Час Матемагии
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Сценарий совместной деятельности родителей и детей подготовительной группы, а также картотека математических фокусов для дошкольников. Картотека сделана в формате А4 для сложения в А5. В приложении размещены атрибуты для некоторых фокусов также двух форматов - А5 для картотеки и А4 для демонстрации педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Совместная деятельность детей и родителей

 «Час МАТЕМАГИИ»

Разработала воспитатель Вербицкая Т. Л.

Кемерово 2013


Задачи:        1) создавать условия для привития интереса к математике,

                2) развивать логическое мышление, сообразительность,

                    память, внимание, творческие способности,

                3) расширять круг культурных потребностей.

Материал: атрибуты для фокусов: плакат «Волшебная девятка», циферблат часов с цифрами 1-12, две монеты достоинством 1 и 2 рубля, ширма, счетные палочки, фланелеграф, графические изображения к нему «Исчезающая линия», «Исчезновение лица», «Сколько же кроликов?» (см. Приложение), на каждого – головоломка с образцами складывания фигур (Танграм, Колумбово яйцо, Монгольская игра, Вьетнамская игра и т.п.), лист бумаги, карандаши.

Ход деятельности

Родители и дети размещаются вместе за столами

Воспитатель:        

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего,

Математику знать.

Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.

Пускай кому-то мил английский,

        Кому-то ритмика важна.

        Без математики же всем нам

И ни туда и ни сюда.

Мы уже не раз говорили с ребятами о том,  что маги и волшебники – это те же люди, но обладающие чуть большими знаниями по сравнению с обычными людьми. И в математике также есть знания, которые могут сделать вас волшебниками в глазах других. И сегодня мы узнаем о тех ее секретах, которые доступны даже дошкольнику.

               Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними. Иногда числа творят самые настоящие чудеса! Кто хочет испытать на себе?..

Фокус «Волшебная девятка»

1.Задумай число больше 5.

2. Отсчитай количество кружков равное числу, которое ты задумал, двигаясь снизу вверх по бело-серым стрелкам (рис.1).

3.Ещё раз отсчитай такое же количество кружков, двигаясь по черным стрелкам

Рис.1

4.Ты остановился на сером кружке!

Фокус «Загадочные часы» 

1.Загадай два числа, расположенных друг против друга на циферблате (см. рис 2).

2.Теперь вычти меньшее число из большего.

3.Внимание! В результате получилось… 6!

Рис.2

Фокус с монетами

Дайте одному из юных зрителей две монеты: одну с четным числом рублей, а другую — с нечетным (например, двухрублевую и однорублевую). Пусть он, не показывая вам, одну из этих монет (любую) возьмет в правую руку, а вторую — в левую. Для большей таинственности отгородите его от себя ширмой. Объявите, что несколько волшебных действий по рецептам числовой магии — и вы способны определить, в какой руке какая из монет находится!

Предложите его взрослому спутнику утроить число рублей, содержащихся в монете, зажатой в правой руке, и удвоить число рублей, содержащихся в монете, зажатой в левой руке. Для наглядности пусть выложит за ширмой соответствующее количество счетных палочек. Полученные результаты пусть сложит ребенок и вам назовет только образовавшуюся сумму.

Если названная сумма четная, то вы объявляете, что в правой руке у него 2 рубля, если — нечетная, то 2 рубля в левой руке.

Физминутка

Ой-ой-ой -ой!

К нам пришёл волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай-я!

В гости к нам пришли друзья,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

        А теперь давайте, братцы,

        За математику приниматься.

Воспитатель:        Еще один раздел математики – геометрия. Геометрия изучает геометрические фигуры и их свойства. Для начала проверим, насколько хорошо вы знакомы с геометрией. Проведем небольшую разминку:

  1. Что не является геометрическим телом: пирамида, цилиндр, парацетамол, конус?
  2. Что не является геометрической фигурой: точка, линия, угол, запятая?

В геометрия даже самая тоненькая линия может стать волшебной палочкой!

Фокус «Исчезающая линия»

  1. Сколько линий на прямоугольнике?.. (рис. 3) Правильно, десять.
  2. Внимание! Я сдвигаю нижнюю часть влево вниз (как на рис.4)                                         

Рис.3

  1. Сколько линий теперь?.. их стало 9! Передвинем левую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появится снова.

Рис.4

Фокус «Исчезновение лица»

Волшебная линия может управлять не только количеством своих подруг-линий, но даже людьми!

При сдвиге нижней полосы на верхней части рисунка 5 влево все шляпы остаются незатронутыми, однако одно лицо полностью исчезает (см. нижнюю часть рисунка).

Рис.5

Фокус «Сколько же кроликов?»

Мы увидели, что может вытворить одна только линия. Страшно подумать, что же могут натворить несколько линий! Для демонстрации такого превращения мы возьмем – как истинные маги – белых кроликов. 

  1. Сосчитайте кроликов (рис. 6). Верно, их 11.
  2. Раз, два, три движения руками (поменять местами левые половинки прямоугольников А и В) и кроликов осталось… 10! Один кролик исчез, оставив вместо себя пасхальное яйцо.

Рис.6

  1. Возвращаем все на свои места и кроликов снова… 11!
  2. Посмотрим, на что способны другие линии на рисунке?.. Раз, два, три движения руками (поменять местами правые половинки прямоугольников А и В) и кроликов стало… 12!

Фокус «Превращения вазочки»

Но и это еще не все, на что способны линии!

 Из какой геометрической фигуры сделана ваза (рис.7)?..

На глазах у зрителей превратить вазу в квадрат.

Рис.7

Итог.

Воспитатель: Завершим мы наш час матемагии упражнением для начинающих волшебников.

На подносах лежат головоломки (Танграм, Колумбово яйцо, Монгольская игра, Вьетнамская игра) с образцами, листы бумаги, карандаши.

Воспитатель: Предлагаю выложить из частей головоломки любую фигуру, обвести ее и дорисовать недостающие детали.

Готовые работы поместить на доску.

Воспитатель:        

                Почему корабли не садятся на мель,

                А по курсу идут сквозь туман и метель?

                Потому что, вы заметьте-ка,

                Капитанам помогает арифметика.

                Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

                Надо, прежде всего, математику знать.

                И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

                Где бы нам не пригодилась математика!   


Приложения



Предварительный просмотр:

матемагия


1.Задумай число больше 5.

2. Отсчитай количество кружков равное числу, которое ты задумал, двигаясь снизу вверх по бело-серым стрелкам.

3.Ещё раз отсчитай такое же количество кружков, двигаясь по черным стрелкам

4.ты остановился на сером кружке!

1.Загадай два числа, расположенных друг против друга на циферблате.

2.Теперь вычти меньшее число из большего.

3.Внимание! В результате получилось… 6!


 

(математический телекинез)

(Телекинез - явление воздействия на физические процессы без непосредственного участия мышечных усилий.)

Фокусник берет одну из костей домино и предлагаете кому-либо из зрителей из остальных 27 костей составить непрерывную цепь, утверждая, что это всегда возможно, какая бы кость ни была взята. Сам же пишет на бумажке два числа, прячет бумажку в надежном месте и удаляется в соседнюю комнату, чтобы не видеть цепи. Зритель приступает к работе и убеждается, что Фокусник прав: 27 костей выложились в одну цепь. Еще удивительнее то, что Фокусник, оставаясь в соседней комнате и не видя цепи, объявляет оттуда, что числа очков на ее концах написаны на бумажке.

Подсказка Фокуснику: концевые числа очков этой цепи будут те, которые имеются на вынутой косточке.

 

(математическое ясновидение)

(Ясновидение - восприятие событий, происходящих в настоящее время и недоступных непосредственному чувственному восприятию.)

Дайте одному из зрителей две монеты: одну с четным числом рублей, а другую — с нечетным (например, двухрублевую и однорублевую). Пусть он, не показывая вам, одну из этих монет (любую) возьмет в правую руку, а вторую — в левую. Объявите, что несколько волшебных действий по рецептам числовой магии — и вы способны определить, в какой руке какая из монет находится!

Предложите ему утроить число рублей, содержащихся в монете, зажатой в правой руке, и удвоить число рублей, содержащихся в монете, зажатой в левой руке. Полученные результаты пусть он сложит и вам назовет только образовавшуюся сумму.

Секрет: Если названная сумма четная, то в правой руке 2 рубля, если — нечетная, то 2 рубля в левой руке.


Фокусник предлагает одному из зрителей следующее:

 Задумайте число. Прибавьте 1. Утройте результат. Прибавьте снова 1. Прибавьте задуманное число. Скажите, что у вас получилось.

Когда зритель называете фокуснику конечный результат всех этих выкладок, фокусник отгадывает то, что было задумано.

Подсказка фокуснику: от конечного результата нужно отнять 4, остаток разделить на 4 и получится начальное число.

Примечание: Маленьким зрителям лучше ограничить пределы загадываемого числа, например от 1 до 5.

(Ретроспекция - чувственное восприятие прошлых событий в условиях, когда сведения не могут быть выведены из имеющейся информации.)

Фокусник предлагает одному из зрителей следующее:

 Задумайте число. Отнимите 1. Остаток удвойте. Прибавьте задуманное число. Скажите результат. Я угадаю задуманное число.

Когда зритель называете фокуснику конечный результат всех этих выкладок, фокусник отгадывает то, что было задумано.

Подсказка фокуснику: прибавьте к результату 2, а сумму разделите на 3 и получится задуманное число.

Примечание: Маленьким зрителям лучше ограничить пределы загадываемого числа, например от 1 до 5, а арифметические действия выполнять с помощью цветных счетных палочек.

(Геометрическая телепортация)

(Телепортация - гипотетическое мгновенное перемещение неживых и живых тел, в том числе и людей, на определенные расстояния или перенос через преграды и экраны при помощи неизвестных сил и полей.)


На прямоугольнике мы видим десять вертикальных линий одинаковой длины. Сам прямоугольник поделен диагональю на два треугольника (см. первый рисунок). Посмотрев на отрезки этих линий в одном и другом треугольниках нетрудно заметить, что длина первых уменьшается, а вторых соответственно увеличивается.

Сдвинем нижнюю часть влево вниз, как это показано на втором рисунке.

Сосчитав число вертикальных линий, вы обнаружите, что теперь их стало девять. Какая линия исчезла и куда? Передвиньте левую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появится снова. Но какая линия стала на свое место и откуда она взялась?


При сдвиге нижней полосы на верхней части рисунка влево все шляпы остаются незатронутыми, однако одно лицо полностью исчезает! (см. нижнюю часть рисунка). Бессмысленно спрашивать, какое именно лицо, так как при сдвиге четыре лица разделяются на две части. Эти части затем перераспределяются, причем каждое лицо получает несколько добавочных черт: одно, например, более длинный нос, другое — более вытянутый подбородок и т. д. Однако эти маленькие перераспределения остроумно скрыты, а исчезновение всего лица, конечно, поражает гораздо сильнее, чем исчезновение кусочка линии.

Если поменять местами левые половинки прямоугольников А и В, один кролик исчезает, оставляя вместо себя пасхальное яйцо.

Если вместо этого поменять местами правые половинки прямоугольников А и В, число кроликов увеличится до 12, однако при этом один кролик теряет уши и появляются другие смешные детали.


 Из какой геометрической фигуры сделана ваза?

На глазах у зрителей ваза превращается в квадрат.


(математическое ясновидение)

Возьмите 25 костей домино, переверните их «лицом» вниз и положите рядом одну за другой так, чтобы они соприкасались более длинными сторонами. Затем объявите, что вы отвернетесь или даже уйдете в другую комнату, а кто-либо пусть переместит какое-либо число костей (но не более 12) с правого конца на левый. Вы беретесь угадать число перемещенных костей.

Приготовляясь к «угадыванию» и переворачивая кости домино «лицом» вниз, 13 из них вы расположите в порядке убывающей последовательности целых чисел от 12 до О (см. рисунок), а справа от них остальные 12 в произвольном порядке.

Вернувшись в комнату, вы открываете среднюю (то есть по счету тринадцатую от конца) кость, число очков которой непременно укажет число перемещенных в ваше отсутствие костей домино.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В волшебной школе Матемагии

Побуждать детей к развитию познавательной   активности в процессе выполнения занимательных математических  заданий.   - развивать коммуникативные навыки  обучающихся...

Матемагия Занятие

образовательная деятельность в подготовительной группе по математике...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Математические фокусы - это что - то новенькое. Интересный прием! Возьму на заметку.

Гурьева Наталья Александровна

Замечательный интересный материал!