Статья «Изучаем названия геометрических фигур в игре «Танграм».
статья по математике (средняя группа) по теме

Быкова Галина Григорьевна

Изучение геометрических фигур, с помощью игры «Танграм». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_geometricheskie_figury_cherez_igru-bykova1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Изучаем названия геометрических

фигур в игре «Танграм».

                                                                                                                                                                                              

Группа детей среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность и неоднородность      общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяют большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, поднимаются на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания: они развивают интерес к математическим представлениям, способствуют формированию умственных способностей детей.

Дошкольники с удовольствием решают задачи на смекалку, головоломки, задачи на построение, например: перекладывают 1, 2, 3 палочек из одной фигуры, получают другую (из фигуры домика делают флажок и др.).

Для закрепления и уточнения знаний даю разного рода задания. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие.

Одной из составных частей методического сопровождения по разделу «Элементарные математические представления в детском саду» является игра «Танграм». Игра интересна детям, их увлекает результат, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Для увлечения детей предложенной мною игрой «Танграм» я использовала брошюру Тарабариной Т.И. «И учеба и игра: математика и свои знания по разделу «Математика в детском саду», полученные в педагогическом Колледже, студенткой которого я являюсь и сегодня.

Игра «Танграм» - одна из несложных математических игр.  Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезаю на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат.

Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много разных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы.

На первом этапе освоения игры «Танграм» провожу ряд упражнений, направленных на  развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостей фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в  соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющихся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

                           

 Сначала игра «Танграм» проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдая за детьми во время игры подтвердили факт,  что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду – фишку. Детей это еще больше заинтересовало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры «Танграм».

Во время игры в «Танграм» у детей закрепляются навыки количественного счета. Они практически овладевают порядковым счетом. Так, если считать таны картинки «Ракета» сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте. Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.

Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры «Танграм». Постоянно закрепляются знания детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата). Играя, переставляя маленькие картонные фигурки – таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

Полезно в процессе практической деятельности вести с ребенком разговоры о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают количество, видоизменяют. Такая деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству.

Последовательные этапы освоения игры «Танграм» в группе детей 5 лет.

Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлением из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя – фланелеграф и набор фигур к нему.

Ход игры: Я предлагаю детям рассмотреть фигуры, назвать их, сосчитать количество общее.

Предлагаю поиграть с геометрическими фигурами:

1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.

Вопросы для анализа: Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?  Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся). Сколько всего треугольников и какого они размера? (Два больших,                                            

2 маленьких и 1 средний).

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Я прошу назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

Вопросы для анализа: Какую фигуру составили? Как? (Присоединили к большому треугольнику средний и наоборот). Покажите стороны и углы четырехугольника каждой отдельной фигуры.

В итоге я обобщаю: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры – квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показываю на фланелеграфе).

Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Материал: у детей – наборы к игре «Танграм». У воспитателя – фланелеграф и таблицы с изображениями на них геометрическими фигурами.

Ход игры: дети рассматривают фигуры, делят их по моему заданию на 2 группы: треугольники и четырехугольники. Я поясняю, что этот набор фигур к игре, называется «Танграм». Так ее назвали по имени ученого, придумавшего игру. Можем составить много интересных изображений.

1. Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.

2. Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала – квадрат, затем – четырехугольник).

3. Составить новую фигуру из 2 больших  и среднего треугольника (пятиугольник и четырехугольник).

4. Я показываю таблицу и прошу детей составить такие же фигуры. Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их, а я составляю их на фланелеграфе.

Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Второй этап освоения игры – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо анализировать форму и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры (на плоскости очень важно умение мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые  происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный,  но он невозможен без развитого умения  видеть пропорциональное соотношение частей фигуры.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Детям показываю расчлененный образец (силуэт зайца) и объясняю цель: создать такой же. Составляя силуэт зайца дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что в этом возрасте недоступен самостоятельный анализ расположения частей. Дети затрудняются, могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку  только после указания.

Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игры: это обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.

Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: у детей набор фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы: Я показываю детям образец фигуры-силуэта зайца и говорю:

- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? Надо назвать фигуру и ее величину, т.к. треугольники, из которых составлен заяц (показываю), разных размеров.

Предлагаю нескольким детям выложить фигуры.

Стёпа: Голова зайца составлена из квадрата, ухо – их четырехугольника, туловище – из 2-х треугольников, а лапы тоже из треугольников.

Я спрашиваю: Правильно ли рассказал Стёпа? Если заметили ошибки, исправьте их.

Настя: Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) – из среднего треугольника и маленького, а другую – из маленького треугольника.

Я говорю: Теперь смотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.

Маша: Это четырехугольник (показываю его контур, считаю углы, стороны).

Я спрашиваю: А какую фигуру образуют вместе средний и маленьких треугольник?

Алена: Прямоугольник.

Саша: Нет, это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.

Я говорю: Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составьте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли сделал.

После того, как фигура готова, я прошу двоих детей рассказать, как они составляли ее, т.е. назвать расположение частей по порядку.

Маша Маз.: Я составила так: голову и ухо из квадрата и четырехугольника, туловище из 2 больших треугольников, лапы из среднего и маленького и 1 лапку из маленького треугольника.

Сережа: У меня ухо сделано из четырехугольника, голова из квадрата, туловище – из больших треугольников, лапы – из 2 треугольников.

Анализ образца проводится под моим руководством. В дальнейшем предлагаю детям самостоятельно рассмотреть фигуру и составить ее. Дети 5-ти лет составляют наиболее простые фигуры-силуэты: зайца, журавля, лисы.

В течение 5 занятий дети учатся анализировать расчлененный образец, создавать плоскостное изображение, правильно располагая в пространстве геометрические фигуры.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающая игра "Танграм"

Особое место среди математических развлечений занимает игра "Танграм" на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических  фигу...

Колумбово яйцо. Вьетнамская игра. Танграм.

склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Однако немногие из этих головоломок сохранились до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и...

Консультация для родителей: "Плоскостное моделирование в развивающей игре "Танграм""

Что из себя представляет игра "Танграм" и какое развивающее значение имеет....

Статья "ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВМЕСТЕ С ЭКОЛОГИЕЙ"

В настоящее время на наших дорогах огромное количество транспортных средств, которые паркуются на газонах, тротуарах, во дворах, около детских площадок, тем самым подвергая опасности жизнь пешеходов и...

Статья: " Изучаем с детьми дорожную азбуку"

Рекомендации для воспитателей и родителей о формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге....

статья. Изучаем ПДД с малышами".

Стаья " Изучаем ПДД с малышами"....