проект по математике "Шаги в математику"
проект по математике (старшая группа) на тему

Шарафан Ольга Григорьевна

проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematicheskomu_razvitiyu_2.docx527.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по математическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая геометрия»

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Пояснительная записка.

Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств, предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.

Введение элементов геометрии в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов.

 Обоснование необходимости проекта:

Проект направлен на решение вопросов ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи включение в работу средств занимательной математики, т.е.  создать такую РППС, которая бы способствовала математическому развитию.

Актуальность. 

Одним из основных положений этого проекта является обеспечение развития пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой базе и элементов конструкторского мышления.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений о геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Для детей:

• формировать умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

• развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

• учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;

• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции;

• использовать полученные знания в продуктивной деятельности;

• показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей.

Для педагогов:

• разработать цикл игровых заданий и упражнений с геометрическими фигурами на основе развивающих игр;

• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями;

• конспект итогового НОД.

Для родителей:

• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому развитию ребёнка;

• оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию элементарных математических представлений;

• показать родителям значимость знаний детей дошкольного возраста о геометрических фигурах.

Продукты проекта:

Для детей:

• творческие работы в виде сказок о фигурах, рисунков, аппликаций.

Для педагогов:

• разработанный цикл игровых заданий и упражнений;

•конспект занятия по формированию элементарным математических представлений «Путешествие в волшебную страну»;

• изготовление пособий и дидактических игр;

• создание мультимедийных игр.

Для родителей:

• совместные сочинения с детьми сказок о геометрических фигурах;

• творческая выставка «В мире фигур».

Ожидаемые результаты по проекту

• использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений;

• повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах;

•повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по разделу «Фигуры и формы»;

• формирование повышенного интереса к играм и упражнениям с геометрическими фигурами.

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (1 неделя)

-Определение цели и задач проекта, участников проекта.

-Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

 -Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

-Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию.

Основной (2-3 неделя)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями

Заключительный (4 неделя)

-Обработка и оформление материалов проекта;

-Оценка результатов работы всех участников проекта;

-Проведение итогового НОД «Путешествие в волшебную страну».

Перспективное планирование

Познавательное развитие-

Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «На что похоже», «Квадраты Никитина», «Геоконт», «Танграм», «Монгольская игра», «Занимательные квадраты».

-Дидактические игры: «Геометрическая фигура», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам».

-Игры с счетными палочками: «Сделай геометрические фигуры».

-Игры с использованием технологии ТРИЗ: «Что было бы… »,  «На что похоже», «Придумай… », «Назови наоборот», «Хорошо и плохо».

Игровая деятельность-

Сюжетные игры: «Строители», «В гости к геометрическим фигурам»

Изодеятеьность-

. -Аппликация «Зверята  из геометрической страны».

-Рисование  «Сказочные домики»; «Автобус».

-Веселые частушки о математике. 

Развитие речи-

-Чтение: Словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»; «Сказка о геометрических фигурах»; беседа по их содержанию.

-Работа над стихотворениями: А.Ю.Кожевникова «Учим формы предметов»; «Геометрические фигуры».

Физическое воспитание-

Подвижные игры: «В этом домике 6 этажей», «Сделай фигуру»,  «Ровным кругом»,  «Кот и мыши».

-Пальчиковые игры и физкультминутки с художественным словом о геометрических фигурах.

-Выполнение движений по схеме.

-Выполнение перестроений 

Работа с родителями.

-Консультация «Веселые головоломки».

-Творческая выставка «В мире фигур».

-Изготовление альбома «Сказки о фигурах».

-Проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну»

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.

Итог проекта:

 Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Возможные последствия реализации проекта:

При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.

Литература:

1.«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьева.

2. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие Н. А. Арапова-Пискарева.

3. «Раз ступенька, два ступенька…» методические рекомендации Л. Г. Петерсон.

4. Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова.

4. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г. 5. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

6. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИ

ШАРАФАН О.Г.

Цель;- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Задачи:

Обучающие: 

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

- совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Демонстрационный материал:

таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.

Раздаточный материал:

- карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей.

- рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Образовательные области:

Познавательное развитие (ФЭМП);

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность);

Социализация (игровая деятельность).

Содержание занятия:

Ι. Вводная часть:

Организационный момент. 

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,

Занятие начинается.

ΙΙ. Основная часть. 

Воспитатель: - Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).

 Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные — куб, шар, цилиндр.

В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

             «Ножкой топнем – в ладоши хлопнем

              Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

              Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»

 Вот мы и в стране геометрических фигур.

Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».

- На привале посидим, и задачки все решим.

 Ребята, садитесь за столы.

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять,деревьев).
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). 
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

Этот привал находится на улице «Геометрическая».

- Рассмотрите дома геометрической страны.

- Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
- Чей дом самый высокий (низкий)?
- Чей дом самый широкий (узкий)?
- К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

- На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.

- Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Упражнение «Геометрические качели»

- В стране геометрических фигур есть волшебные качели.  На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)

Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.    

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

- А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

- Поставь квадрат в правый верхний угол.
- Поставь круг в середину листа.
- Поставьте треугольник в левый нижний угол.
- Поставьте овал в левый верхний угол.
- Поставьте треугольник в правый нижний угол.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!

Сколько точек в этом круге (5),                  
Столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки (6), 
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных (4),
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков (7),
Столько сделаем прыжков.


- В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).

- Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)

- Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.

- Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)

- Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).

- Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)

Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).

- Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).

- Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)

Воспитатель: - Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное,  пока строили, давайте немного взбодримся.

Физкультминутка:

- 1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)

Дружно доски поднимаем (руки вверх)

Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)

Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)

Чтоб уютно было в нём.

1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).

Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?

- Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит  вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!

- Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.

- Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

ΙΙΙ. Подведение итогов:

- А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).

Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

- Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.  

- Занятие закончилось, спасибо Старичку-лесовичку за наше сказочное путешествие!


Конспект НОД по математике в старшей группе «
Путешествие в страну Геометрию»

Задачи:

1. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, прямоугольник).

2. Продолжать учить ориентироваться на плоскости листа.

3. Продолжать закреплять умение находить лишнюю фигуру из множества одинаковых фигур.

4. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

5. Развивать умение внимательно слушать задание.

6. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

7. Воспитывать умение ждать, когда спросят; быть терпеливым.

Методы и приёмы:

Игровой, загадки, объяснение задания, напоминание, вопросы, помощь детей, поощрение, музыкальное сопровождение, дифференцированная оценка, самоанализ.

Предварительная работа:

д/и «выложи предмет»; д/и «что лишнее»; д/и «на что это похоже?»

Связь с другими занятиями: художественно-эстетическое развитие (рисование) «Нарисуй, что бывает круглое»«Дорисуй фигуру».

Материал:

Демонстрационный:4 дома с изображением геометрических фигур (1-й с кругами, 2-й с овалами, 3-й с треугольниками, 4-й с прямоугольниками, загадки, конверт с геометрическими фигурами, 3 карточки на нахождение лишней фигуры, магнитофон, 2 карточки с изображением предметов, выложенных из геометрических фигур, песенка«Почемучка» (по программе «Здравствуй» Лазарева, компьютерная презентация с геометрическими фигурами.

Раздаточный: на каждого ребёнка лист форматом А-4голубого цвета, самолёты, конверты с карточками на выкладывание предметов т набор геометрических фигур.

Индивидуальная работа:

Помочь отстающим детям в выкладывании предметов из геометрических фигур.

Методическое обеспечение:

1. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений».

2. Л Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников».

3. М. А. Васильева «От рождения до школы».

                                           Ход занятия

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну Геометрию. Вы согласны туда отправиться? Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить, какие вы внимательные и наблюдательные.

Посмотрите на экран и скажите, какая фигура здесь лишняя и объясните почему?(Показываю слайды на экране и спрашиваю по одному ребёнку).

-Саша, какая здесь лишняя фигура и почему ты так думаешь?

-Молодцы, отлично справились, теперь можно отправляться в путешествие.

Страна Геометрия находиться далеко, и чтобы по быстрее туда добраться, мы с вами полетим на самолётах. Во время полёта будьте внимательны, слушайте команды. Занимайте места, готовьтесь к полёту.

(Дети садятся за столы).

-Поставьте самолёты на аэродром внизу. Готовы к полёту?

-Самолёт взлетает вверх.

-Егор, где сейчас самолёт?

-Самолёт летит вправо.

-Полина, где теперь самолёт?

(Даю ещё 4-5 заданий).

Самолёт приземляется и опускается вниз. Вот мы и прилетели. Выходите из самолётов.

(Дети идут к домикам с изображением геометрических фигур).

А вот и страна Геометрия! Давайте познакомимся с жителями этой страны.(Переворачиваю 1 домик).

-Кто живёт в этом домике, Даша?

(Поочерёдно переворачиваю остальные домики, спрашивая детей по одному).

Молодцы, узнали всех жителей стран. А ещё я хотела загадать вам загадки про них. Слушайте внимательно и если правильно отгадаете, то увидите отгадку.

1.

От всех я отличаюсь,

Всегда везде качусь.

Я ваш знакомый друг

Известен всем вокруг. (круг)

2.

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки

Вот и я! (треугольник)

3.

Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята можно

с одеялом и ковром?

Вы, подумайте скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. (прямоугольник).

4.

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?. (овал).

Все мои загадки вы отгадали, на все вопросы ответили-вы настоящие почемучки. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Почемучку». Вставайте в круг.

(Включаю песню «Почемучка». Дети выполняют движения под музыку.)

Молодцы, хорошо отдохнули, потанцевали. Посмотрите, какой сюрприз приготовили нам фигуры (показываю на экране изображение предметов, выложенных из геометрических фигур).

-Посмотрите, что это? (машина).

-Из каких геометрических фигур составлена эта машина? (спрашиваю одного ребёнка).(Показываю ещё один слайд).

-Хорошо всё правильно ответили. А сейчас я предлагаю вам самим выложить предметы из геометрических фигур.

-В конвертах фигуры в беспорядке маются

И в вашей помощи нуждаются!

-У каждого на столе конверт с геометрическими фигурами и карточка с изображением предмета, который нужно выложить. Проходите на свои места, открывайте конверты и начинайте выкладывать. (Дети садятся за столы).

(Обращаю внимание на детей, у которых возникают трудности.)

-Дима, скажи, что у тебя получилось? (дом). А из каких фигур ты выложил дом?(спрашиваю3-4 детей).

Детям, которые быстро справляются с заданием, предлагаю ещё один конверт.

-Умницы! Отлично справились! А теперь нам пора возвращаться. Обратно мы полетим другим путём. Возьмите свои самолёты, выходите сюда на взлётную полосу. (Звучит спокойная музыка). Полетели!

Вот мы и вернулись. Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось?

Ребята, я приготовила для вас разные звёздочки. Каждый возьмёт себе 1 звезду. Красную возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями Жёлтую возьмёт тот, кто справился почти со всеми заданиями, но у него что-либо не получилось. Зелёную возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают звёздочку и объясняют свой выбор).


Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «В стране геометрии»

Программное содержание:

1. Уточнить представление детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны; закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах.

2. Развитие внимания, восприятия, логическое мышление.

3. Воспитывать внимание, умение различать

Материал: Доска, квадрат, прямоугольник, треугольник из коробки, мостик, набор палочек и кусочек пластилина, искусственную елку, развивающую игру.

Раздаточный материал:

Набор палочек, кусочек пластилина, карты с геометрическими фигурами.

Ход занятия:

(дети стоят рядом со мной)

- Ребятки, слушайте внимательно, я расскажу вам одну историю. Когда-то давным – давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жилы – были два друга: Квадрат и Прямоугольник. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Квадрат все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед прямоугольником.

Квадрат говорит: Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, стороны равны, одинаковые. А ты прямоугольник, посмотри на себя какой ты весь не ровный. А прямоугольник очень опечалился, потому что хотел быть похожим на квадрат, но у него ничего не получалось. Однажды они пошли гулять в лес и встретили там встревоженного человека.

Человек тут говорит: Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может вы мне поможете?

И тут квадрат говорит: Конечно только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня стороны равны. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом! А грустный прямоугольник стоял в стороне и был очень расстроен, тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем человек забрался на квадрат, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к прямоугольнику. Прямоугольник, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу. А прямоугольник с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом. Посмотрите ребятки квадрат плачет, давайте спросим почему? Он хочет чтоб вы ему помогли в игре.

Задание: С помощью геометрических фигур собрать квадрат (Работа стоя у стола).. .Посмотрите! У квадрата на лице появилась улыбка, значит он был вами доволен.

А теперь слушайте дальше историю….

Когда он увидел за речкой дом он сказал им спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания! И тут они говорят человеку. Постой, человек мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобиться наша помощь. Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.

И тут человек говорит: Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло. Квадрат и тут выскочил вперед! И говорит: посмотри, какие у меня ровные, гладкие стороны, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег! Не дождавшись ответа, квадрат попытался доняться до другого берега и …. плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.

И тут прямоугольник говорит человеку: Давай я попробую помочь тебе. Тут он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости человека не было предела.

- Затем я ребятам предлагаю немного подвигаться

Физкультминутка (частушки)

Квадрат

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все 4-ри стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

Прямоугольник

Квадрат плюс квадрат

Фигура получается.

А ты попробуй отгадай

Как она называется.

Треугольник

Ты на него, ты на меня

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны и три угла

И сколько же вершин

И вместе трудные дела

Мы вместе совершим.

Садитесь за столы, у каждого ребенка на столе лежит набор палочек и кусочек пластилина. Палочек может быть больше, чем нужно, чтобы ребенок самостоятельно отсчитал нужное количество элементов. Перед работай детям предлагается еще раз посмотреть на треугольную пирамиду и ответить на вопросы:

-Сколько вершин у треугольной пирамиды? (ответ детей)

-Сколько вершин основания? (ответ детей)

- Сколько ребер? (ответ детей)

После этого дети отсчитывают необходимое ему количество элемента для ребер пирамидки, скатывают из пластилина шарики, которые будут служить ее вершинам и собирают модель.

-Ребята вы все сегодня были молодцы, очень постарались. Наши фигурки очень гордятся что на следующий год в школу пойдут умные детки.

-Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей)

-С какими геометрическими фигурами мы познакомились? (ответы детей)

-Какую модель мы создали? (ответы детей)

-Вам понравилось занятие? (ответы детей)

На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Загадки»


Актуальность

Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Загадки побуждают детей к наблюдениям, к размышлению, познанию. А их разгадывание требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности.

Разгадывание загадок является для детей своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей их умственные возможности; развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Цель:

Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, развивая образные представления, воображение и творчество.

Задачи:

- упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур путём разрезания по прямой, по диагонали, на несколько частей;

- закрепить умение аккуратно наклеивать детали.

Материалы: заготовки из цветной бумаги: прямоугольник - 1 шт., круг - 2 шт., треугольник - 1 шт., квадрат - 2 шт. ; кисть, подставка для кисти, ножницы, клей, ,белая бумага формата 1/2 А4.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём я сейчас говорю?

Когда ее не знают, она бывает нечто,

А когда ее узнают, она перестает

быть тем, чем была.

Ответы детей: правильный ответ – о загадке.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем загадывать необычные загадки. А необычны они потому, что мы сами попытаемся их "изготовить".

Воспитатель: Прежде чем приступить к делу, ответьте мне ещё на такой вопрос: почему загадку назвали именно загадкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, именно потому, что ответы на неё знают не все. И для того чтобы её отгадать, нужно хорошо подумать.

Для "изготовления" наших загадок понадобится следующее:

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Загадки»

-Какие геометрические фигуры вы видите? (прямоугольник, квадраты, круги, треугольник)

-Сколько их? (6)

Воспитатель: Ребята, эти фигуры вы можете разрезать на несколько частей, по вашему усмотрению.

Итак, давайте повторим, чем мы сейчас займёмся:

Шаг 1 - вначале хорошенько подумаем, что мы можем изготовить из этих фигур? (никому не говорим)

Шаг 2: Аккуратно выполним работу.

Шаг 3: Самый важный - разгадаем загадки, "изготовленные" каждым из нас.

Приступаем к работе.

Вот, что у нас получилось.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-113290-1401308566.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-113290-1401308666.jpg

Давайте отгадаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в мир математики»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности р...

Среднесрочный проект по познавательному развитию (Математика):«Человек и время»

Содержание 1.Паспорт проекта22.Введение33.Цели и задачи проекта44.Обеспечение проекта45.Предполагаемый результат56.Этапы проекта57.План реализации проекта68.Приложение:  Конспект заняти...

Проект "Первые шаги в математику"

Проект по ФЭМП во второй младшей группе "Первые шаги в математику"...

Проект на тему: "Занимательная математика"

Проект на тему: "Занимательная математика"...

Проект по ФЭМП "Занимательная математика"

Проект по созданию уголка занимательной математики, в котором отражено участие педагога, детей и родителей....

Проект "Путешествие в мир математики"

Проект для старшей группы "Путешествие в мир математики"...

Проект "Путешествие в мир математики"

Проект   "Путешествие в мир математики"  Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить е...