«Дидактические игры по математике как средство преемственности между ДОУ и начальной школой»
материал по математике

Ирина Сергеевна Бахаревa

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой занимательной форме вводить ребенка в мир сложных математических понятий.

Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры по математике как средство преемственности между ДОУ и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Общепризнанным является мнение, что сущность преемственности между детским садом и школой в развитии у детей математических представлений, умений и навыков состоит во взаимосвязи, согласованности и перспективности всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса. Это обеспечивает поступательное развитие ребенка.

В детском саду ведется исследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие математические термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путем рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе.

Содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных. Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Дошкольное звено процесса непрерывно математического образования ребенка является самоценным и должно опираться на ведущую – игровую деятельность. С другой стороны, оно должно создавать условия для элементов учебной деятельности.

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой занимательной форме вводить ребенка в мир сложных математических понятий.

Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.  

  1. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединяющая ее участников решением дидактической задачи и мотивом выиграть;
  2. Игровые приемы «сообразны природе ребенка»;
  3. Дидактическая игра включает структурные элементы: дидактическую задачу, дидактические действия, правила игры;

    Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

  1. Основная ценность дидактических игр заключается в их способности актуализировать скрытые интеллектуальные возможности детей;
  2. Систематическое использование специально подобранных дидактических игр способствует воспитанию интереса у детей старшего дошкольного возраста к математике, формированию математических представлений, овладению ими терминологией, математической логикой, развитию умений и навыков счета, ориентировки в пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
  3. Эффективность дидактических игр зависит от грамотного руководства воспитателя в их выборе, установления соответствия программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, организации определенных условий для реализации.

Специально подобранные дидактические игры способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме, тренируют внимание, память, восприятие.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам:

  • Игры с цифрами и числами;
  • Игры путешествие во времени;
  • Игры на ориентирование в пространстве;
  • Игры с геометрическими фигурами;
  • Игры на логическое мышление.

Приведем примеры дидактических игр по каждой группе. Так, первая группа игр учит детей счету в прямом и обратном порядке, знакомит с образованием чисел в пределах 10 посредством сравнивания равных и неравных групп предметов: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?», «Считай не ошибись!», «Составь пример», «Разговор чисел», «Веселый счет».

Вторая группа дидактических игр способствует скорейшему запоминанию названий дней недели, месяцев и их последовательности: «Живая неделя», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Математические острова», «Знаток математических дорог», «Приключения Незнайки в стране «Математики».

 К третьей группе относятся дидактические игры, которые развивают пространственное ориентирование: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по территории», «Где я нахожусь?» «Право –лево», «Что со мной рядом?», «Найди спрятанный предмет» и другие. Игры третьей группы обучают старших дошкольников употреблению слов для обозначения положения разных предметов.

 К четвертой группе относятся дидактические игры, направленные на закрепление знаний о форме геометрических фигур: «Геометрическая мозаика», «Чудесный мешочек», «Найди необычную фигуру», «Витражные сказки», «Развивающие игры Никитиных» «Логические блоки Дьенеша».

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирование качеств математического мышления (гибкости, логичности, вариативности, рациональности и др., что приводит к стимуляции способностей к продуктивному применению математических знаний. Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольников является наглядно-действенное мышление, а на границе перехода в начальную школу – наглядно-образное, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности в математический материал. Основным способом развития мыслительной деятельности ребенка будет обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорного восприятия информации. Такой развивающий образовательный процесс должен обеспечить ребенку индивидуальную траекторию развития в рамках изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Развивающие игры Воскобовича как средство преемственности между ДОУ и начальной школой

В презентации и текстовом сопровождении к ней представлены развивающие игры Воскобовича, которые могут быть использованы как педагогами ДОУ, так и учителями начальных классов....

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...