Главные вкладки

    План-программа "Первые шаги в математику"
    методическая разработка по математике на тему

    Тимина Светлана Александровна

    Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений: формирование приемов умственной деятельности,

    развитие  мышления ,воображения, памяти и связной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_matematiku.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    «Первые шаги в математику»

    Составлена воспитателем

    ЦРР д/с №24 Тиминой С.А.

    Санкт-Петербург

    2006-2007г.

    «Первые  шаги в математику»

    Пояснительная записка

            Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий.

            Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.

            Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.

            Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает понятие число, числовой ряд. В играх с дидактическим материалом овладевает арифметическими действиями; выявляет равенство и неравенство групп предметов.

            Грая в игры головоломки дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют. В процессе игры с детьми использую мнемотаблицы и коллажи, дошкольники учатся зашифровывать информацию, графически воспроизводят таблицу по памяти, обучаются чтению.

            Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточится, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехом в жизни ребенка.

    Задачи

    1. Формирование мотивации учения, ориентированной на развитие познавательных способностей.
    2. Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
    3. Развитие мышления, фантазии, воображения.
    4. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, обосновывать свои суждения.
    5. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение с указанными правилами.
    6. Формировать интерес к предмету; устанавливать отношения со сверстниками.

    1. Количество занятий в неделю – 2,

    1. Количество занятий в месяц – 8,

    1. Форма предоставляемых услуг – подгрупповая.

    Учебный план

    № п/п

    Тема

    Кол-во занятие

    1-4

    Свойства предметов: обобщение предметов в группы по признакам (Блоки Дьенеша)

    4

    5-6

    Сравнение групп предметов обозначающих равенство; неравенство на наглядном материале; понятие  ( ; )

    2

    7-16

    Числа, цифры, состав числа; графическое изображение

    10

    17-18

    Пространственные отношения (на, над, под, слева, справа, раньше, позже); план – схемы; лабиринты

    2

    19-20

    Временные отношения модели; коллажи

    2

    21

    Понятие многоугольник

    1

    22-24

    Развивающие игры кубики Никитина, головоломки, счетные палочки

    4

    25-28

    Решение арифметических задач на сложение и вычитание, наглядный материал стихи, загадки

    4

    29-32

    Развитие логического мышления на основе игр «четвертый лишний», логические ряды, ребусы

    4

    33-36

    Решение нестандартных задач с использованием элементов «триза»

    4

    Учебная программа

    «Первые шаги в математику»

    Сентябрь

    Диагностика

    1. «Дорисуй недостающие фигуры»

    Цель: Установление логических связей и закономерностей между группами предметов.

    «Диагностический лист»

    1. «Сосчитай сколько»

    Цель: Обобщение нескольких групп предметов по числу.

    «Диагностический лист»

    1. «Разложи предметы по правилу»

    Цель: Группировка предметов по свойствам (цвет, форма, размер), дидактический материал блоки Дьенеша.

    1. «Нарисуй также»

    Цель: Определение и воссоздание симметрии.

    «Рабочий лист»

    1. «Почини дверь»

    Цель: Составление целого из частей.

    «Рабочий лист»

    1. Найди «Царевну лягушку»

    Цель: Ориентировка на листе бумаги, в соответствии с правилами.

    «Диагностический лист»

    1. «Логические ряды»

    Цель: Установление закономерности; установление количественного и числового отношения.

    1. «Веселые палочки»

    Цель: Развитие воображения, умение выкладывать фигуру из заданного количества палочек и преобразовывать её путем перекидывания.

    Материал: счетные палочки.

    1. «Головоломки»

    Цель: Воссоздание на плоскости силуэтов предметов по образу, по памяти.

    Игры: Танграм, Колумбово яйцо.

    Октябрь

    1. Свойства предметов обобщение предметов в группы; сравнение; выделение общих признаков

    1. Игры: Блоки Дьенеша.
    2. Дидактические упражнения: выложи дорожку из геометрических фигур.
    3. Дидактические упражнения: каждой фигуре свое место.
    4. Дидактические упражнения: дорисуй недостающую фигуру

    2. Развитие речи

    1. «Зашифрованные сказки», с помощью предметов заместителей, рассказать сказку.

    Сказки:

    1. «Лиса и журавль»,
    2. «Волк и семеро козлят»,
    3. «Маша и медведь».

    3. Формирование волевых усилий

    1. Прививать детям нормы поведения на занятиях игры: «Волшебное слово», «Палочка – отвечалочка».

    4. Развитие логического мышления

    1. Логические ряды,
    2. Ребусы.

    Ноябрь

    1. Число; цифра от 0 до 5:
    1. состав чисел,
    2. графическое изображение, работа в тетрадях.
    1. Решение арифметических задач:
    1. наглядный материал,
    2. стихи-шутки,
    3. загадки.
    1. Сравнение групп предметов, выделение итогового числа, понятие больше, меньше:
    1. сосчитай сколько и покажи цифру,
    2. каждой цифре свое место,
    3. заселение домика.
    1. Развитие речи:
    1. отгадывание загадок,
    2. дидактическое упражнение: «Нарисуй отгадку».

    Декабрь

    1. Число; цифра от 5 до 10:

    1. работа в тетрадях,
    2. состав числа,
    3. загадки – шутки,
    4. веселые стихи.
    1. Пространственные отношения:
    1. работа на листе бумаги, графический диктант;
    2. на наглядной основе: план - схемы, лабиринты;
    3. игра: «Муха».
    1. Решение арифметических задач на наглядной основе и дидактического материала.
    2. Развитие речи:
    1. мнемотаблицы, коллажи;
    2. составление связных рассказов.

    Январь

    1-2 Временные отношения день; месяц; год.
    Модели:

    1. «Времена года»,
    2. «Неделя»,
    3. «Сутки».

    1. Сравнение групп предметов обозначающих равенство.

    Дидактическое упражнение:

    1. определи количество предметов;
    2. выдели итоговое число;
    3. сравни и поставь знаки: ,, .

    2. Числа и цифры. Решение задач на выполнение арифметических действий на наглядной основе палочки Кюзинера, самостоятельно.

    3. Развитие речи. Зашифрованные слова:

    1. расшифровать слова, соблюдая правило;
    2. прочитать его.

    Февраль

    Понятие многоугольник

      1. Игры: геометрическое лото, плоскостные фигуры,

      2. Дидактическое упражнение: составь целое из частей (4-6),

      3. Складывание из бумаги, использование техники оригами.

    Развивающие игры

      1. Кубики Никитина: сложи узор СУ, СУБ, СУГ и зарисуй.

      2. Головоломки: «соедини точки» - что получится.

    Развитие речи

      1. Отгадываем загадки,

      2. Рисуем отгадки.

    Март

    1-2 Решение задач нестандартным способом на основе элементов «триз»

    1. приключение Винни-пуха,
    2. игра «Хорошо  - плохо»

    Группировка предметов по признакам

    Дидактическое упражнение: найди различия «на что похоже».

    Развитие логического мышления

    1. игры: «Четвертый лишний»,
    2. заполнение мнемотаблиц.

    Развитие речи

    1. отгадывание ребусов,
    2. отгадывание кроссвордов.

    Апрель

    Решение задач нестандартным способом:

    1. Игровое задание: на листе бумаги поставь кляксу красками,
    2. сложи лист пополам, затем опиши увиденное.

    Развитие речи

    1. составление описательных рассказов

    Развитие воображение

    1. дидактическое упражнение: «Соедини точки»,
    2. «Дорисуй», что получится,
    3. игра «Зеркало» - изобрази точно такую же фигуру,
    4. преобразование фигур на основе игр головоломок.

    Май

    Закрепление, повторение пройденного материала.

    1. Решение арифметических задач на основе наглядного материала; стихов – шуток.

    2. Группировка по 3-м признакам игры с Блоками Дьенеша.

    3. Временные отношения (день, месяц, год), использование модели, мнемотаблиц, коллажей, стихов.

    4. Ориентирование в пространстве план – схемы; лабиринты; графический диктант; игра «Муха».

    5. Составление фигур из частей (понятие многоугольник), разрезные картинки.

    6. Развитие логического мышления, логические ряды, заполнение мнемотаблиц; игра «Четвертый лишний».

    7. Решение задач нестандартным способом. Игры  с использованием элементов «триз»:

    1. «Хорошо – плохо»,
    2. Перекрась»,
    3. «Волшебная клякса».

    8. Развивающие игры: головоломки, кубики Никитина, палочки Кюзинера, блоки Дьенеша.

    Методическое обеспечение

        1. Волина В.В. «Праздник числа. Занимательная математика для детей».

        2. Столяр А.А. «Давайте поиграем».

        3. Никитин В.П. «Развивающие игры»

        4. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

    1. Ушакова О.Р. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников».
    2.  Шмаков С.А. «Игры – шутки, игры – минутки».
    3. Черникович Е. «Винни – пух решает в слух».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических и развивающих игр, пособий по разделу «Первые шаги в математику»

    В данном методическом пособии рассматриваются дидактические игры по формированию математических представлений, которые  условно делятся на следующие группы:Игры с цифрами и числамиИгры путешестви...

    Первые шаги в математику.

    Материал может быть использаван педагогами в работе с родителями  дпя формирования математических представлений у детей....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Первые шаги в математику» для детей старшего дошкольного возраста» «Алиса в стране чудес»

    Использование занимательных игр в математике, позволяет детям в ходе  поиска, выдвижения гипотез  приходить к правильному решению; помогает овладеть простейшими фомами мышления....

    Консультация для родителей "Первые шаги в математику"

    Статья о том, как, занимаясь и играя с детьми среднего возраста, развить у них математические умения и способности....

    проект по математике "Шаги в математику"

    проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО....

    Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"

    Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...