Перспективный план развивающих игр
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Включены все игры, представляющие собой систему развития у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСЯЦ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛ И ПОСОБИЯ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1 кв. СЕНТЯБРЬ

Дидактические игры:

1) «Пазлы цифровые»

2) «Чудесный мешочек»

3) «Разложи по форме»

4) «Чудо-мешок»

Палочки Кюизенера:

1) «Цветик-семецветик»

2) «Выкладываем из палочек»

Блоки Дьенеша:

1) «Найди все фигуры» (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).

2) «Цепочка»

Развитие сенсорных способностей, знание цифр от 0 до 9,умение подбирать форму предмета

Научить узнавать предметы наощупь, сравнивать зрительное и осязательное впечатление.

Закрепить знание геометрических фигур, развивать наблюдательность и внимание, умение видеть в окружающих предметах определенные геометрические фигуры

Формирование представления о случайных и достоверных событиях (исход. опыта), подготовка к восприятию вероятности, разрешению соответствующих задач

Различие и называние цвета палочек

Умение работать со сценой, накладывать палочки на их изображение.

Развитие логического мышления, умение группировать предметы, по определенным свойствам: цвету, форме, величине, толщине.

 Пазлы цифровые и фигурные

Два комплекта одинаковых предметов – геометрических фигур, вырезанных из пластика или плотного картона.

Большие карты, с какой либо фигурой в центре и наборы карточек с предметами, имеющих контур геометрической фигуры.

Мешочек, шарики или кружки двух цветов (красный, желтый)

Схема на стр.1, палочки Кюизенера

Схема на стр.2-14

(см. «На златом крыльце сидели»), палочки Кюизенера

Блоки Дьенеша.

Блоки, кодовые карточки.

Консультация:

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА И ПОСОБИЯ».

ЦЕЛЬ:

Формировать у родителей представление о задачах математического развития детей, роли современных игровых технологий в формировании логического мышления старших дошкольников

1 кв. ОКТЯБРЬ

Дидактические игры:

1) «Раз, два…. Сосчитай!»

2) «Подбери цифры»

3) «Ребусы, лабиринты»

4) «Танграм»

Палочки Кюизенера:

  1. «Выкладываем сюжеты»:

А) «Птичий двор».

Б) «Аквариум».

  1. «Волшебные сказки»:

А) «Сказка острова Буяна»

Б) «Сказка о Емели».

Блоки Дьенеша:

  1. «Сделай узор»

2) «Воздушные шары»

  1. «Запомни узор»

  1. «Найди свой домик»

Вариант (1)

Игры Воскобовича:

1) «Чудо крестики»

Закрепить знание цифр до 10.

Закрепить количественный и порядковый счет, умение соотносить результат счета с соответствующей цифрой.

Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Развивать у детей умение анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, комбинаторные способности.

Развивать у детей восприятие формы, учить анализировать расположение предметов в пространстве

Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Обратить внимание детей на цвет предмета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Развивать у детей наблюдательность, внимание, память

Прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур

Развивать невербальное мышление (бессловесное), пространственную ориентацию, координацию движения, и мелкую моторику рук.

Большие карты с цифрами, маленькие карты с предметами в количестве до 10.

Набор цифр, карточки с изображением предметов в разных количествах.

Наглядные таблицы и схемы.

Квадрат 8*8 см из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезан на 7 частей.

Схема на стр. 15-16

Схема на стр. 17-18

Схема на стр. 19-22

Схема на стр. 24-26

Аппликация – образец, листы бумаги, геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники одинакового размера.

Наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги (6-7 цветов), круги такого же цвета.

Подоски белой бумаги, геометрические фигуры разной формы, размера, набор строительного материала

Геометрические фигуры различного цвета и формы (зависимости от знания детей), три обруча, игрушки (еж, заяц, мишка и т.д.)

Игровое поле, разноцветные фигуры (круги, треугольники, овалы)

Практикум для родителей:

«ИГРАЕМ В ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ».

ЦЕЛЬ:

Дать представление о содержании и правилах игр с палочками Кьюнезера и учить умению играть в эти игры вместе с детьми

1 кв. НОЯБРЬ

Дидактические игры:

1) «Домино детское»

2) «Колумбово яйцо»

3) «Приложи картинки»

4) «Геометрическая мозаика»

Палочки Кюизенера:

1) «Выкладываем сюжеты»

Блоки Дьенеша:

1) «Найди свой домик»

Вариант 2

2) «Пригласительный билет»

3) «Муравьи»

Игры Воскобовича:

1) «Геоконт»

Закрепить у детей навыки счета, определение количества, развивать сообразительность и логическое мышление

Развивать умение создавать из геометрических фигур образные и сюжетные изображения

Развивать логическое мышление и восприятие, закрепить счет и знание геометрических фигур, состав числа из 2

Закрепить знание цветов, геометрических фигур, умение располагать их так что бы получилось какое-либо изображение, развитие воображения

Умение работать со схемой, накладывая палочки на изображения, составлять рассказы по сюжетным картинкам

Закреплять умение различать цвет, форму, формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме

Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру

Развивать умение у детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображение предметов

Развивать мелкую моторику рук, произвольное внимание, память, формировать умение, анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства

Комплект домино с картинками и кружочками в разном количестве

Овал, размером 15*12 см, поделен на 10 частей: 4 треугольника (2 больших,  2 маленьких), две фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие)

Карточки с краями разной формы и с некоторым количеством разных геометрических фигур.

Набор геометрических фигур разных цветов и размеров, картинки с рисунками.

Схема на стр. 15-26

Ленты красного, синего, желтого, белого цвета; геометрические фигуры: круг (3 шт.-красный, синий, желтый); квадрат (3 шт.-красный, синий, желтый); треугольник (3 шт.- красный, синий, желтый), чудесный мешочек.

Треугольник – домик для лисы, квадрат – домик для зайца, прямоугольник – домик для ежика, круг – домик для белки, игрушки – звери, набор геометрических фигур.

2 набора логических блоков, большие и маленькие ворота, ленты из бумаги синего, желтого, красного цвета, 3 обруча.

Конструктор «геоконт»

Задание для занятий с детьми дома:

«ВЫЛОЖИ ЦИФРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК»

ЦЕЛЬ:

Продолжать работу по формированию совместной деятельности родителей и детей в математических играх

2 кв. ДЕКАБРЬ

Дидактические игры:

1) «Почини одеяло»

2) «Головоломки»

3) «Приложи картинки»

4) «Домики цифр» (найдите соседей числа, состав из 2-х, меньше)

Палочки Кюизенера:

1) «Улица разноцветных палочек»

2) «Цифры (выложи из палочек)»

Блоки Дьенеша:

1) «Кодовые карточки»

2) «Карусель»

3) «Найди и назови»

4) «Назови соседей»

Игры Воскобовича:

1) «Игровизор»

2) «Чудо – лукошко»

Знакомство с геометрическими фигурами, составление геометрических фигур из данных

Развитие восприятия и пространственных представлений

Развивать логическое мышление, восприятие, закрепить счет, знание геометрических фигур, состав числа из двух

Закрепить с детьми знание числового ряда, последовательности цифр в ряду, умение находить предыдущее и последующее число

Знакомство с принципом окраски палочек – «цветные семейки», соотношениями цвет – длина – число.

Знакомство с цифрами, умение работать со схемой, различные способы сравнения по длине (наложение, приложение, на глаз)

Развитие логического мышления, умение группировать предметы по определенным свойствам: цвету, форме, величине, толщине

Развивать у детей воображение, мышление, упражнять в умении различать, называть и систематизировать блоки по цвету, величине, форме

Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы, размера

Закрепить умение описывать геометрическую фигуру, определенного цвета, формы, размера

Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать интеллект – мышление, память, воображение

Научить детей считать. Складывать и вычитать, соотносить цифру с количеством, составлять десяток из двух, трех  меньших чисел, выделять множество полное и неполное

Геометрические фигуры, доска для геометрических фигур

Квадраты из картона одинакового цвета, поделенные на геометрические фигуры

Карточки с краями разной формы и с некоторым количеством разных геометрических фигур

Карточки с цифрами, карточки с домиками

Стр. 27 – 28, цветные палочки

Схема стр. 29, палочки

Блоки, кодовые карточки, обручи 3 шт., схемы, таблицы

Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; касса, билеты (логические блоки – два набора)

Набор из 10 – 12 геометрических фигур (логических блоков)

Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, размера, формы

Папка с прозрачным верхом, куда вкладываются листы с заданием, фломастеры

Нарисованное лукошко на картоне и фигурки грибов из картона

Открытое занятие по математике: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ»

ЦЕЛЬ:

 Дать родителям представление о формах, содержании, методах и приемах развития логико-математического мышления детей

2 кв. ЯНВАРЬ

Логические игры:

1) «Подбери цифру»

2) Игра – головоломка «Пифагор»

3) «Расскажи про свой узор»

4) «Надень варежку»

5) «Разложи по форме»

Палочки Кюизенера:

1) «Буквы» (выложить из палочек)

2) «Выкладываем слова»

Блоки Дьенеша:

1) «Игра с одним обручем»

2) «Разноцветные шары»

3) «Волшебный ключик»

4) «Логические фигуры»

Игры Воскобовича:

1) «Математическая корзина»

Закрепить количественный и порядковый счет, умение соотносить результат счета с соответствующей цифрой

Развитие мыслительной деятельности, воображения, смекалки. Составление из 7 геометрических фигур – плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных

Учить составлять симметричный узор на квадрате или прямоугольнике, учить определять и правильно называть что, где расположено

Развивать произвольное восприятие  внимание, умение сравнивать и сопоставлять

Закрепить знание геометрических фигур, развивать наблюдательность и внимание, умение видеть в окружающих предметах определенные геометрические фигуры

Знакомство с буквами, выкладывание по схеме

Составление слов, выкладывание по схеме, самоконтроль

Развитие логического мышления, классификация по одному свойству

Развивать логическое мышление, учить читать кодовое обозначение логических блоков

Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, учить сравнивать и обобщать

Развивать умение задать вопросы, развивать умение выделять свойства

Развитие мелкой моторики рук ребенка (ребенок манипулирует грибками и корзинками), развитие сенсорных способностей (восприятие цвета), счет

Набор цифр, карточки с изображением предметов в разных количествах

Квадрат размером 7*7см. разрезан на геометрические фигуры

Квадрат или прямоугольник, геометрические фигуры

Варежки с разными рисунками, орнаментом, оформлением, цветом.

Большие карты с какой либо фигурой в центре и наборы карточек с предметами, имеющих ярко выраженный контур геометрической фигуры

Схема 30 – 31 и палочки

Схема стр. 32, палочки цветные

Обруч и комплект «фигуры»

Два больших круга красного, синего цветов, два овала, узкие полоски белого цвета, кодовые карточки

Волшебный ключик, состоящий из логических блоков, набор знаков, обозначающих цвет, форму, размер, листы бумаги. Цветные карандаши

Фишки

Картонная корзина с отверстиями для грибов, карандаши, листы бумаги

Вечер развлечений:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН»

ЦЕЛЬ:

Привлечь родителей к активному участию в познавательной, досуговой деятельности детей

2 кв. ФЕВРАЛЬ

Дидактические игры:

1) «Спортсмены строятся»

2) «Геометрик»

3) «Монгольская игра»

4) «Откуда и чей голос»

Палочки Кюизенера:

1) «Расколдуй сказку»

2) «Продолжите узор»

Блоки Дьенеша:

1) «Игра с двумя обручами»

2) «Поле чудес»

3) «На полянке»

4) «Поезд»

Игры Воскобовича:

1) «Цифро-цирк»

Упорядочивание предметов по величине

Закрепить знание геометрических фигур, развивать воображение и умение анализировать образец, умение воссоздавать его

Учить детей рассказывать способ расположения частей, составляемой фигуре, планировать ход составления

Формирование пространственных представлений

Выявить связь между числом и цветом палочки. Освоение операции декодирования

Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней

Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам

Развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков

Дать представление о множестве, обратить внимание детей на свойство геометрических фигур. Научить делить множество на подмножество. Опираясь на определенный признак предмета

Упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Учить читать блоки по знакам. Развивать внимание память

Развитие внимания, воображения и речи. Умение отсчитывать необходимое количество, называть числа и цифры, обозначать количества числом и цифрой

10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см.

Игровое поле с гвоздиками, набор резинок, схемы

Наборы фигур к «монгольской игре»

Словесное указание

Схема стр. 33

Схема стр. 34, цветные палочки

Два обруча, блоки Дьенеша

Набор блоков, кодовые карточки, вращающийся барабан «Поле-чудес»

Набор блоков, разноцветные цветы из бумаги, значки для детей с изображением пчелок

Набор блоков, комплект знаков, импровизированный поезд, цветные дорожки, обручи, билеты, наборное полотно

Картинка из 15 фрагментов или мозаичные фигурки

Информационная папка для родителей:

«МАТЕМАТИКА И ИГРА»

(информация о блоках Дьенеша)

3 кв. МАРТ

Дидактические игры:

1) «Наоборот»

2) «Помогите числам занять свои места по порядку»

3) «Угадай загадки Буратино»

4) «Заполни квадрат»

5) Альбом «1, 2, 3, 4, 5 – я иду считать»

Палочки Кюизенера:

1) «Выложи из палочек»

2) «Для вас, девочки»

Блоки Дьенеша:

1) «Равенство»

2) « Подарим кукле бусы»

3) « Определи и разложи по цвету»

4) «Найди и разложи по форме»

Игры Воскобовича:

1) «Чудо-цветик»

Развитие речи у детей, включение в их активный словарь понятий: толстый, тонкий, широкий, узкий и т.д.

Закрепление представления о порядковом значении числа

Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков

Упорядочивание предметов по различным признакам

Упражнять детей в количественном и порядковом счете, умении сравнивать и определять большее, меньшее количество

Умение выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру, развитие аналитических способностей

Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользуясь схемой, создание сюжета, составление рассказов

Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между 2 группами предметов, упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить

Закрепить представление детей о геометрических фигурах, закрепить умение выделять нужный блок из множества, учить детей выкладывать алгоритм по цепочки

Развивать умение классифицировать и абстрагировать фигуры по цвету, учить кодировать геометрические фигуры через отрицание, развивать логическое мышление

Закреплять умение детей классифицировать и абстрагировать фигуры по форме, учить кодировать и декодировать геометрические фигуры через знак отрицания

Освоение состава 10, соотношение целого и части, развивать мышление, память, речь

Мяч

Карточки с цифрами от 0 до 9

Круг, квадрат, треугольник, содержание игры

Набор геометрических фигур различных по форме и цвету

Альбомные листы с изображением различных предметов и с различными заданиями на обратной стороне листа

Схема на стр. 35-38

Схема на стр. 39-40

2 коробки с одинаковыми наборами блоков

Набор блоков, карточки с алгоритмами

Набор блоков, обруч

Набор блоков, обруч

Забавные фигурки из картонного материала

Тематическая встреча:

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»

3 кв. АПРЕЛЬ

Дидактические игры:

1) «Дерево»

 2) «Математическая игра»

3) «Примеров много, ответ один»

4) «Перевертыши»

 Палочки Кюизенера:

1) «Это вам, мальчики»

2) «Сказочный город»

Блоки Дьенеша:

1) «Рыбка»

2) «Угощение для медвежат»

3) «Божья коровка»

4) «Художники»

Игры Воскобовича:

1) «Шнур-затейник»

Формирование классифицирующей деятельности: по цвету, форме и величине. По форме, величине и цвету

Понятие о числах, решении составления примеров, задач, знание геометрических фигур, арифметических знаков и монет

Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10

Учить детей создавать образы на основе механического изображения

Самостоятельное выкладывание изображений. Придумывание сюжета и составление рассказа

Умение работать со схемой, создание своих сюжетов

Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную, развивать фантазию и мышление

Развитие умения сравнивать предметы по одному и четырем свойствам, понимание слов: разные, одинаковые. Подведение к пониманию отрицания свойств

Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную

Развитие умения анализировать форму предметов, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения)

Закрепить знание детей в написании цифр разноцветными шнурами, развивать воображение и мелкую моторику рук

Схемы

Магнитные фигуры, знаки, цифры, монеты

Набор карточек с числами

Наборы карточек по 8-16 штук для каждого ребенка, на каждой карточке схематическое изображение простой геометрической фигуры

Схема стр. 41-42

Схема стр. 43-44

Блоки Дьенеша

Карточки со знаками, символами свойств и логические фигуры

Логические фигуры или Блоки Дьенеша

Эскизы картин, дополнительные детали из картона (стр11-15), набор блоков

Игровое поле с разноцветными дорожками и узорами

Консультация для родителей

«Развивающие игры Воскобовича»

3кв. МАЙ

Дидактические игры:

1) «Сколько всего? На сколько больше?»

2) «Головоломки»

3) «Нарисуй картинку палочками»

4) «Замени одной монетой»

Палочки Кюизенера:

1) «Кроссворд»

2) «Это мы придумали сами»

3) «Кростики»

Блоки Дьенеша:

1) «Игра с тремя обручами»

2) «Магазин»

3) «Украсим елку бусами»

4) «Логический поезд»

Игры Воскобовича:

1) «Умелые лапки»

2) «Планета умножений»

Формирование навыков сложения и вычитания

Составление фигур- головоломок самостоятельно

Закрепить умение детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины, выделять в предмете основные детали

Развитие логического мышления, изображения, упражнение в сложении и вычитании чисел

Навыки работы по разгадыванию кроссвордов, развитие интереса и сообразительности

Развитие творческих способностей, умение самостоятельно зарисовывать изображение

Умение самостоятельно ориентироваться на листе бумаги в клетку, выкладывать предмет из палочек, развивать аналитические способности

Формирование логической операции, классификация по трем свойствам

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета

Развитие способностей к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно в строгом соответствии с правилами

Развивает мелкую моторику детских пальцев, формирует умение анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства в игре

Набор фигур, карточки с цифрами и знаками: +, -, =

Картон и гуашь, ножницы

Картинки с изображением различных предметов, ребристые палочки

Монеты, достоинством в 1 руб., 5 руб., 10 руб.

Схема стр. 45

Схема стр. 46-48

Ламинированы лист бумаги в клетку – экран, цветные палочки

Игровые листы, блоки Дьенеша

Карточки с изображением предметов (стр. 16-17), (товар), логические фигуры

Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур (стр.20-21)

Карточки с символами изменения свойств (стр. 26-27), 3 паровоза разного цвета, 4 вагона

Планшет

Родительское собрание:

«РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ЕГО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ

СО СТАРШИМИ ДОКОЛЬНИКАМИ

ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Перспективный план развивающих игр «Я познаю Башкортостан»

В данной публикации вы можете увидеть какие игры можно использовать на каждый возраст, начиная со средней группы,в течение учебного года по месяцам на башкирскую тематику....

Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста

активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...

Перспективный план развивающей работы педагога-психолога по группам 2020-2021 учебный год

Цель психологического сопровождения – содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адапт...