Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»
статья по математике по теме

Скрипина Елена Александровна

 

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обучения «Школа 2000 ...»   (автор  Л.Г. Петерсон,  при участии  М.А. Кубышевой ,   Е.Е. Кочемасовой,  Н.П. Холиной

Программа нацелена сформировать у ребенка познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач сориентирован весь курс дошкольной подготовки по математике, разработанный в Ассоциации «Школа 2000…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация  технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

                                                                                                     Автор: Скрипина Елена Александровна                                                                                                                  

                                                                                                     Место работы:   МДОУ Центр развития

                                                                                                     ребенка - детский сад № 573 «Мозаика»

                                                                                                     г. Екатеринбург.

                                                                                                     Должность: учитель математики.

                                                                                                     Квалиф. категория:  высшая

         Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. Вот почему так важно не пропустить столь значительный этап формирования человека, как его детство, и по возможности предложить ребенку конструктивные, позитивные  жизнеутверждающие  идеи.

       Задача взрослых заключается не просто в подготовке ребенка к школе: ознакомлении с явлениями окружающего мира, помощи в овладении навыками чтения и письма, формировании элементарных математических представлений. Самое главное – мы должны заложить прочный фундамент для успешной и счастливой жизни в будущем. Из чего же складывается эта успешность?

     Давайте попробуем составить «портрет» успешного человека. Это человек, который не боится трудностей, умеет и знает, как их преодолевать, умеет делать адекватный выбор, умеет ставить цели, соотносить свои возможности с поставленной целью и достигать ее, умеет признавать свои ошибки и учиться на них, верит в собственные силы, умеет выражать и отстаивать свое мнение при этом уважает точки зрения других людей, умеет общаться и договариваться с людьми, умеет увидеть «необычное» в «обычном», постоянно находится в состоянии самоизменения и саморазвития.

      Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обучения «Школа 2000 ...»   (автор  Л.Г. Петерсон,  при участии  М.А. Кубышевой ,   Е.Е. Кочемасовой,  Н.П. Холиной

Программа нацелена сформировать у ребенка познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач сориентирован весь курс дошкольной подготовки по математике, разработанный в Ассоциации «Школа 2000…».

       Дидактической основой организации работы с детьми  по  образовательной   технологии   деятельного   метода    Л.Г. Петерсон      для   дошкольников  является следующая система дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (nринциn психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе (nринциn деятельности);

- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (nринциn микимакса);

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (nринциn целостности);

-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип  творчества);

-обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой (принцип непрерывности).    

     Реализация дидактических принципов обеспечивают сохранение и поддержку физическое, психическое и нравственное здоровья детей.

     В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

       Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Занятия с детьми – это система дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия,

т.е. играют, не замечая, что идет обучение. Во время занятия идет частая смена положения у детей (на ковре, за столами, у магнитной доски, сидят, стоят, танцуют, бегут, ползут и т.д.). На занятиях проводятся физкультминутки,  разные виды гимнастик, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не выходя из игровой ситуации

    Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игрой деятельности. Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребенка создается ситуация успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов, но и для сохранения и поддержки его здоровья.

   Читая детям сказки, мы не раз сталкиваемся с тем, какой выбор делают герои для достижения своей цели: "Налево пойдёшь - коня потеряешь! Направо пойдёшь - любовь обретёшь! и т.д.". Так и в жизни, подбирая нужный вариант, мы добиваемся чего-то, о чём мечтали.
Давая ребёнку задания с несколькими вариантами ответов, мы развиваем вариативность его мышления, помогаем из множества правильных вариантов, выбрать свой вариант, который он может обосновать и доказать правильность выбора. И если так случится, что выбранный вариант не пригоден, ребёнок с лёгкостью может подобрать другой и добиться поставленной цели.

  Здесь  моя задача  – не отсекать даже самые абсурдные детские варианты ответов, подвести ребенка к тому, что просто в данной ситуации этот способ не подходит. И так, из занятия в занятие, системно дети сталкиваются с ситуациями затруднения и сами преодолевают их. Это способствует формированию такого важного качества, как стрессоустойчивость.

     В детский сад приходят дети с разным уровнем развития, поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. В связи с этим, наряду с заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, им предлагаются задания, требующие от детей смекалки, наблюдательности. На каждом занятии мы настраиваем детей на успех, а решение таких, казалось бы, сложных заданий, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. Дети при этом осваивают необходимый «минимум», но не тормозят развитие более способных детей

    Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение  каждого ребенка своим темпом.

    В системе технологии деятельностного метода знания даются по принципу „слоеного пирога". В три, в четыре, в пять лет. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в суть предмета. Таким образом, если малыш в четыре года не освоил, как это — выстраивать закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же закономерностям в пять лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй „ритм" пока кубики не кончатся!

    Программа «Школа 2000…» дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить его на новом витке развития.

  Закончив обучение по программе в ДОУ, наши дети успешно продолжают обучение по программе  деятельного метода в начальной школе.

     В.А.Сухомлинский   писал: «От того, как прошло детство, кто вёл   ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким   человеком станет сегодняшний малыш".

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию 2. Тема "Свойства предметов". Петерсон Л. Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.

Материал для занятия старший возраст (5 - 6 л). Данная презентация позволяет провести занятие в увлекательной форме, эмоционально увлечь детей. Ц​ель: 1) Закрепить представления детей о свойствах пред...

Сообщение «Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников»

Сообщение на тему: "Рабочие тетради, как дополнение курса математики для дошкольников"...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..." НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДАИ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..."НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Система дидактических принципов деятельностного метода.

Семинар для воспитателей ДОУ «Знакомство с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология «Игралочка». Система дидактических принципов деятельностного мет...

«Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»...

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька….» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000…». Включает краткое описание концепции, п...

Рекомендации к проведению занятий по математике с дошкольниками по системе программы "Школа 2000..."

В данном материале рассматриваются схемы анализа соответствия занятия по математике для дошкольников технологии деятельностного метода и анализа соответствия занятия по математике для дошкольников дид...