько он становится увлекательным, от того, что ребенок имеет возможность самостоятельно  почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только  частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодоление трудностей. (Приложение 3)

             Таким образом, можно сказать, что дошкольный возраст и технология ТРИЗ, даёт прекрасные возможности для развития способно стей к познанию математики. И от того, насколько были использо ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен циал взрос лого человека.  

Приложение 1

Приложение 2

3

4

5

Приложение 3

6

  1   1   1   1   1   1

1

Фамилия Имя Отчество (полностью)автора

Суровцева Надежда Васильевна

2

Название статьи (материала)

Математика

по - ТРИЗовски

3

Должность, предметная область, ученая степень, ученое звание, звание, категория

Воспитатель, высшая квалификационная категория, «Почетный работник общего образования»

4

Город, населенный пункт

г.Белгород

5

Представляемая организация

МДОУ детский сад №36 «Росинка»

7

Телефон служебный с указанием кода города

84722- 324733

8

Телефон домашний с указанием кода города

84622- 525746

9

E-mail (если есть)

doy36 @ mail.ru

10

Как Вы узнали о нашем сборнике?

11

Дата отправления  материалов

15.10.2010

12

Следует ли Вас информировать о будущих конференциях и сборниках?

        Информировать