Дидактические игры по математике, обеспечивающие готовность к школе
методическая разработка по математике по теме

Павлова Олеся Сергеевна

Доклад-реферат на тему "Дидактические игры по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

 3

Развивающие игры по математике

 4

  1. Дидактические игры

 4

  1. Логические игры

 5

  1. Логические задачи

 6

     4.  Сюжетно-ролевые игры

 7

Заключение

 8

Список использованных источников

 9

Аннотация

При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Этот период, безусловно, является переломным в жизни ребёнка, в формировании его личности. Начальное образование – фундамент дальнейшего общего среднего образования. Именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его физических и умственных способностей, становления нравственных устоев и ценностных ориентиров.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

 Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

 Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.

Развивающие игры по математики

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в математических развивающих играх, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности.

Использование таких развивающих игр способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию оценки своих действий и решений, побуждают к выработке активных поисковых действий и решений.

             Игровые ситуации, используемые на занятиях по математическому развитию, содержат увлекательные, развивающие сообразительность, смекалку игровые задачи и упражнения, которые составлены с учетом стремления детей к активной преобразующей деятельности. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета игры – сопереживая его героям, дети активной познавательной деятельности переживают положительные эмоции благоприятно сказывающиеся на улучшении его психо-эмоционального состояния. Решение творческой задачи дает толчок к желанию включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

            Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности способствуют развитию умственной деятельности. Играя в логико-математические игры дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам; уметь находить сходство и различие; они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

Дидактические игры

Игры с цифрами и числами:

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например, составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу), работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Логические игры

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

 Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Игры с геометрическими фигурами.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям.  Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называют геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещают фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения,  выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Логические задачи

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Пример:

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Предметная среда: весы, касса для кассира, «деньги», чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи овощей, фруктов, продуктов, баночки из-под соков, йогуртов,  сметаны, кефира, коробочки из-под чая, конфет, кофе (маленькие), стеллажи для продуктов (из коробок).

Речевой материал:  Название   продуктов: шоколад, хлеб, сок, чай, молоко, йогурт, кефир, сыр.  Здравствуйте,  дайте  мне ,  пожалуйста,  я хочу,

¨спасибо, до свидания.  Я  буду  продавцом,  что хочешь (те)   купить?  Сколько…?   Хлеб  …   стоит … рублей,  возьмите чек (деньги).

Ход игры: в магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Предметная среда: тетради в клетку, альбомы для рисования, журнал учителя, карандаши, ручки, цветная бумага, клей-карандаш, маленькие доски для рисования, мел, указка, картинки с сюжетом школьной жизни, буквы и цифры.

Ход игры:  Дети 1 сентября идут в школу. Знакомятся с учительницей. Сидят за партой, рисуют, Смотрят книжки. На перемене звенит звонок. Дети играют .Урок математики. Дети считают. Решают задачи, пишут в тетрадях цифры. Учительница ставит отметки. После окончания уроков идут домой.

Заключение

Игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в игре позволяет установить доброжелательные и позитивные межличностные отношения.

     При организации игр с детьми необходимо применять следующие методы и приемы: показ и демонстрация игры, объяснение ее правил, беседа с детьми о результатах игры. Целью игр и занятий является формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста.

 Выбор игр должен быть обусловлен возрастными особенностями детей и с учетом интересов детей. Игры должны быть направлены как на совместную деятельность, командное взаимодействие, так и игры где ребенок может выразить себя индивидуально.  

Список использованных источников

Литература:

1.         Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978.

2.          Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982.

3.           «Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста»  

4.          Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/ М. 2005

Интернет-ресурсы

  1. Дидактические игры как средство подготовки пятилетних детей к обучению в школе  http://www.vseodetishkax.ru/
  2. Раннее развитие детей// Дидактические игры по математике http://www.razumniki.ru/ 
  3. Все для детского сада // Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/ 
  4. Логические задачи для дошкольников http://klub-drug.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры по развитию речи, обеспечивающие готовность к школе"

Реферат по дидактическим играм по развитию речи...

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома. Готовимся к школе.

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома. Наглядное пособие для родителей....

Роль игры в формировании мотивационной готовности к школе

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе....

«Дидактические игры по математике как средство преемственности между ДОУ и начальной школой»

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой...

Мастер -класс "Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску".Дидактическая игра по математике "Чей пузырь?"

Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску». Дидактическая игра по математике «Чей пузырь?»Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магн...

Игры на формирование мотивации готовности к школе в подготовительной группе

Практические задания на формирование мотивационной готовности детей к школе...