Главные вкладки

    Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
    рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Козлова Наталья Витальевна

    Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_-_programma_0.docx42.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

    Школа №777 дошкольное отделение №3

    Рабочая  программа

    «Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

    подготовка к обучению элементам грамоты»

    Возраст детей – с 5 до 7 лет

    Количество лет обучения – 1 / 2 года

    Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

    (61занятие в 1-й год обучения, 59 занятий во 2-й год обучения)

    Реализует программу: старший воспитатель Козлова Н.В.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста

    Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

    При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

    Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

    Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

    При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

    Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

    Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

    Образовательные:

    • Формирование и развитие фонематического слуха

    • Развитие произносительных умений

    • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

    • Знакомство со слоговой структурой слова

    • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией простого предложения.

    • Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

    • Расширение словарного запаса детей

    • Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

    • Подготовка руки ребёнка к письму

    Развивающие:

    • Развитие слухового восприятия

    • Развитие графических навыков

    • Развитие мелкой моторики

    • Приобщение детей к художественной литературе

    Воспитательные:

    • Воспитание умения работать

    • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

    • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

    ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

    В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

    Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

    1-й год - развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет

    2-й год - развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет

    Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

    Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

    • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
    •  развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
    •  формирование графических навыков

    За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)

    Способы и формы работы с детьми.

    • Дидактические игры
    • Фонематические упражнения
    •  Работа с текстами
    •  Театрализация
    •  Рисование

    Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

    Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

    1. Артикуляционная / речевая гимнастика
    2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
    3. Новый материал:
    • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
    • буква, её образ и графическое написание
    • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
    • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
    • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
    1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
    2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка

    ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

    1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

    Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

    Программа на учебный год:

    - Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

    - Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

    - Закреплять умение делить слова на слоги.

    - Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

    - Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

    - Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

    - Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

    - Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

    - Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

    - Учить писать слова с помощью графических изображений.

    - Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

    - Учить соотносить звук и букву.

    - Учить писать слова, предложения печатными буквами.

    - Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

    - Способствовать развитию фонематического восприятия.

    - Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

    - Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

    - Познакомить с термином «предложение».

    - Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

    - Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

    - Учить записывать предложение условными обозначениями.

    - Способствовать развитию графических навыков.

    - Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    - Формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Основные этапы и содержание работы

    1. Подготовительный:
    • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
    • интонационное выделение заданного звука в слове
    • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
    • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
    1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
    • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
    • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
    • определение места звука / буквы в слове
    • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
    1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
    • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
    • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
    • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
    • чтение слогов с изученными звуками и буквами
    • составление и чтение слов из знакомых букв
    • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
    1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
    • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
    • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
    1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
    • звуковой (фонетический) анализ слова
    • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
    • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
    1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
    • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
    • переход к чтению несложных текстов
    1. Повторение и закрепление пройденного материала

    Предполагаемый результат

    К концу учебного года ребёнок должен:

    - знать буквы русского алфавита;

    - писать буквы русского алфавита в клетке;

    - понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

    - определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

    - различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

    - пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

    - уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

    - соотносить звук и букву:

    - писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

    - определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

    -проводить звуковой анализ слов;

    - читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

    - правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

    - составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

    месяц

    Дата

    Тема

    Методические приемы

    октябрь

    1

    02.10

    Вводное занятие: Звук и буква, слог как часть слова

    Графическое изображение звука в слове (квадрат), графическое изображение слова (прямоугольник).

    2

    05.10

    Звук и буква А.

    Звук А

    Граф. изображение гласного звука (красный квадрат), место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Кто внимательный»

    3

    09.10

    Буква А

    Определение места буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

    4

    12.10

    Звук и буква О. Звук О

    Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Кто внимательный»

    5

    16.10

    Буква О

    Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование мячей. Игра «Схема-слово»

    6

    19.10

    Тема и буква У. Звук У

    Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово»

    7

    23.10

    Буква У

    Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование крючков. Игра «Соедини правильно».        

    8

    26.10

    Звук и буква Ы. Звук Ы

    Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Загадки, предметы, схемы»

    9

    30.10

    Буква Ы

    Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

    ноябрь

    10

    02.11

    Звук и буква Э. Звук Э

    Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Закончи предложение»

    11

    09.11

    Буква Э

    Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Закрепление писать гласные буквы А, О, У, Э. Игра «Кто больше»

    12

    13.11

    Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала.

    Печатание и чтение слогов. Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». Игры: «Звук и буква».

    13

    16.11

    Тема - Звук и буква Л

    Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов.  Деление слов на слоги. Печатание буквы.   Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

    20.11

    Тема - Звук и буква Л. Буква Л

    Печатание и чтение слогов. Вычленение и написание 1-го слога в словах. Игра «раздели правильно.

    14

    23.11

    Звук и буква М

    Граф. изображение твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

    15

    27.11

    Звук и буква М

    Печатание буквы, чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Игра «Слоговые домики». Определение первого слога в словах. Чтение слов из пройденных букв (мама, мыло). Выделение ударного слога, ударных гласных. Знакомство с ударением, его обозначением. Звуковой анализ слов.

    16

    30.11

    Звук и буква Н. Звук Н

    Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Деление слов на слоги, определение ударного слога. Звуковой анализ слов. Игра «Кто больше»

    декабрь

    17

    04.12

    Звук и буква Н. Буква Н

    Печатание буквы, чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Игра «Слоговые домики». Чтение слов из пройденных букв (луна, мыло). Написание слов знаками и буквами. Звуко-буквенный анализ сов. Фонетический разбор слов. Игра «Кто больше»

    18

    07.12

    Звук и буква Р. Чтение слогов

    Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Определи место звука в слове и обозначь на схеме».

    19

    11.12

    Звук и буква Р. Знакомство с предложением.

    Печатание буквы, чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Игра «Слова и слоги». Фонетический разбор слов. Чтение предложения. Схема предложения.

    20

    14.12

    Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы.

    Определение места звука в слове. Чтение слогов и слов. Игры: «Звук потерялся», «Звук и буква», «Подскажи словечко»

    21

    18.12

    Буква Я

    Буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков

    22

    21.12

    Буква Я

    Печатание буквы. Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. Записываем предложение в виде схемы. Записывание слов в виде схемы.

    23

    25.12

    Буква Ю

    Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, запись слов ЛУК, ЛЮК условными обозначениями,

    24

    28.12

    Буква Ю

    Печатание буквы. Запись слов ЛУК, ЛЮК, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Игровое упражнение «Напиши правильно». Обозначение ударения.

    январь

    25

    11.01

    Буква Е. Чтение слогов, слов

    Графическое изображение буквы и её условное обозначение(красный квадрат),   мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение слов: море, Лена, мел. Фонетический разбор слов.

    26

    15.01

    Буква Е. Составление предложений.

    Составление предложений по с заданными словами, по схеме. Составление схемы предложения. Фонетический разбор слов в предложении

    27

    18.01

    Буква Ё.  Чтение слогов, слов.

    Графическое изображение буквы и её условное обозначение (красный квадрат),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков.

    28

    22.01

    Буквы Е, Ё

    Чтение слогов, слов с гласными Е. Ё. Запись слов: мел, лён. Игра «Буквы рассыпались».  Фонетический разбор этих слов. Игра «Подскажи словечко». Составление предложений.

    29

    25.01

    Звук и буква И. Звук И

    Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово». Условное обозначение звука – красный квадрат. Игра «Загадки и отгадки»

    30

    29.01

    Звук и буква И. Буква И

    Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Чтение слогов и слов. Игра «Предмет, схема, слово». Фонетический разбор слов.

    февраль

    31

    01.02

    Закрепление пройденного материала

    Печатание букв: Я, Ю. Е, Ё, И., чтение слогов. Различение твердых и мягких согласных. Игровое упражнение «Слоговые ласточки». Печатание и чтение слов: мяу, му, юла, лимон. Определение ударения в словах. Чтение предложения.

    32

    05.02

    Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ

    Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

    33

    08.02

    Буквы Г, К

    Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

    34

    12.02

    Звуки Д-Дь, Т-Ть

    Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

    35

    15.02

    Буквы Д, Т

    Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

    36

    19.02

    Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.

    Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

    37

    22.02

    Буквы В-Ф

    Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».  Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

    38

    26.02

    Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

    Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

    март

    39

    01.03

    Буквы З, С

    Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Дописывание и чтение слов. Игра «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: роза-роса, коза-коса.

    40

    05.03

    Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

    Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Б,П (звонкий/глухой).  Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».

    41

    12.03

    Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

    Чтение предложения, вычленение слов с заданными звуками. Составление слова из букв. Дописывание слова в предложении. Фонетический разбор слов.

    42

    15.03

    Буква Х. Звуки Х-ХЬ

    Определение 1-го звука в словах. Графическое изображение буквы  и  условное обозначение  твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание буквы, чтение слогов и слов. Составление схемы слов.

    43

    19.03

    Буква Х. Звуки Х-ХЬ

    Составление слов из букв и печатание слов, дописывание слов в предложениях. Фонетический разбор слов. Вычленение слов с заданным звуком в рассказе.

    44

    22.03

    Буквы и звуки Ж-Ш

    Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Ж, Ш (звонкий/глухой).  Условное обозначение звуков – синий квадрат (всегда твердые). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

    26.03

    Буквы и звуки Ж-Ш

    Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

    Фонетический разбор слов.  Составление предложений с заданными словами.

    45

    29.03

    Буквы и звуки Ч-Щ

    Определение звука в словах.  Определение места звука в слове. Условное обозначение звуков – зеленый квадрат (всегда мягкие, глухие).  Печатание букв и чтение слогов.

     апрель

    46

    02.04

    Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слов и предложений.

    Чтение предложений, стихотворения. Вычленение слов с заданным звуком. Написание слов, фонетический разбор слов.

    47

    09.04

    Звук и буква Ц

    Определение 1-го звука в словах.  Условное обозначение звука – синий квадрат (всегда твердый, глухие).  Печатание буквы и чтение слогов. Чтение стихотворного текста. Вычленение слов с заданным звуком, определение места звука в слове. Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались»

    48

    12.04

    Звук и буква Ц

    Чтение слов со звуком Ц. Чтение предложений.  Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический разбор слов. Составление схемы предложений.

    49

    16.04

    Буква Ь

    Изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце Печатание буквы и чтение слов. Схема слов. Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: угол-уголь, мел-мель, брат-брать, ел-ель. Чтение стихотворного текста, дописывание последнего слова.

    50

    19.04

    Буква Ъ

    Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений. Игра «Звук, буква, слово». Определение буквы Ъ в словах.

    23.04

    Буквы Ь и Ъ

    Чтение слов с Ь и Ъ. Изменение слов с помощью Ь и Ъ. Фонетический разбор слов

    51

    26.04

    Чтение слов, слогов, предложений

    Слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо, фонетический разбор. Разгадывание ребусов.  Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Разгадывание загадок.

    52

    30.04

    Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

    Дописывание недостающих букв (гласных и согласных) в словах, чтение. Составление и запись предложений. Вычленение последнего звука в словах.

    май

    53

    03.05

    Алфавит, чтение стихотворения

    Запись алфавита по образцу и под диктовку. Чтение стихотворения про алфавит.

    54-61

    Повторение – закрепление.

    ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

    2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.

    Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

    Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

    Критерии развития интереса и способностей к чтению

    Ребёнок к концу года должен:

    • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
    • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
    • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
    • записывать слова, предложения печатными буквами;
    • разгадывать ребусы, кроссворды;
    • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
    • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
    • рисовать предметы в тетради в линейку.

    Программа на учебный год:

    - расширять знания и представления детей об окружающем мире;

    - учить проводить фонетический разбор слова;

    - закреплять умение соотносить звук и букву;

    - учить читать слова, стихотворения , тексты;

    - учить разгадывать ребусы, кроссворды;

    - учить писать слова, предложения печатными буквами;

    - познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;

    - способствовать развитию логического мышления;

    - формировать умение понимать прочитанный текст;

    - развивать интерес и способность к чтению;

    - формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

    - учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;

    - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    К концу учебного года ребёнок должен:

    - проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

    - ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

    - понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

    - записывать слова, предложения печатными буквами;

    - разгадывать ребусы, кроссворды;

    - читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;

    - ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

    - рисовать предметы в тетради в линейку.

    Перспективное планирование программного содержания

    на учебный год

    месяц

    № занятия

    Неделя

    тема

    Методические приемы

    сентябрь

    1, 2

    2

    Тема – «Звуки и буквы» – закрепление.

    Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

    Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. игровое упражнение: «Прочитай и допиши правильно». Игры: «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы потерялись местами»

    3, 4

    3

    Тема – «Слова и слоги» - закрепление

    Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

    5, 6

    4

    Тема - «Предложение, графические навыки» - закрепление

    Игровое  упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

    октябрь

    7, 8

    1

    Тема – «В мире книг»

    Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

    9, 10

    2

    Тема – «Игрушки».

    Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

    11, 12

    3

    Тема – «Овощи»

    Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку.

    13, 14

    4

    Тема – «Фрукты»

    Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку

    ноябрь

    15, 16

    1

    Тема – «Осень».

    Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку

    17, 18

    2

    Тема – «Домашние животные».

    Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку

    19, 20

    3

    Тема – «Дикие животные»

    Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

    21, 22

    4

    Тема – «Сказки».

    Чтение пословиц о сказках, игровое упражнение «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку

    декабрь

    23, 24, 25, 26

    1, 2

    Тема – «Зима».

    Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

    27, 28, 29, 30

    3, 4

    Тема – «Новый год

    Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

    январь

    31, 32

    2, 3

    Тема – «Транспорт».

    Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

    33, 34

    4, 5

    Тема – «Профессии».

    Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

    февраль

    35, 36

    1

    Тема - «Природные явления».

    Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

    37, 38

    2

    Тема – «Лес»

    Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

    39, 40

    3, 4

    Тема – «Насекомые».

    Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

    март

    41, 42

    1, 2

    Тема – «Птицы»

    Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

    43

    2

    Тема – «8 Марта».  

    Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

    44, 45

    3

    Тема – «Цветы».

    Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

    46

    4

    Тема – «Весна».

    Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

    апрель

    47

    1

    Тема – «Весна».

    48, 49

    2

    Мониторинг – диагностика

    50, 51

    3

    Тема – «Лето».

    Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

    52, 53

    4

    Тема – «Ребусы».

    Разгадывание ребусов.

    май

    54, 55

    3

    Тема – «Кроссворды»

    Разгадывание кроссвордов.

    56, 57

    4

    Тема – «Скоро в школу».

    Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

    58, 59

    5

    Повторение – закрепление.

    Работа с родителями

    Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

    «Наши результаты»: сентябрь, май.

    Открытые занятия – декабрь, апрель.

    Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

    Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.

    1. Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

    - Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

    - Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

    2. Демонстрационный материал «Звуки и буквы»

    3. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»

    4. Рабочие тетради для детей:

    -  «От А до Я»;

    -  «Я начинаю читать».

    5. Дополнительный материал:

    «Запоминаю буквы»;

    «Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

    «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

    «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

    «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

    «Я уже читаю».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

    мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

    презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".

    обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...

    Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

    Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

    В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...

    рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

    Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...