Перспективный план работы кружка Математическая мозаика
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Елена Александровна Луконина

 

Учебная программа рассчитана на 38 часов. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 38. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 мин) и практических умений (10-15 мин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_kruzhka_matematicheskaya_mozaika.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

работы кружка «Математическая мазаика»

в подготовительной к школе группе №5

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Автор-составитель:

Луконина Елена Александровна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №77»

Сентябрь

Занятие 1.

Игра: «Разноцветные платочки – 2»

Игра на развитие внимания «Ухо – нос»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения, логическое мышление, внимание. Воспитывать творческую личность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.8.

Занятие 2.

«Помоги Незнайке»

Обучающая игра «Игра с одним обручем»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать творческую личность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.8; журнал «Дошкольное воспитание», 2 – 96 г., стр.26

Занятие 3.

Математическая разминка. Игра «Назови соседей».

«Сложи узор».

Цель: Учить складывать узор-задание из серии Б. Развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность; закрепить представление о смежных числах; воспитывать творческую личность.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.45.

Занятие 4.

Преобразование фигур

Подвижная игра «Тик – так»

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Закрепить с порядковый счёт до 10. Развивать логическое мышление, сообразительность. Прививать любовь к творческой деятельности.

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.21; Т.А.Топалова, Играя учимся, стр.31

Октябрь

Занятие 5.

Игра: «Разложи по цвету»

Загадка про квадрат. Чем отличается от прямоугольника?

Цель: Закрепить понятие цвета, свойства квадрата, состав числа 4. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. Воспитывать самостоятельность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.9; Т.А. Топалова, Играя учимся, №2, стр.25.

Занятие 6.

«Пройди по лабиринту»

Этюд «Встреча с другом»

Цель: Продолжать учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.9.

Занятие 7.

«Сложи узор».

Игра «Чудо – дерево» на закрепление понятие о 0.

Цель: Учить складывать узор по заданному образцу. Развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность. Закрепить понятие о 0, умение решать задачи на убывание. Воспитывать самостоятельность.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.46; Т.А.Топалова, Играя учимся, стр.26

 

Занятие 8.

Преобразование фигур.

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Цель: составлять фигуры путём пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуры; пользоваться выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия. Закрепить знания о частях суток при раскладывании сюжетных картинок. Развивать смекалку, сообразительность. Воспитывать творческую личность.

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.14; Т.А.Топалова, Играя учимся, стр. 25.

Ноябрь

Занятие 9.

Игра: «Измерение с помощью палочки-мерки»

Упражнения со знаками «Больше – меньше» (карточки).

Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить  с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. Развивать познавательные процессы. Закреплять на практике понятия «больше – меньше». Воспитывать желание преодолевать  трудности..

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.10.

Занятие 10.

Игра «С тремя обручами»

Этюд «Встреча с доугом».

Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по трём свойствам. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, аналитическую деятельность. Воспитывать творческую личность.

Литература: З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.108.

Занятие 11.

«Сложи узор».

«Полминутки для шутки»

Цель: Учить составлять новые узоры, зарисовывать их в тетрадь. Развивать творческое воображение, память, внимание, сообразительность, речь. Воспитывать творческую личность.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры; З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.108.

Занятие 12.

«Вьетнамская игра»

«Помири пингвинов»

Цель: Развивать логическое мышление, воображение детей, их конструкторские способности. Закрепить свойства четырёхугольников. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Литература: З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.103, 122.

. Декабрь

Занятие 13.

Игра: « Дополни»

«Задачи пингвинят»

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление, интерес к решению задач.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.11; З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.117.

Занятие 14.

«Разложи пропущенные фигуры»

«Цветные цифры» (состав числа 6)

Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.11; Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.138.

Занятие 15.

«Сложи узор»

«Помоги Петрушке решить примеры вида – «…+ - 1 = …»

Цель: Развивать логическое мышление и творческое воображение, комбинаторные способности. Учить складывать узор-задание по образцу, изменяя его по цвету. Упражнять в решении примеров на сложение. Воспитывать самостоятельность.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.46.

Занятие 16.

«Колумбово яйцо»

Показать на часах 4,5,6 часов. Закрепить состав числа 6.

Цель: Развивать логическое мышление, воображение детей, их конструкторские способности. Закреплять состав числа 6. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.63; Т.А.Топалова 2 ч., №37, стр. 30.

Январь

Занятие 17.

Игра: «Строители» (состав числа 7)

«Чьё звено быстрее соберётся?»

Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закрепить состав числа 7. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.161.

Занятие 18.

«Найди меня»

«Помоги Буратино решить примеры вида – «…+ - 1 = …».

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Упражнять в решении примеров вида « …+ - 1 = …».  Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.11; Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.164.

Февраль

Занятие 19.

Игра: «Подбери цифру»

«Весёлые цифры»

Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.13.

Занятие 20.

«На цветочной клумбе»

«Чей голос».

Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.12. : З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.112.

Занятие 21.

«Сложи квадрат».

«Набери код»

Цель: развивать логическое мышление, цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.46; : З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.118.

Занятие 22.

Задачи на изменение фигур, для решения, которых надо убрать указанное количество палочек.

«Кто назовёт больше геометрических фигур».

Цель: Формировать у детей умение обдумывать решения, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы. Развивать способность к моделированию и конструированию. Воспитывать самостоятельность

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.16, Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.139.

Март

Занятие 23.

Игра: «Цветные числа»

«Назови дни недели»

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать творческую личность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.13; Т.А.Топалова, Играя учимся, ч. 2, стр. 29.

Занятие 24.

«Волшебное дерево»

«Назови смежные числа».

Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов, умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки,  пространственное представление, логическое и образное мышление. Закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 10. Воспитывать творческую личность.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1, стр.13; 13; Т.А.Топалова, Играя учимся, ч. 2, стр. 27.

Занятие 25.

«Сложи узор»

«Кто где живёт?»

Цель. Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, память. Закрепить знания детей о животных и их жизни. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.47.

Занятие 26.

«Монгольская игра»

«Обучение решению примеров на сложение и вычитание единицы».

Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу. Закрепить состав чила из двух меньших в пределах 10. Развивать способность к моделированию и конструированию, внимание, сообразительность. Воспитывать самостоятельность.

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.63.

Апрель

Занятие 27.

Подвижная игра: «По порядку становись!»

«Вьетнамская игра»

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.14; З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.103.

Занятие 28.

«Цветные цифры».

«Весёлые цифры»

Цель. Учить детей с помощью цветных полосок определять состав числа 10 и составлять примеры; закрепить знание детей о числе 10, его составе и изображении; упражнять в порядковом и количественном счёте в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости; воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели.

Литература: Т.А.Топалова, Играя учимся, ч.2 – 4, стр. 35.; М. Фидлер.

Занятие 29.

«Сложи узор»

«Дорисуй»

Цель: Продолжать учить складывать узор-задание из серии В. Развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность. Воспитывать самостоятельность.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры, стр.46; ; З.А.Михайлова. Учебно – методическое пособие. Математика от трёх до семи, стр.137.

Занятие 30.

Преобразование фигур.

«Кто где стоит, что где лежит?»

Цель: упражнять детей в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество; ориентировку в пространстве, речь. Воспитывать самостоятельность.

Литература: З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников, стр.18.

Май

Занятие 31.

Игра: «Путешествие лягушонка»

Игра «Путешествие в сообразилию»

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа 8. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать игровые умения детей, регулировать контакты в совместной игре.

Литература: Е.Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2, стр.14; Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.185, 204.

Занятие 32.

«Что изменилось?»

Письмо от Мальвины»

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, представления о составе числа 9. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество. Воспитывать выдержку, желание играть.

Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.208, стр.212.

Занятие 33.

«Сложи узор»

Игра «Вспомним сказку»

Цель: Продолжать учить составлять новые узоры, зарисовывать их в тетрадь. Развивать творческое воображение, память. Закрепить понятие о нуле (0). Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Литература: Б.П. Никитин. Развивающие игры; Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.225.

 

Занятие 34.

Запись и состав числа 10.

Игра «Фотографы»

Формировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о шаре, кубе, параллепипеде. Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Воспитывать познавательный интерес.

Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», стр.231 (2), (3.1), стр. 234)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

перспективный план работы кружка римики "Каприз"

Перспективный план работы кружка ритмики "Каприз" представляет программу кружковой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Годовой план работы кружка «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Годовой план работы кружка«Ритмическая мозаика»...

Перспективный план работы кружка "Весёлая мозаика" (Логоритмика)

Перспективное планирование работы кружка на год, с приложением презентации....