Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет
    методическая разработка по математике (старшая группа)

    Новикова Евгения Николаевна

    Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемами, схемами – символами и таблицами,

      моделирование и исследовательская деятельность, творческая конструктивная и художественная деятельность . Для этого я решила применить  уникальный материал «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_pochemuchki.docx25.71 КБ

    Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

    «Школа №2065»

    Программа дополнительного образования

    по интеллектуальному развитию дошкольников

    «Почемучки»

    (социально-педагогическая направленность)

    для детей 5-6 лет

    срок реализации программы: 1 года

                                                                                                       

                                                                                            Педагог дополнительного

                                                                                                        образования:

                                                                                                        Новикова Евгения Николаевна

    г. Москва

    2016 год

    Пояснительная записка.

     Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.   Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.  Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях.

    Так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

    При составлении программы учитывались интересы детей дошкольного возраста, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.  Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.

    Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. 

    Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

    Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности. У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения, многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.

    Задача педагога — в доступной форме дать начальные(ознакомительные) знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.

    Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес дошкольника.

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное внедрение развивающих игр невозможно без учета этих особенностей.  

    При обучении дошкольников следует учитывать их индивидуально психологические особенности: импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность.

     В связи с этим занятия не должны длиться более 25-30минут.    

    Какие бы формы обучения детей мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной обстановки и тренировка действий в игре.  

    Для этого я решила применить комплект развивающих игр на основе «Цветных блоков Дьенеша» и «Цветных палочек Кюизенера».    

    Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.                    

     Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера имеет большое значение для всестороннего развития детей:

    1. Знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине.

     2. Способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

    3. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

    4. Дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

    5. Способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

    6. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

    7.Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

    Цель:      

    Приобщать детей к творческому складу мышления и создать условия для развития творческих способностей и конструкторских умений.      

    Задачи:

    Обучающие:

    - выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс познания, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка,

    - формировать детский интеллект и математическое мышление,

    - учиться решать новые творческие задачи без предварительного обучения,

    - анализировать и оценивать результат;

    Развивающие:

    - развивать сообразительность, конструкторские и творческие способности,

    - расширить кругозор детей;  

    Воспитательные:

    - воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,

    - почувствовать радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.  

     Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и охватывает множество других направлений:

    - решение интеллектуальных задач,

    - работа со схемами, схемами – символами и таблицами,

     - моделирование и исследовательская деятельность,

    - творческая конструктивная и художественная деятельность,        

     Предполагаемый комплексный подход в работе интеллектуально-творческого развития способствует разностороннему развитию личности ребенка.

     Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

    Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста на один год.

    Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

    Количество часов: в неделю - 2ч.; в год — 68ч.

    Групповые занятия (до 13-и человек), включающие в себя:

    • развивающие игры логико-математического содержания;
    • словесно-логические упражнения;
    • самостоятельную деятельность детей;
    • рассматривание и беседу по картинке;
    • раскрашивание «умной» картинки;
    • использование литературных текстов;
    • интеллектуальные викторины…

    Режим занятий – 2 занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут

    Ожидаемые результаты  

    По окончанию курса воспитанники должны:

    - иметь элементарные математические представления;

     - уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

    - уметь обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем);  

    - сопоставлять объекты живой и неживой природы с рисунком (узором) и сооружения из блоков и палочек;

     - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

     - самостоятельно выполнять творческие задачи по принципу «от простого к сложному»;

    - задавать вопросы;

     - сам проверять точность выполнения задания;

    - уметь составлять целое из частей;

    - проявлять индивидуальные и творческие способности.  

     Формы подведение итогов реализации программы  

    Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся самостоятельные, творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения игровых упражнений.  

    Учебно- методическое обеспечение

    Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик:

    •  А. В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
    •  З. А. Михайлова, Е. А. Носова « Логико – математическое развитие дошкольников».

    Дидактическое:

    •  В. П. Новикова. Л. И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
    • Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения)
    • Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»

    Материально- технические условия

    • Магнитная доска,
    • схемы,
    • таблицы,
    • карточки-символы,
    • блоки Дьенеша,
    • счетный материал,
    • счетные палочки,
    • палочки Кюизенера,
    • математический планшет.

    Формы работы с родителями.

    • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет;
    • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;  
    • Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);  
    • Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);  
    • Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);  
    • Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;  
    • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;  
    • Разъяснительная и образовательная работа.

    Перспективный план работы кружка «Почемучки»

    на 2016-2017 учебный год

    № п/п

    Тема занятия

     Материал

    Сентябрь

    1

    Знакомство с блоками Дьенеша

    блоки Дьенеша

    2

    Помоги Чебурашке

    блоки Дьенеша

    3

    Знакомство с палочками Кюизенера

    палочки Кюизенера

    4

    Строим дорожки

    палочки Кюизенера

    5

    Лабиринт

    блоки Дьенеша

    6

    Фартучки для кукол        

    палочки Кюизенера

    Октябрь

    1

    Найди пропущенные фигуры

    блоки Дьенеша

    2

    Домик с крышей

    палочки Кюизенера

    3

    Вырастим цветы

    блоки Дьенеша

    4

    Мебель для матрешки

    палочки Кюизенера

    5

    Волшебное дерево

    блоки Дьенеша

    6

    Собачка

    палочки Кюизенера

    7

    Пирамида

    блоки Дьенеша

    8

    Рисуем цветными палочками

    палочки Кюизенера

    Ноябрь

    1

    Разные фигуры

    блоки Дьенеша

    2

    Пирамидка и лесенка

    палочки Кюизенера

    3

    Улитка

    блоки Дьенеша

    4

    Белочка и Ежик идут на день рождения

    палочки Кюизенера

    5

    Перемещение

    блоки Дьенеша

    6

    Коврик

    палочки Кюизенера

    7

    Кроссворды с блоками

    блоки Дьенеша

    8

    Разноцветные заборы

    палочки Кюизенера

    Декабрь

    1

    Неделька

    блоки Дьенеша

    2

    Ленточки для кукол

    палочки Кюизенера

    3

    Обручи

    блоки Дьенеша

    4

    Поезд

    палочки Кюизенера

    5

    Цветок

    блоки Дьенеша

    6

    Разные лесенки

    палочки Кюизенера

    7

    Гусеница

    блоки Дьенеша

    8

    Мосты через реку

    палочки Кюизенера

    Январь

    1

    Алгоритм

    блоки Дьенеша

    2

    Конструирование плотов на реке

    палочки Кюизенера

    3

    Рассели жильцов

    блоки Дьенеша

    4

    Путешествие на поезде

    палочки Кюизенера

    5

    Мишка

    блоки Дьенеша

    6

    Как разговаривают числа

    палочки Кюизенера

    Февраль

    1

    Волшебный лес

    блоки Дьенеша

    2

    Какие лесенки умеет строить Незнайка

    палочки Кюизенера

    3

    Волшебные ступеньки

    блоки Дьенеша

    4

    Разные домики

    палочки Кюизенера

    5

    В гостях у друзей

    блоки Дьенеша

    6

    Кто в домике живет?

    палочки Кюизенера

    7

    Домики

    блоки Дьенеша

    8

    Соседи

    палочки Кюизенера

    Март

    1

    Сказка о геометрических фигурах

    блоки Дьенеша

    2

    На лесной полянке

    палочки Кюизенера

    3

    Математика в сказках

    блоки Дьенеша

    4

    Сломанная лесенка

    палочки Кюизенера

    5

    Путешествие по Волшебной стране

    блоки Дьенеша

    6

    Дорожка для ежей

    палочки Кюизенера

    7

    Встреча прямоугольника и квадрата

    блоки Дьенеша

    8

    Длинные ленточки

    палочки Кюизенера

    Апрель

    1

    Космическое путешествие

    блоки Дьенеша

    2

    Корабли

    палочки Кюизенера

    3

    Математическая тропинка

    блоки Дьенеша

    4

    Цирк

    палочки Кюизенера

    5

    Сюрприз

    блоки Дьенеша

    6

    Угощаемся тортом

    палочки Кюизенера

    7

    Чудесные кольца

    блоки Дьенеша

    8

    Выставка цветов

    палочки Кюизенера

    Май

    1

    Веселые приключения

    блоки Дьенеша

    2

    Взрослые и дети

    палочки Кюизенера

    3

    Времена года

    блоки Дьенеша

    4

    Хвойный бор

    палочки Кюизенера

    5

    Мы всезнайки

    блоки Дьенеша

    6

    Пересаживаем комнатные цветы

    палочки Кюизенера

    7

    Прогулка в сказочный лес

    блоки Дьенеша

    8

    Часики

    палочки Кюизенера

    Всего за год: 68 занятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

    Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа:  воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...

    Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

    Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

    Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

    Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

    Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

    Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...

    Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»

    Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....

    Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

    Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...

    Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.Кружок «Разноцветные пальчики» для детей от 3 до 5 лет

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, ра...