презентация о временных представлениях у дошкольников
презентация по математике по теме

презентация дает представление об особенностях восприятия дошкольниками временных представлений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности временных представлений детей и методика их формирования » Студентка 3 курса «ДПП» Жукова М.В.

Слайд 2

ВРЕМЯ –объективно существующая реальность, объект познания Восприятие времени – отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности. ( Д.Б.Экльконин ) В основе восприятия времени – ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы. «Измеритель времени – слух, а память времени – слуховая память» (И.М.Сеченов)

Слайд 3

Восприятие времени субъективно Оно определяется характером переживаний и эмоциональных состояний субъекта: время «короче», если деятельность человека интересна, разнообразна и преобладают положительные эмоции; длительное растяжение временных интервалов происходит , если человек бездействует и преобладают отрицательные эмоции. (Т.П.Зинченко)

Слайд 4

Отражение и осознание времени В древности В настоящее время *через производственные процессы, согласованные с природными циклами (название месяцев народного нанайского календаря – «месяц горбуши», «месяц летней киты», «месяц осенней киты», «месяц петель на соболя» и т.п.) *с помощью культурно-исторических средств измерения времени (часовые механизмы, календари, учебники истории, внутренние сенсорные эталоны) Биологические часы человека

Слайд 5

Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства. 1.Текучесть времени Единица времени не может быть воспринята сразу, « одномоментно », а только последовательно: начало – конец, секунда – минута – час 2.У человека нет специального анализатора для восприятия времени, а у ребенка нет слаженности в работе анализаторов Время познается опосредованно, через движения и ритм жизненных процессов (пульс, частота дыхания) или с помощью технических средств (часов)

Слайд 6

Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства. 3.Восприятие времени искажается субъективными факторами: значимость для S , состояние человека, заполненность временного промежутка 4.Сложность и изменчивость обозначения временных отношений «завтра» _ после ночи _ «сегодня» _ через 24 часа_ «вчера» 5.Объективное движение времени независимо от воли и действий человека 6.Сложность выделения времени в давно прошедших событиях (это было давно, еще до войны)

Слайд 7

Последовательность обучения временным понятиям Возрастная категория Знание о единицах измерения времени Знание о соотношении единиц измерения времени Знание о скорости протекания процессов времени Знание последовательности событий во времени 2 младшая (3-4 лет) Части суток - - Раньше – позже, сначала - потом Средняя (4-5 лет) Сутки Сутки состоят из частей: утро, день, вечер, ночь Быстро, медленно Вчера, сегодня, завтра Старшая (5-6 лет) Неделя, месяц Недели составляют месяц Контрастное сравнивание: быстро, медленно Определение какой день был вчера, сегодня, завтра Подготов . (6-7 лет) Месяцы, текущий месяц, календарный год, дни недели, времена года Неделя составляет месяц, месяцы - год Минута составляет час Определение темпа: быстро или медленно + знакомство с часами и определение времени по ним Смена времен года

Слайд 8

Методика ознакомления с временными понятиями Возрастная категория Методы и приемы Формы организации 2 младшая (3-4 лет) -опора на практическую деятельность детей, природные показатели и наглядность -иллюстративный материал, -стихотворения , отрывки рассказов -беседы индивидуальные и групповые с опорой на личный опыт детей -на занятиях -дидактические игры Средняя (4-5 лет) -опора на практическую деятельность детей и взрослых, природные показатели и наглядность иллюстративный материал художественное слово дидактические игры цветовой раздаточный материал (карточки – знаки): соотнесение цветовых знаков с изображением частей суток Беседы индивидуальные и групповые, на занятиях, дидактические игры, наблюдения за явлениями, символизирующими время на прогулке

Слайд 9

Методика ознакомления с временными понятиями Возрастная категория Методы и приемы Формы организации Старшая (5-6 лет) -иллюстративный материал -художественное слово: стихотворения, сказки, загадки, рассказы об определении времени в старину дидактические игры арифметические задачи моделирование: календари, цветовые знаки-символы недели и съемный календарь -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -беседы о происхождении названий дней недели, о их последовательности Подготов . (6-7 лет) -иллюстративный материал -художественное слово: стихотворения, сказки, пословицы и поговорки, загадки, рассказы о технических средствах для определении времени -дидактические игры арифметические задачи моделирование: календари, часовые механизмы и модели часов, календарного года -проблемные ситуации -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -беседы о происхождении названий месяцев, о их последовательности

Слайд 10

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Ознакомление с интервалами времени в 1, 3, 5, 10 минут Этапы работы Используемые материалы 1.Знакомство с длительностью 1,3,5,10 минут с использованием секундомера, песочных часов, часов – конструкторов для восприятия детьми длительности указанных интервалов 2.Обеспечение переживания длительности интервалов времени 3.Обучение выполнению работы в указанные интервалы времени, обучение измерению времени и оцениванию длительности деятельности, регулированию темпа ее выполнения Определение окончания срока выполнения деятельности по песочным часам Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности Предварительное планирование объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющихся представления о его длительности Песочные часы Секундомер Счетные палочки для выкладывания узоров Материалы к заданиям: разрезание бумаги и бумажных геометрических фигур, складывание узора, одевание и раздевание куклы Часы-конструктор с прозрачным корпусом Макеты часов Настоящие часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Презентация "Формирование временных представлений у дошкольников"

Формирование временных представлений у дошкольников...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Презентация "Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников"

В помощь педагогам раеннго и дошкольного возрастов по организации работы по данному направлению...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...