Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Козлова Наталья Витальевна

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_programma_0.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Школа №777 дошкольное отделение №3

Рабочая  программа

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

(61занятие в 1-й год обучения, 59 занятий во 2-й год обучения)

Реализует программу: старший воспитатель Козлова Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2012г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Образовательные:

• Формирование и развитие фонематического слуха

• Развитие произносительных умений

• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

• Знакомство со слоговой структурой слова

• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией простого предложения.

• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

• Расширение словарного запаса детей

• Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

• Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

• Развитие слухового восприятия

• Развитие графических навыков

• Развитие мелкой моторики

• Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

• Воспитание умения работать

• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1-й год - развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет

2-й год - развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  •  развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  •  формирование графических навыков

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)

Способы и формы работы с детьми.

  • Дидактические игры
  • Фонематические упражнения
  •  Работа с текстами
  •  Театрализация
  •  Рисование

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Программа на учебный год:

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

Предполагаемый результат

К концу учебного года ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

месяц

Дата

Тема

Методические приемы

октябрь

1

02.10

Вводное занятие: Звук и буква, слог как часть слова

Графическое изображение звука в слове (квадрат), графическое изображение слова (прямоугольник).

2

05.10

Звук и буква А.

Звук А

Граф. изображение гласного звука (красный квадрат), место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Кто внимательный»

3

09.10

Буква А

Определение места буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

4

12.10

Звук и буква О. Звук О

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Кто внимательный»

5

16.10

Буква О

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование мячей. Игра «Схема-слово»

6

19.10

Тема и буква У. Звук У

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово»

7

23.10

Буква У

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Рисование крючков. Игра «Соедини правильно».        

8

26.10

Звук и буква Ы. Звук Ы

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Загадки, предметы, схемы»

9

30.10

Буква Ы

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

ноябрь

10

02.11

Звук и буква Э. Звук Э

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Закончи предложение»

11

09.11

Буква Э

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Закрепление писать гласные буквы А, О, У, Э. Игра «Кто больше»

12

13.11

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала.

Печатание и чтение слогов. Игровое упражнение «Кто в каком домике живет». Игры: «Звук и буква».

13

16.11

Тема - Звук и буква Л

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов.  Деление слов на слоги. Печатание буквы.   Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

20.11

Тема - Звук и буква Л. Буква Л

Печатание и чтение слогов. Вычленение и написание 1-го слога в словах. Игра «раздели правильно.

14

23.11

Звук и буква М

Граф. изображение твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

15

27.11

Звук и буква М

Печатание буквы, чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Игра «Слоговые домики». Определение первого слога в словах. Чтение слов из пройденных букв (мама, мыло). Выделение ударного слога, ударных гласных. Знакомство с ударением, его обозначением. Звуковой анализ слов.

16

30.11

Звук и буква Н. Звук Н

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Деление слов на слоги, определение ударного слога. Звуковой анализ слов. Игра «Кто больше»

декабрь

17

04.12

Звук и буква Н. Буква Н

Печатание буквы, чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Игра «Слоговые домики». Чтение слов из пройденных букв (луна, мыло). Написание слов знаками и буквами. Звуко-буквенный анализ сов. Фонетический разбор слов. Игра «Кто больше»

18

07.12

Звук и буква Р. Чтение слогов

Место звука в слове, граф. изображение согласного звука (синий квадрат), соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Определи место звука в слове и обозначь на схеме».

19

11.12

Звук и буква Р. Знакомство с предложением.

Печатание буквы, чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Игра «Слова и слоги». Фонетический разбор слов. Чтение предложения. Схема предложения.

20

14.12

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы.

Определение места звука в слове. Чтение слогов и слов. Игры: «Звук потерялся», «Звук и буква», «Подскажи словечко»

21

18.12

Буква Я

Буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков

22

21.12

Буква Я

Печатание буквы. Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. Записываем предложение в виде схемы. Записывание слов в виде схемы.

23

25.12

Буква Ю

Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, запись слов ЛУК, ЛЮК условными обозначениями,

24

28.12

Буква Ю

Печатание буквы. Запись слов ЛУК, ЛЮК, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Игровое упражнение «Напиши правильно». Обозначение ударения.

январь

25

11.01

Буква Е. Чтение слогов, слов

Графическое изображение буквы и её условное обозначение(красный квадрат),   мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение слов: море, Лена, мел. Фонетический разбор слов.

26

15.01

Буква Е. Составление предложений.

Составление предложений по с заданными словами, по схеме. Составление схемы предложения. Фонетический разбор слов в предложении

27

18.01

Буква Ё.  Чтение слогов, слов.

Графическое изображение буквы и её условное обозначение (красный квадрат),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков.

28

22.01

Буквы Е, Ё

Чтение слогов, слов с гласными Е. Ё. Запись слов: мел, лён. Игра «Буквы рассыпались».  Фонетический разбор этих слов. Игра «Подскажи словечко». Составление предложений.

29

25.01

Звук и буква И. Звук И

Определение места звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Игра «Схема, слово». Условное обозначение звука – красный квадрат. Игра «Загадки и отгадки»

30

29.01

Звук и буква И. Буква И

Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.  Графическое изображении, печатание буквы. Чтение слогов и слов. Игра «Предмет, схема, слово». Фонетический разбор слов.

февраль

31

01.02

Закрепление пройденного материала

Печатание букв: Я, Ю. Е, Ё, И., чтение слогов. Различение твердых и мягких согласных. Игровое упражнение «Слоговые ласточки». Печатание и чтение слов: мяу, му, юла, лимон. Определение ударения в словах. Чтение предложения.

32

05.02

Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ

Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

33

08.02

Буквы Г, К

Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

34

12.02

Звуки Д-Дь, Т-Ть

Определение 1-го звука в слове. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема». Звуковой анализ слов. Запись слов условными знаками.

35

15.02

Буквы Д, Т

Графическое изображение букв и условное обозначение твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Составление и запись предложения знаками.

36

19.02

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.

Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

37

22.02

Буквы В-Ф

Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».  Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

38

26.02

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

Определение места звука в слове (начало, середина слова). Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), графическое изображение твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый квадрат) согласного.  Игра «Слово, схема».

март

39

01.03

Буквы З, С

Печатание и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Дописывание и чтение слов. Игра «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: роза-роса, коза-коса.

40

05.03

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Б,П (звонкий/глухой).  Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики».

41

12.03

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П

Чтение предложения, вычленение слов с заданными звуками. Составление слова из букв. Дописывание слова в предложении. Фонетический разбор слов.

42

15.03

Буква Х. Звуки Х-ХЬ

Определение 1-го звука в словах. Графическое изображение буквы  и  условное обозначение  твердого и мягкого согласного звука (синий или зеленый квадрат). Печатание буквы, чтение слогов и слов. Составление схемы слов.

43

19.03

Буква Х. Звуки Х-ХЬ

Составление слов из букв и печатание слов, дописывание слов в предложениях. Фонетический разбор слов. Вычленение слов с заданным звуком в рассказе.

44

22.03

Буквы и звуки Ж-Ш

Определение 1-го звука в словах. Сравнительный анализ звуков Ж, Ш (звонкий/глухой).  Условное обозначение звуков – синий квадрат (всегда твердые). Печатание букв и чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

26.03

Буквы и звуки Ж-Ш

Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.

Фонетический разбор слов.  Составление предложений с заданными словами.

45

29.03

Буквы и звуки Ч-Щ

Определение звука в словах.  Определение места звука в слове. Условное обозначение звуков – зеленый квадрат (всегда мягкие, глухие).  Печатание букв и чтение слогов.

 апрель

46

02.04

Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слов и предложений.

Чтение предложений, стихотворения. Вычленение слов с заданным звуком. Написание слов, фонетический разбор слов.

47

09.04

Звук и буква Ц

Определение 1-го звука в словах.  Условное обозначение звука – синий квадрат (всегда твердый, глухие).  Печатание буквы и чтение слогов. Чтение стихотворного текста. Вычленение слов с заданным звуком, определение места звука в слове. Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались»

48

12.04

Звук и буква Ц

Чтение слов со звуком Ц. Чтение предложений.  Составление слов из букв. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический разбор слов. Составление схемы предложений.

49

16.04

Буква Ь

Изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце Печатание буквы и чтение слов. Схема слов. Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ слов: угол-уголь, мел-мель, брат-брать, ел-ель. Чтение стихотворного текста, дописывание последнего слова.

50

19.04

Буква Ъ

Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений. Игра «Звук, буква, слово». Определение буквы Ъ в словах.

23.04

Буквы Ь и Ъ

Чтение слов с Ь и Ъ. Изменение слов с помощью Ь и Ъ. Фонетический разбор слов

51

26.04

Чтение слов, слогов, предложений

Слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо, фонетический разбор. Разгадывание ребусов.  Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Разгадывание загадок.

52

30.04

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

Дописывание недостающих букв (гласных и согласных) в словах, чтение. Составление и запись предложений. Вычленение последнего звука в словах.

май

53

03.05

Алфавит, чтение стихотворения

Запись алфавита по образцу и под диктовку. Чтение стихотворения про алфавит.

54-61

Повторение – закрепление.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Программа на учебный год:

- расширять знания и представления детей об окружающем мире;

- учить проводить фонетический разбор слова;

- закреплять умение соотносить звук и букву;

- учить читать слова, стихотворения , тексты;

- учить разгадывать ребусы, кроссворды;

- учить писать слова, предложения печатными буквами;

- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;

- способствовать развитию логического мышления;

- формировать умение понимать прочитанный текст;

- развивать интерес и способность к чтению;

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;

- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года ребёнок должен:

- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

- записывать слова, предложения печатными буквами;

- разгадывать ребусы, кроссворды;

- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;

- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

- рисовать предметы в тетради в линейку.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

месяц

№ занятия

Неделя

тема

Методические приемы

сентябрь

1, 2

2

Тема – «Звуки и буквы» – закрепление.

Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. игровое упражнение: «Прочитай и допиши правильно». Игры: «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы потерялись местами»

3, 4

3

Тема – «Слова и слоги» - закрепление

Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

5, 6

4

Тема - «Предложение, графические навыки» - закрепление

Игровое  упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

октябрь

7, 8

1

Тема – «В мире книг»

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

9, 10

2

Тема – «Игрушки».

Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

11, 12

3

Тема – «Овощи»

Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку.

13, 14

4

Тема – «Фрукты»

Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку

ноябрь

15, 16

1

Тема – «Осень».

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку

17, 18

2

Тема – «Домашние животные».

Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку

19, 20

3

Тема – «Дикие животные»

Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

21, 22

4

Тема – «Сказки».

Чтение пословиц о сказках, игровое упражнение «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку

декабрь

23, 24, 25, 26

1, 2

Тема – «Зима».

Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

27, 28, 29, 30

3, 4

Тема – «Новый год

Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

январь

31, 32

2, 3

Тема – «Транспорт».

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

33, 34

4, 5

Тема – «Профессии».

Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

февраль

35, 36

1

Тема - «Природные явления».

Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

37, 38

2

Тема – «Лес»

Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

39, 40

3, 4

Тема – «Насекомые».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

март

41, 42

1, 2

Тема – «Птицы»

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

43

2

Тема – «8 Марта».  

Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

44, 45

3

Тема – «Цветы».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

46

4

Тема – «Весна».

Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

апрель

47

1

Тема – «Весна».

48, 49

2

Мониторинг – диагностика

50, 51

3

Тема – «Лето».

Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

52, 53

4

Тема – «Ребусы».

Разгадывание ребусов.

май

54, 55

3

Тема – «Кроссворды»

Разгадывание кроссвордов.

56, 57

4

Тема – «Скоро в школу».

Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

58, 59

5

Повторение – закрепление.

Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – декабрь, апрель.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.

1. Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Демонстрационный материал «Звуки и буквы»

3. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»

4. Рабочие тетради для детей:

-  «От А до Я»;

-  «Я начинаю читать».

5. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".

обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...

Вот и закончился очередной курс дополнительной программы по подготовке детей дошкольного возраста к школе: обучение элементам грамоты.

В течение восьми  месяцев ребята посещали занятия два раза в неделю, узнавали много нового и интересного, познавали тонкости родного языка, особенности произношения и звучания звуков родной речи,...