Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Волоковых Любовь Валерьевна

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metod_6_shlyap_myshleniya.ppt981 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления по методике Эдварда де Бано «Шесть шляп мышления» Составила: Волоковых Любовь Валерьевна

Слайд 2

«Качество мышления – основной ресурс успешности» «В способности думать заключена основа человеческой деятельности» Э. де Боно

Слайд 3

Эдвард де Боно Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения детей с пяти лет, особенно в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

Слайд 4

Шесть шляп мышления Шесть Шляп Мышления » (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе « Шести шляп » лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление - это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Слайд 5

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности: 1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки. 2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”. 3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, одновременно. В результате концентрация внимания снижается, мы что-то забываем и выпускаем из виду. Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Слайд 6

Краткое изложение принципов использования шести шляп

Слайд 7

Белая шляпа: информация, вопросы. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том: Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Как нам ее получить?

Слайд 8

Красная шляпа: чувства, интуиция, э моции, предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Слайд 9

Черная шляпа: критика, о сторожность, суждение, оценка. Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Слайд 10

Желтая шляпа: логический позитив, преимущества Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Слайд 11

Зеленая шляпа: креативность, т ворчество, различные идеи, новые идеи, предложения. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Слайд 12

Синяя шляпа: управление процессом, организация мышления, мышление о мышлении. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Слайд 13

Почему «Шесть шляп»? Во-первых , каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому , меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;

Слайд 14

Почему «Шесть шляп»? Во-вторых , шляпу очень легко надеть и снять, поэтом у надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций.

Слайд 15

Почему «Шесть шляп»? В-третьих , «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.

Слайд 16

Почему «Шесть шляп»? Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний, особенно в детские годы.

Слайд 17

1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. «Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее?» «Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?» Четыре типа использования ШЛЯП

Слайд 18

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. «Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент».

Слайд 19

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. « Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступим таким образом?»

Слайд 20

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Слайд 21

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий Преимущества

Слайд 22

мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом - эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу, в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Слайд 23

Как уже говорилось, «Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи, планы, решение проблем. В одиночной работе - планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе - проведение встреч, опять-таки оценка и планирование, разрешение конфликтов, обучение. Применения

Слайд 24

Творческое мышление Критическое мышление Толерантность Технология « Шесть шляп мышления » Эдварда де Боно позволяет развивать :

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Использование блоков З. Дьенеша для развития логических операций мышления в дошкольном возрасте".

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Опыт россий...

Презентация к проекту „Развитие мышления в дошкольном возрасте""

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению за­дачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы; пер...

Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...

Презентация на тему: "Развитие памяти, внимания, мышления у дошкольников"

Особенности псхо-физического развития у детей дошкольного возраста...