Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_programma_0.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
Школа №777 дошкольное отделение №3
Рабочая программа
«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:
подготовка к обучению элементам грамоты»
Возраст детей – с 5 до 7 лет
Количество лет обучения – 1 / 2 года
Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут
(61занятие в 1-й год обучения, 59 занятий во 2-й год обучения)
Реализует программу: старший воспитатель Козлова Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией простого предложения.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1-й год - развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет
2-й год - развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
- формирование графических навыков
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Программа на учебный год:
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Основные этапы и содержание работы
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала
Предполагаемый результат
К концу учебного года ребёнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
месяц | № | Дата | Тема | Методические приемы |
октябрь | 1 | 02.10 | Вводное занятие: Звук и буква, слог как часть слова | Графическое изображение звука в слове (квадрат), графическое изображение слова (прямоугольник). |
2 | 05.10 | Звук и буква А. Звук А | Граф. изображение гласного звука (красный квадрат), место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Кто внимательный» | |
3 | 09.10 | Буква А | Определение места буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображение. Написание буквы в клетке. | |
4 | 12.10 | Звук и буква О. Звук О | Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Кто внимательный» | |
5 | 16.10 | Буква О | Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображении, печатание буквы. Рисование мячей. Игра «Схема-слово» | |
6 | 19.10 | Тема и буква У. Звук У | Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово» | |
7 | 23.10 | Буква У | Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображении, печатание буквы. Рисование крючков. Игра «Соедини правильно». | |
8 | 26.10 | Звук и буква Ы. Звук Ы | Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Загадки, предметы, схемы» | |
9 | 30.10 | Буква Ы | Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображении, печатание буквы. Игра «Ну-ка, буква, отзовись» | |
ноябрь | 10 | 02.11 | Звук и буква Э. Звук Э | Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Закончи предложение» |
11 | 09.11 | Буква Э | Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображении, печатание буквы. Закрепление писать гласные буквы А, О, У, Э. Игра «Кто больше» | |
12 | 13.11 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала. | Печатание и чтение слогов. Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». Игры: «Звук и буква». | |
13 | 16.11 | Тема - Звук и буква Л | Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Деление слов на слоги. Печатание буквы. Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | |
20.11 | Тема - Звук и буква Л. Буква Л | Печатание и чтение слогов. Вычленение и написание 1-го слога в словах. Игра «раздели правильно. | ||
14 | 23.11 | Звук и буква М | Граф. изображение твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. | |
15 | 27.11 | Звук и буква М | Печатание буквы, чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Игра «Слоговые домики». Определение первого слога в словах. Чтение слов из пройденных букв (мама, мыло). Выделение ударного слога, ударных гласных. Знакомство с ударением, его обозначением. Звуковой анализ слов. | |
16 | 30.11 | Звук и буква Н. Звук Н | Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Деление слов на слоги, определение ударного слога. Звуковой анализ слов. Игра «Кто больше» | |
декабрь | 17 | 04.12 | Звук и буква Н. Буква Н | Печатание буквы, чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Игра «Слоговые домики». Чтение слов из пройденных букв (луна, мыло). Написание слов знаками и буквами. Звуко-буквенный анализ сов. Фонетический разбор слов. Игра «Кто больше» |
18 | 07.12 | Звук и буква Р. Чтение слогов | Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Определи место звука в слове и обозначь на схеме». | |
19 | 11.12 | Звук и буква Р. Знакомство с предложением. | Печатание буквы, чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Игра «Слова и слоги». Фонетический разбор слов. Чтение предложения. Схема предложения. | |
20 | 14.12 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. | Определение места звука в слове. Чтение слогов и слов. Игры: «Звук потерялся», «Звук и буква», «Подскажи словечко» | |
21 | 18.12 | Буква Я | Буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков | |
22 | 21.12 | Буква Я | Печатание буквы. Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. Записываем предложение в виде схемы. Записывание слов в виде схемы. | |
23 | 25.12 | Буква Ю | Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, запись слов ЛУК, ЛЮК условными обозначениями, | |
24 | 28.12 | Буква Ю | Печатание буквы. Запись слов ЛУК, ЛЮК, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Игровое упражнение «Напиши правильно». Обозначение ударения. | |
январь | 25 | 11.01 | Буква Е. Чтение слогов, слов | Графическое изображение буквы и её условное обозначение(красный квадрат), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение слов: море, Лена, мел. Фонетический разбор слов. |
26 | 15.01 | Буква Е. Составление предложений. | Составление предложений по с заданными словами, по схеме. Составление схемы предложения. Фонетический разбор слов в предложении | |
27 | 18.01 | Буква Ё. Чтение слогов, слов. | Графическое изображение буквы и её условное обозначение (красный квадрат), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков. | |
28 | 22.01 | Буквы Е, Ё | Чтение слогов, слов с гласными Е. Ё. Запись слов: мел, лён. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический разбор этих слов. Игра «Подскажи словечко». Составление предложений. | |
29 | 25.01 | Звук и буква И. Звук И | Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово». Условное обозначение звука – красный квадрат. Игра «Загадки и отгадки» | |
30 | 29.01 | Звук и буква И. Буква И | Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображении, печатание буквы. Чтение слогов и слов. Игра «Предмет, схема, слово». Фонетический разбор слов. | |
февраль | 31 | 01.02 | Закрепление пройденного материала | Печатание букв: Я, Ю. Е, Ё, И., чтение слогов. Различение твердых и мягких согласных. Игровое упражнение «Слоговые ласточки». Печатание и чтение слов: мяу, му, юла, лимон. Определение ударения в словах. Чтение предложения. |
32 | 05.02 | Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ | Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками. | |
33 | 08.02 | Буквы Г, К | Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками. | |
34 | 12.02 | Звуки Д-Дь, Т-Ть | Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками. | |
35 | 15.02 | Буквы Д, Т | Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками. | |
36 | 19.02 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. | Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». | |
37 | 22.02 | Буквы В-Ф | Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Запись слов знаками, фонетический разбор слов. | |
38 | 26.02 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ | Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». | |
март | 39 | 01.03 | Буквы З, С | Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Дописывание и чтение слов. Игра «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: роза-роса, коза-коса. |
40 | 05.03 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П | Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Б,П (звонкий/глухой). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». | |
41 | 12.03 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П | Чтение предложения, вычленение слов с заданными звуками. Составление слова из букв. Дописывание слова в предложении. Фонетический разбор слов. | |
42 | 15.03 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ | Определение 1-го звука в словах. Графическое изображение буквы и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание буквы, чтение слогов и слов. Составление схемы слов. | |
43 | 19.03 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ | Составление слов из букв и печатание слов, дописывание слов в предложениях. Фонетический разбор слов. Вычленение слов с заданным звуком в рассказе. | |
44 | 22.03 | Буквы и звуки Ж-Ш | Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Ж, Ш (звонкий/глухой). Условное обозначение звуков – синий квадрат (всегда твердые). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов. | |
26.03 | Буквы и звуки Ж-Ш | Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов. Фонетический разбор слов. Составление предложений с заданными словами. | ||
45 | 29.03 | Буквы и звуки Ч-Щ | Определение звука в словах. Определение места звука в слове. Условное обозначение звуков – зеленый квадрат (всегда мягкие, глухие). Печатание букв и чтение слогов. | |
апрель | 46 | 02.04 | Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слов и предложений. | Чтение предложений, стихотворения. Вычленение слов с заданным звуком. Написание слов, фонетический разбор слов. |
47 | 09.04 | Звук и буква Ц | Определение 1-го звука в словах. Условное обозначение звука – синий квадрат (всегда твердый, глухие). Печатание буквы и чтение слогов. Чтение стихотворного текста. Вычленение слов с заданным звуком, определение места звука в слове. Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались» | |
48 | 12.04 | Звук и буква Ц | Чтение слов со звуком Ц. Чтение предложений. Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический разбор слов. Составление схемы предложений. | |
49 | 16.04 | Буква Ь | Изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце Печатание буквы и чтение слов. Схема слов. Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: угол-уголь, мел-мель, брат-брать, ел-ель. Чтение стихотворного текста, дописывание последнего слова. | |
50 | 19.04 | Буква Ъ | Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений. Игра «Звук, буква, слово». Определение буквы Ъ в словах. | |
23.04 | Буквы Ь и Ъ | Чтение слов с Ь и Ъ. Изменение слов с помощью Ь и Ъ. Фонетический разбор слов | ||
51 | 26.04 | Чтение слов, слогов, предложений | Слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо, фонетический разбор. Разгадывание ребусов. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Разгадывание загадок. | |
52 | 30.04 | Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | Дописывание недостающих букв (гласных и согласных) в словах, чтение. Составление и запись предложений. Вычленение последнего звука в словах. | |
май | 53 | 03.05 | Алфавит, чтение стихотворения | Запись алфавита по образцу и под диктовку. Чтение стихотворения про алфавит. |
54-61 | Повторение – закрепление. |
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Программа на учебный год:
- расширять знания и представления детей об окружающем мире;
- учить проводить фонетический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- учить читать слова, стихотворения , тексты;
- учить разгадывать ребусы, кроссворды;
- учить писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
месяц | № занятия | Неделя | тема | Методические приемы |
сентябрь | 1, 2 | 2 | Тема – «Звуки и буквы» – закрепление. | Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец). Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. игровое упражнение: «Прочитай и допиши правильно». Игры: «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы потерялись местами» |
3, 4 | 3 | Тема – «Слова и слоги» - закрепление | Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | |
5, 6 | 4 | Тема - «Предложение, графические навыки» - закрепление | Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. | |
октябрь | 7, 8 | 1 | Тема – «В мире книг» | Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку. |
9, 10 | 2 | Тема – «Игрушки». | Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
11, 12 | 3 | Тема – «Овощи» | Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку. | |
13, 14 | 4 | Тема – «Фрукты» | Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку | |
ноябрь | 15, 16 | 1 | Тема – «Осень». | Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку |
17, 18 | 2 | Тема – «Домашние животные». | Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку | |
19, 20 | 3 | Тема – «Дикие животные» | Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. | |
21, 22 | 4 | Тема – «Сказки». | Чтение пословиц о сказках, игровое упражнение «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку | |
декабрь | 23, 24, 25, 26 | 1, 2 | Тема – «Зима». | Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. |
27, 28, 29, 30 | 3, 4 | Тема – «Новый год | Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. | |
январь | 31, 32 | 2, 3 | Тема – «Транспорт». | Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку. |
33, 34 | 4, 5 | Тема – «Профессии». | Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. | |
февраль | 35, 36 | 1 | Тема - «Природные явления». | Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. |
37, 38 | 2 | Тема – «Лес» | Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. | |
39, 40 | 3, 4 | Тема – «Насекомые». | Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |
март | 41, 42 | 1, 2 | Тема – «Птицы» | Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку |
43 | 2 | Тема – «8 Марта». | Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. | |
44, 45 | 3 | Тема – «Цветы». | Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку | |
46 | 4 | Тема – «Весна». | Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | |
апрель | 47 | 1 | Тема – «Весна». | |
48, 49 | 2 | Мониторинг – диагностика | ||
50, 51 | 3 | Тема – «Лето». | Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. | |
52, 53 | 4 | Тема – «Ребусы». | Разгадывание ребусов. | |
май | 54, 55 | 3 | Тема – «Кроссворды» | Разгадывание кроссвордов. |
56, 57 | 4 | Тема – «Скоро в школу». | Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | |
58, 59 | 5 | Повторение – закрепление. |
Работа с родителями
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – декабрь, апрель.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
2. Демонстрационный материал «Звуки и буквы»
3. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»
4. Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
5. Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".
обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...
Вот и закончился очередной курс дополнительной программы по подготовке детей дошкольного возраста к школе: обучение элементам грамоты.
В течение восьми месяцев ребята посещали занятия два раза в неделю, узнавали много нового и интересного, познавали тонкости родного языка, особенности произношения и звучания звуков родной речи,...