Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста.
статья по математике по теме

Конакова Римма Алексеевна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачидолжны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… и многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОУ и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приёмами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создаёт предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты. Существует 5 основных задач предматематической подготовки детей в ДОУ.

Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».

Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления – классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.

         Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учётом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления.

Формирование сенсорных процессов и способностей. В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только не перцептивном, но и на интеллектуальном уровне (Л. А. Венгер). Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в дошкольном возрасте только лишь начинается.

      Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

         Количественные отношения ребёнок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определённой целью – узнать, сколько предметов. При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и её способы. От ребёнка требуют рассказать, что он сделал. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

         Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщённое значение в процессе обучения и. наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.

         При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста в 2016 г. к школе, согласно ФГОС дошкольного образования.

Диагностика готовности к обучению в школе детей 6–7 лет Практическая значимость определения психологической готовности детей к обучению в школе сохраняет свою актуальность, так как поступление ребенка...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

Консультация для родителей «Предматематическая подготовка в дошкольном возрасте средствами развития логического мышления»

Консультация для родителей«Предматематическая подготовка в дошкольном возрасте средствами развития логического мышления»...

Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.

В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников....

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...