Диагностика представлений и умений детей подготовительной группы
тест по математике (подготовительная группа) по теме

Симонова Алена Александровна

Представлено несколько методик диагностики детей подготовительной группы освоения программного материала по разделу "Элементарные математические представления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика представлений и умений детей подготовительной группы по разделу программы "Первые шаги в математику"

Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряет с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере). Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение "многоугольник". Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры). Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени. "Читает" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мерок, но с помощью воспитателя справляется с заданием.

Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение "многоугольник". Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, а также в определении наличия и отсутствия свойства.

Ориентируется в пространстве и времени.

Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может "расшифровать" условные обозначения.

Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

Низкий - Ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие /отсутствие признака.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Методика обследования.

Методика N 1 - Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 20.

Методика N 2 - Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 8 и 10; 11 и 13; 16 и 18.

Методика N 3 - Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5; умения различать количественный и порядковый счёт.

Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая по счёту картошка; который по счёту помидор; просит посчитать по порядку.

Методика N 4 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика N 5 - Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика N 6 - Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку придумать задачу, "записать" её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решал.

Методика N 7 - Выявление умений измерять с помощью линейки.

Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку определить длину отрезка с помощью линейки.

Методика N 8 - Выявление умений считать по заданной мере.

Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сделать кучу из двух ложек крупы. После выполнения задания, даёт следующее: "Отложи рядом ещё две такие же кучки крупы".

Методика N 9 - Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика N 10 - Выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика N 11 - Выявление знаний о днях недели и месяцах.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку

· Назвать все дни недели по порядку;

· Назвать сегодняшний день недели; сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

· Какой сейчас месяц;

· Какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель, а какой - летний: сентябрь, июль, февраль.

Методика N 12 - Выявление умений обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал. Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению. На полу лежит обруч. Ребёнку предлагается выполнить задание: положить внутри обруча все красные обручи, а вне обруча - все остальные. Ребёнку задаётся вопрос: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойства блоков вне обруча определяется через свойства тех, которые лежат внутри.

Методика N 13 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал . Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению . Ребенку предлагается выложить дорожку из блоков Дьенеша в соответствии с предложенным алгоритмом чередования цвета, формы и размера. (См. "Математика от 3 до 7", игра "Выложи дорожку", стр. 148).

Методика N 14 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал . Логические таблицы.

Инструкция к проведению . Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру (См. "Математика от 3 до 7", игра "Заполни пустые клетки", стр. 110) и поразмышлять вслух.

Методика N 15 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу программы математическое развитие.

Организованная работа по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей....

Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Формирование у детей подготовительной группы умений работать в группе

Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ними совместной деятельности и возникают уже к 3 - 4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме, а затем принимают активную форм...

Самообразование на тему; «Формирование сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»

Тему своего первого самообразования хотелось бы выложить здесь. Игра для младшего дошкольника - это одна из ключевых видов деятельности, поэтому именно такая тема самообразования на мой взгляд являетс...

Цикл домашних рекомендаций по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений для родителей детей подготовительной группы с ЗПР

Данный материал содержит рекомендации, задания и упражнения для закрепления в домашних условиях в игровой форме зананий об окружающем мире, своем городе, стране, народе, а также поработать над элемент...

Театрализованное представление Дюймовочка для детей подготовительной группы

Сценарий театрализованного представления для детей подготовительной группы Дюймовочка...

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возрастаДля того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошко...