Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Елена Александровна Луконина

 

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Программа дополнительного образования

развития интеллектуальных способностей

детей 5 – 7 лет

«Математическая мозаика»

Автор-составитель:

Луконина Елена Александровна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2010 г

Пояснительная записка

        Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

        Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Математика, как абстрактное выражение наиболее общих законов мировоздания, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты, число, как сущностная характеристика объекта, - такое понимание положено в основу работы по введению детей дошкольного возраста в этот предмет.

       В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, игры-головоломки.

      В таких играх-упражнениях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

      Программа «Математическая мозаика» способствует всестороннему развитию личности ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

При выборе данного направления работы  исходили из:

  1. объективной потребности в обосновании деятельности ДОУ в целом;
  2. социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  3. реальных возможностей и условий дошкольного учреждения

       Цель программы – всесторонне развивать личность ребёнка.

Задачами программы являются:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  4. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  7. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость творчества.
  8. Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
  9. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  10. Развитие творческих способностей фантазий, воображения.
  11. Увеличение объёма внимания и памяти.
  12. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  13. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом

Учебная программа рассчитана на 38 часов.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 38. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 мин) и практических умений (10-15 мин).

При изучении курса прослеживается тесная связь:

  1. физического движения с общим психическим развитием;
  2. точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
  3. целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом

Распределение часов:

38 часов в год – 1 час в неделю.

Содержание программы

I. «Цветные палочки» Кюизенера.

Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

С помощью цветных палочек Кюизенера дети ещё в период дочислового обучения, не зная счёта и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения.

II. Геометрические фигуры Дьенеша.

Геометрические фигуры Дьенеша развивают у детей логическое мышление, формируют представления о геометрических формах.

Более того, при помощи блоков закладывается в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивается способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических формах.

Кроме логических блоков используют карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицания свойств. Работа с такими карточками развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

III. Занимательные игры. Головоломки.

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек; 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения, которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
  4. «Придумай и сложи» - игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т.п. с помощью счётных палочек и других предметов (жетоны, кусочки ластика, цветная бумага, шарики, пуговицы, материя, бусинки и т.п.).

Пр./с: развивать логическое мышление, воображение, сообразительность; прививать любовь к творческой деятельности; учить детей приёмам самостоятельного поиска.

Занимательные игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др.

Цель: развивать логическое мышление, воображение детей, их конструкторские способности. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

IV. Развивающие игры. «Сложи узор».

Пр./с: развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность, воспитывать самостоятельность.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий:

  1. складывают узор из кубиков точно по узорам-заданиям
  2. глядя на кубики, зарисовывают узор, который они образуют.
  3. придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в книге, т.е. выполняют творческую работу.

«Сложи квадрат».

Из разрезанных частей собрать целый предмет; подбирать детали по цвету, форме, величине.

Цель: развивать логическое мышление, цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа:  воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...

Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"

Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...

Программа дополнительного образования "Развитие речи".

Программа дополнительного образования "Развитие речи"....

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемам...