Главные вкладки

    Использование дидактических и развивающих игр, пособий по разделу «Первые шаги в математику»
    методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

    Виткова Оксана Александровна

    В данном методическом пособии рассматриваются дидактические игры по формированию математических представлений, которые  условно делятся на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествие во времени
    3. Игры на ориентирование в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

    При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

    Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествие во времени
    3. Игры на ориентирование в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление

    1)К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

    Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

    Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число, как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

    2) Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, частями суток, временами года, последовательностью месяцев.

    3) В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

    Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.  "Путешествие по комнате".

    4) Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается

    узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

    Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

    Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

    Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

    С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

    Сначала предлагаются самые простые игры.

    1. "Найди все фигуры как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

    2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
    3.
     "Цепочка"

    4. "Второй ряд" Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

    5. "Домино" В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:а) фигурами другого цвета (формы, размера);б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; и т.д.
    6. "Раздели фигуры" Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

    Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.

    Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
    Разделите фигуры так, чтобы:у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные;у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

    Наконец, наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры". Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие.

    Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

    Так цвет обозначается пятном (на данном рисунке цвет пятна определен буквами: "к" -красный, "ж" - желтый, "с" -синий).'
    Величину - силуэтом домика (большой, маленький).
    Форму - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
    Толщину - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).

    Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игр "На свою веточку 

    Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

    Игра с одним обручем 

    На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные.

    Игра с двумя обручами

    На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

    Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

    Игра с тремя обручами

    В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.

    Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так,чтобы образовалось 8 областей.

    После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие.

    В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

    Игры-головоломки, «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» на воссоздание из геометрических фигур образных изображений, разработанные  З.А. Михайловой используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное.  Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называли геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещать фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения,  выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

    Кубики Никитина

    В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

    1.  Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков
    2.  Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;
    3.  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;
    4.  Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);
    5.  Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

     

    Сложи узор

    Игра "Сложи узор" напоминает контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

    Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры, выполнить уже творческую работу.

    Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

    В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

    Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

    5) В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

    В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

    Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

    Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

    Из всего многообразия задач на смекалку (головоломки) наиболее приемлемы головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Задачи на смекалку можно объединить в три группы:

    1.Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить два разных квадрата из семи палочек, два равных треугольника из пяти палочек.

    2.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

    3.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

    Палочки Кюизенера

    Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
    Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.
    С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
    Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

    Игра Никитина "Сложи узор". Сказка про море




    Утро было солнечным!

    Мы сели в

    и поехали на море ловить

    !

    По воде плавали

    и

    ,

    но совсем не ловилась

    .

    Тогда мы сложили удочки
    и поплыли по

    , как морские

    МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида» г. Пикалево 

    Использование дидактических и развивающих игр, пособий по разделу «Первые шаги в математику»

    Воспитатель:

    Виткова О.А.

    2010-2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по образовательной области "Познание"-раздел "Первые шаги в математику"

    Представлен конспект занятия по образовательной области "Познание"-раздел "Первые шаги в математику" по программе "Детство" для среднего дошкольного возраста....

    Перспективное планирование НОД по разделу «Первые шаги в математику».

    Рабочая  программа для детей 4-5 лет   составлена  на основе  примерной общеобразовательной программы  воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста «Детс...

    Перспективное планирование по организации непосредственно образовательной деятельности по разделу «Первые шаги в математику» в подготовительной к школе группе

    При создании методического пособия были использованы следующие материалы:Учебно - методическое пособие к рабочей тетради Е.В. Колесниковой "Математика для детей 6-7 лет", 2012;Развитие  мышления,...

    Конспект занятия по образовательной области "Познание"-раздел "Первые шаги в математику"

    Представлен конспект занятия по образовательной области "Познание"-раздел "Первые шаги в математику" по программе "Детство" для среднего дошкольного возраста....

    Конспект Развлечения по образовательной области «Познавательное развитие», раздел: «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем», (подготовительная группа)

    "Путешествие в страну Заниматику" Цель: Развивать умственные способности у детей по средствам математического наглядного материала....