Мышление
материал по математике по теме

Татьяна Михайловна Лущик

 

  • Что такое мышление?
  • Особенности мышления у детей с общей интеллектуальной недостаточностью.
  • Причины нарушения мышления.

 

 

 

  • Условия развития  мышления у детей с общей интеллектуальной недостаточностью
  • этапы работы над развитием мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myshlenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление:

  1. Это высшая форма отражения окружающей действительности.
  2. Это психический процесс, направленный на обобщённое и опосредованное опознание объективной действительности, путём раскрытия связей и отношений, существующих между познавательными  предметами и явлениями.

Наглядно-образное

Это умение действовать в уме, оперируя образами представлений.

Наглядно-действенное

Это форма мышления, которая возникает в практической деятельности: бытовой, предметно-игровой.

Словесно-логическое

Без специального обучения не развивается

Особенности мышления у детей с общей интеллектуальной недостаточностью.

  1. Конкретность.

  1. Тугоподвижность.

  1. Слабая обобщённость.

  1. Не последовательность.

  1. Не критичность.

  1. Не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости.

  1. Инертность мышления.

  1. Склонность к подражательности и стереотипии.

Причины нарушения мышления.

  1. Неполноценность и недоразвитость мотивационной сферы.

  1. Недоразвитие всех основных психических функций в особенности речевой, планирующей и регулирующей.

  1. Нарушена 1 и 2 сигнальная системы.

  1. Отсутствие познавательных процессов.

  1. Слабость и неполноценность высших условно-рефлекторных связей.

  1. Стойкое диффузное органическое поражение коры головного мозга.

Условия развития  мышления у детей с общей интеллектуальной недостаточностью.

  1. Наличие знаний о явлениях, предметах окружающего и  дифференцированное проявление их в условиях мыслительной задачи.

  1. Активация имеющегося опыта с обязательным его уточнением.

  1. Развитие речи для выполнения мыслительной задачи.

  1. Организация мыслительной деятельности.

  1. Переход от более простых к более сложным мыслительным операциям.

  1. Активация мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта требуется на протяжении всего занятия.

  1. Многократное выполнение заданий, сходных по содержанию и различных по способу действий: при объяснении нового материала, задания выполняются практически, после даётся словесный отчёт.

1 этап работы.

ЗАДАЧА:

Формирование целостного восприятия ситуаций изображённых на картинках.

ЦЕЛИ:

  1. Формирование предпосылок для перехода от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению.
  2. Учить устанавливать связь между предметами, изображёнными на картинке и необходимостью использования отсутствующего предмета.
  3. Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
  4. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами. Анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
  5. Формировать понимание последовательности событий, изображённых на картинках.

2 этап работы.

ЗАДАЧА:

Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

ЦЕЛИ:

  1. Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов.
  2. Формирование детьми овладения действий замещения.
  3. Формирование развития ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

3 этап работы.

ЗАДАЧА:

Формирование соотношения между словом и образом.

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, - закрепление представлений об окружающем.
  2. Формирование  умений выбирать соответствующую  картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
  3. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...