Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
рабочая программа на тему

Смолина Лариса Николаевна

Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами, планы работы для 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_24.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 45 «Буратино»

Программа

дополнительного образования

для детей дошкольного возраста

от 3 до 7 лет

«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в

процессе детского экспериментирования»

Срок реализации     4    года

Автор Смолина Лариса Николаевна,

воспитатель ДОУ

Тамбов


Пояснительная записка

Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Представленная программа работы по детскому экспериментированию имеет ряд достоинств: соответствие содержания возрасту детей, строгий отбор материала и отсутствие перегрузки. Отражены характер и направления инновационных процессов, определены приоритетные направления на основе диагностики детей.

Программа дополнительного образования

«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в

процессе детского экспериментирования»

Цель: обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по результатам опытно-экспериментальной работы.

Создание программы дополнительного образования «Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования», рассчитанной  на 4 года, направлено на решение следующих задач:

  • повышение профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации детского экспериментирования;
  • приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий и т.д.);
  • систематизация и обобщение целенаправленной работы по разделу «Детское экспериментирование»;
  • создание единой системы мониторинга детской экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование) для всех участников педагогического процесса ( воспитателей, родителей, детей);
  • достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
  • осуществление взаимодействия детского сада и школы в работе по развитию познавательной активности детей  путем экспериментирования;

Задачи

Мероприятия

Примечание

1

2

3

Информационное обеспечение

Цель: сбор информации об условиях и результатах овладения детьми деятельностью экспериментирования

Микроисследование, анкетирование детей.

Цель: определение степени сформированности навыков экспериментальной деятельности у детей.

Подведение итогов работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по результатам диагностики.

Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности детей путем экспериментирования

Система мониторинга

Создание единой системы мониторинга экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование и т.д.) для всех участников педагогического процесса (воспитателей, родителей, детей).

Информационный мониторинг организуется с целью сбора, накопления и систематизации информации.

Педагогический – с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности дошкольников путем детского экспериментирования;

Психологический – с целью определения уровня сформированности коррелятов экспериментальной деятельности.

Анализ и регулирование выполнения программы «Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования»

Цель: Выявление и коррекция состояния и результатов работы

Создание уголка экспериментирования, изучение документации, перспективный план по разделу «Детское экспериментирование».

Выставки-отчеты о работе с детьми по разделу «Детское экспериментирование».

Цель: показ результатов педагогической деятельности.

Семинар «Детское экспериментирование: его влияние на развитие творческой и познавательной активности детей».

Цель: выявить резервы педагогической работы в решении проблемы развития экспериментальной деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.

Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье».

Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

«Проведение экспериментов летом».

Цель: педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности ребенка в летний период, развитию познавательной активности при общении с природой.

Лекторий для родителей. «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка».

Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Взаимодействие со школой.

Цель: развитие педагогического сотрудничества со школой.

Экскурсии с детьми в школу, в кабинет биологии, химии, физики.

Взаимодействие с общественными организациями.

Цель: пропаганда и распространение опыта работы педагогического коллектива по развитию экспериментальной деятельности дошкольников

- ежегодное проведение открытых занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ, посещающих тематические курсы по креативности;

Программно-методическое обеспечение по теме:

«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в

процессе детского экспериментирования»

п/п

Автор

Программа

Форма

использования

1

Г.Б.Горбашева,

Н.В.Кузнецова,

Т.А.Балакшина

Организация экспериментальной деятельности  дошкольников.

Москва, издательство

Аркти, 2010

Теоретическая, практическая

2

Г.П.Тугушева,

А.Е.Чистякова

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Санкт-Петербург,

Детство-Пресс, 2009

Теоретическая, практическая

3

О.В.Дыбина,

Н.П.Рахманова,

В.В.Щетинина

Неизведанное рядом.

Москва, Творческий Центр

Сфера, 2010

Теоретическая, практическая

4

В.В.Смирнова,

Н.И.Балуева,

Г.М.Парфенова

Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду.

Санкт-Петербург,

Издательство РГПУ

им. А.И.Герцена,

Издательство «Союз», 2006

Теоретическая, практическая

5

И.Э.Куликовская,

Н.Н.Совгир

Детское

экспериментирование.

Москва, Педагогическое общество России, 2011

Теоретическая

6

Н.Н.Кондратьева,

Т.А.Шиленок,

Т.А.Маркова,

Т.А.Виноградова

«Мы»

Программа экологического образования детей.

Санкт-Петербург,

Детство-Пресс, 2008

Теоретическая, практическая

7

С.Н.Николаева

Юный эколог.

Москва,

Мозаика-Синтез, 2009

Теоретическая

8

Н.Н.Поддъяков,

Ф.А.Сохин

Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Москва, Просвещение, 1984

Теоретическая

9

С.Н.Теплюк

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.

Москва, Владос, 2007

Теоретическая, практическая

10

Г.С.Альтшуллер

Теория и практика решения изобретательских задач.

Кишинев,

КартяМолдовеняскэ, 1989

Теоретическая

Требования к оформлению и содержанию

Центра экспериментирования

  1. Материалы, находящиеся в Центре экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
  2. В Центре экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерево, пробки и т.д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

  1. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  2. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляются на плотной бумаге и ламинируются; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  3. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
  4. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  5. Материал, находящийся в Центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Результаты исследования уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью

Данное исследование проводится с целью выявления уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста навыками экспериментирования.  Осуществляется по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май).

Этапы

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

1

2

3

Выявление степени познавательной активности детей методом включенного наблюдения

Это специально организованная воспитателем методика. Она состоит из трёх ситуаций, в процессе которых воспитатель фиксирует разные проявления активности со стороны детей:

  • задают вопросы;
  • обращаются за помощью к воспитателю;
  • наблюдают со стороны;
  • выполняют действия вместе с воспитателем;
  • действуют самостоятельно;
  • не реагируют.

Исследование проводится в процессе обучения детей экспериментальной деятельности.

Результаты фиксируются на шкале «Активность – пассивность».

Показатели степени активности детей в процессе деятельности экспериментирования

Кол-во детей

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая деятельность;

2 – изобразительная деятельность;

3 – труд в Уголке природы;

4 – экспериментирование;

5 – чтение книг;

6 – конструирование.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Вид деятельности

Начало года

Конец года

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Труд в уголке природы

Экспериментирование

Чтение книг

Конструирование

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной

 деятельностью

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположение, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

Спасибо!

Циклограмма исследовательской деятельности в течение дня

Утро

Занятия

Прогулка

Вечер

  • Игры – экспериментирования с природным материалом:

― водой;

― песком;

― магнитом;

― использование       различных мерок;

― лупы и т.п.

  • Познавательная беседа.
  • Наблюдения в уголке природы
  • Познавательная литература.

● Математика /измерение длины, высоты, толщины, объема, счет и т.д./:

― использование /камней, ракушек (в качестве раздаточного материала)/;

― сравнение;

- классификация;

― форма, величина, пространственное расположение для составления сериационных рядов.

●Развитие речи /описание, составление рассказов/.

●Познание /экологическая культура; свойства материалов, их применение/.

●Физическая культура /хождение босиком по песку, земле, камням/:

― определение                                                       свойств;

―   плотности;

― познание своего тела /его систем, органов + школа безопасности/.

●Изобразительная деятельность /создание рисунков из песка, рисование палочкой на снегу и песке, лепка из глины и песка предметов, создание оттисков (использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики), рисование цветным песком на картоне (бумаге, дощечке) покрытой клеем/.

●Наблюдение /какой, какой был, почему это случилось, что можно сделать ― песок, снег…/ на основе практической деятельности с использованием нетрадиционного оборудования, сделанного своими руками /лупа/, например: определение температуры.

●Опыты:

― «Какой песок»;

― Свойства песка;

― «Какой песок тяжелее».

Цель: развитие познавательных функций;

― умение задавать вопросы, высказывать свои мысли.

●Игровая деятельность: «Кто-кто в теремочках живет?» /лепка больших и маленьких песочных домиков/.

Цель: создание условий для естественного познания окружающего мира и взаимодействия друг с другом.

Ходьба по песку босиком:

― по мокрому;

― по сухому.

Какие ощущения? Что получилось? /Следы. Какие?/ Сравнение следов и т.д.

Цель: развитие чувственной сферы.

●Труд /использование проблемных ситуаций/. Почему сухой песок легче смести со скамейки, чем сырой?

●Индивидуальная работа.

Сравнение:  домиков – по высоте, пирожков – по тяжести и т.д.

●Опыты /с песком/:

Поставить емкость с песком на окно в солнечную погоду. Потрогать песок. Какой? /теплый/.  Почему стал теплым? /солнышко нагрело/. Положить в песок металлический предмет и деревянный. Изменилась ли их tо в песке?

●Рассматривание картины – сувенира «Движущийся песок».

●Фокусы.

●Игры – загадки:               ◘ «Что звучит?»

◘ «Чудесный мешочек» /угадай на ощупь/;

◘ «Клад в песке» и т.п.

●Игры – эксперименты с музыкальными инструментами и шумелками.

Δ Практическая деятельность:

Изготовление вертушек, султанчиков, удочек, рыбок и т.п.

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

во 2 младшей группе

        

ЦЕЛЬ: способствовать проявлению у детей избирательных интересов и потребностей.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● знакомство со свойствами сухого и влажного песка

● определение пригодности песка на ощупь, по цвету

● наблюдение за насекомыми /муравьями/

● сказка:

В.Бианки «Лис и мышонок»

● «Спасем мышат»

● «Вкусная кашка» /вода + песок/

● Побродим по листьям /листья под ногами шуршат/. Слышите, как они шуршат

● наблюдение за следами:

― обувь человека

― следы птиц

― следы животных /кошки, собаки/

― след дождя

● «Великан – гора»

● оборудование:

― совки

― ведерки

― формочки

● основа:

― холмик /с помощью воспитателя/

● вырезывание ― вход в домик /совком с помощью воспитателя/

● обыгрывание с внесением игрушек – животных

● основа ― ровная поверхность

● обыгрывание с помощью внесения яркой игрушки

● формирование кучи - формы

● обучение:

― правилам засыпания песка в емкость /от воспитателя/

― уплотнение песка в формы различной емкости /ведерки, формочки/

― показ приема украшения холмика различным природным материалом /шишка, камушки и др./

― научить выкладывать узор, соблюдая равное расстояние

― учить детей насыпать небольшие кучки песка, сгребая его с помощью совков, утрамбовывать

― научить по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны

― поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения /как машинки, змейки, санки/

― пройтись ладошками по проложенным трасам, оставляя на них свои следы

― создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира /ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик/

― пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после одновременно

― наблюдение загадочных следов. Чьи они?

― упражнять в формировании и уплотнении кучки песка с помощью совков и лопаток. Учить набивать мелкие формочки песком, утрамбовывать и переворачивать

2 квартал

● Игры с вертушками:

― игра – соревнование «Чья вертушка дольше провертится?»

● Разноцветные льдинки.

Цель: показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лед /твердый, холодный, блестящий, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерзла; хрупкий при падении может расколоться на куски/. Цветные льдинки красивые, блестящие, сверкают, в них можно играть.

● Снег /свойства/:

― подбросить снег, какой он? /сыпучий, сухой, лепить нельзя/

― в оттепель мокрый, липкий /можно лепить снеговика, пирожки, снежки/

● Снежинка:

― какая? /легкая, пушистая, белая, …/

― села на ладошку и пропала. Куда?

● Сосульки.

Какие? /длинные – короткие, тонкие – толстые/. Под лучами солнца тают и поют свою песенку:        кап – кап! /подставить пустое ведро/

● Выкладывание снега на асфальт.

   Наблюдение за превращением снега в лужицу с ручейками. Ручейки можно перешагнуть.

   Наблюдение за движением воды. Использование природного материала.

3 квартал

● игры с круглыми предметами /шары, мячи, колечки/

● чтение сказки:

― В.Сутеева «Разные колеса»

● «Кошкин дом» С. Маршак

● рассматривание различных угощений

● сюжетно – дидактическая игра «Мы печем, печем, печем»

● чтение сказки:

― «Круть и Верть»

● вспомнить песенку:

― «Я пеку…»

● стихотворение:

― А.Белая «Чаепитие»

● Игры с мыльными пузырями.

   Мыльные пузыри легкие, прозрачные, все переливаются. Очень хрупкие и быстро лопаются

● Опыт:

― что гладкое /камешек/

― что шероховатое /ракушка/

― что колется /шишка/

● Пух и перья. Определить не глядя, к какой части тела прикоснулись легкой пушинкой; подуть на пушинку, как можно дольше удерживать ее в воздухе; проводя пушинкой по ушку, послушать, как она шуршит.

● Игры с мыльными пузырями

― « У кого получится самый большой пузырик», «Чей пузырик поднимется выше всех»

● оборудование:

― формочки

― пластмассовые игрушки с четкой формой

● учить выемке

● оборудование:

― формочки

― баночки

― крышечки

― украшения /косточки, семена, крупа, мелкие камешки, ракушки/

● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка

● дополнить и обыграть работу

● показ приемов лепки

● рассматривание различных по высоте, форме пирожков

● обучение способам украшения готовых изделий, их чередование

● поощрять самостоятельность детей

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

в средней группе

ЦЕЛЬ: продолжать учить делать различные постройки из песка, знакомить с его свойствами.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● наблюдение:

― за жучками

― за пчелами

― за муравьями

● чтение:

― котята

― щенята

― мышата

● сказки:

― В.Бианки «Лис и мышонок»

― В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»

― С.Маршак «Глупый мышонок»

― Пляцковский «Разноцветные зверята»

● рассматривание камней различной формы

● игры с круглыми предметами:

― мяч /всех видов/

― шарики

― кольца

● наблюдение за следами:

― обувь человека

― следы животных

― следы птиц

● рассматривание узора в круге, квадрате, прямоугольнике

● оборудование:

― совки

― лопаты

― формы от пластмассовых бутылок

● основа:

куча /самостоятельно/

● дополнение с помощью форм /ограждение, маленькие домики, будка, муравейник и т.п./

● вырезывание – вход в домик /совком, с помощью воспитателя/

● обыгрывание с внесением игрушек – животных

● оборудование:

― формочки

― донышки бутылок сложной формы

― пластмассовые игрушки с четким профилем

● основа:

― ровная поверхность

● лепка с детьми старшей группы

● показ приема дополнения кучи куличками

● научить выкладывать узор, соблюдая простой ритм ОоОо

● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка

● дополнить и обыграть работу

● использовать внесение красивой игрушки, картинки, украшения

2 квартал

● Ветер /игры/:

― шуршат ленточки на ветру. Почему шуршат ленточки?

― вертушки;

― качаются деревья;

― подбросить и посмотреть, как кружатся и летят листья;

― послушать, как подвывает ветер и подражание ему: « Ввв! Ууу!» /развитие артикуляционного аппарата/.

● Разноцветные резинки:

― натягивать резинки на различные предметы /кубики, кирпичики/;

― подвешивать к резинкам грузики разной тяжести, смотреть, как они растягиваются;

― извлекать звук из растянутой резинки, растягивать их – «играть на гармошке».

● Лед /свойства/:

― потрогать. Какой он? /холодный, твердый, скользкий/. Для кукол сделать горку, полить водой;

― бросить о землю. Вывод.

― подержать в руке. Что случилось?

― что холоднее. Мяч или лед?

― что тяжелее: ведро снега или льда?

Игры с цветными льдинками /рассмотреть их, украсить постройки из снега/.

● Снег:

― измерить глубину снега с помощью мерки /палочки с деления/;

― набрать снег в ведерко, принести в группу. Что случилось со снегом? Почему вода грязная?

― свойства снега /легкий/;

― игры:

◘ сдуть с веточки;

◘ сдуть с варежки;

◘ сдуть со скамейки;

◘ сдуть с заборчика;

◘ покружиться как снежинка, полетать.

● холодный

― подержать снег в руке.

● пластичный /лепка из снега снеговика, зайчика, пирожков/

● Снежинки:

― рассмотреть форму;

― сравнение друг с другом;

― посмотреть через лупу /на черном листке/.

● Следы:

― Куда ведут следы?

― Сравнить след воспитателя и ребенка;

― Рассмотреть след /разный рисунок/;

― Определить большие и маленькие следы путем наложения и приложения;

― Чьи следы нашли дети? /машины, птиц, собаки/;

● Использованная фотопленка:

― сворачивать фотопленку в рулон и отпускать;

― рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

3 квартал

● Сосульки:

― Как они образуются?

― Из чего?

― Какая она? /скользкая, холодная, тает в руке/.

◘ Опыт: принести в группу, что произошло?

◘ Опыт: вынести воду на улицу. Что произошло? Когда вода быстрее замерзнет в морозный день или в оттепель?

◘ Опыт: рассматривание снега через цветные стеклышки.

◘ Рисование цветной водой на снегу. Украшение сугробов и снежных построек.

● Потепление

◘ Опыт: потрогать предметы, нагретые лучами солнца:

― скамейка;                    

― одежду;

― домик;                  

― подставить лицо солнечным лучам;

― здание детского сада;

― дерево.

― Что почувствовали? Почему?

● Таяние снега

― слепить и оставить на скамейке снежные фигурки. Что произойдет?

● Игры с ветром:

― с султанчиками;

― с вертушками;

― с ленточками;

― с полиэтиленовыми пакетами.

● Игры с ручейками:

― соединение;

― строительство запруды;

― пускание лодочек из бумаги, коры дерева, ореховых скорлупок;

― тонет – плавает, плавает – застревает.

● Лужи:

― рассматривание;

― в луже отражаются: небо, облака, разные предметы;

― что случится, если бросить камень?

― измерение с помощью палочки.

● рассматривание угощений, выпечки, оформление блюд /книги и открытки по кулинарии/

● сюжетно – дидактическая игра:

― «Готовим обед»

― «Заварим чай»

● чтение:

― Д.Хармс «Самовар»

● стихотворение «Щи»

● сказка «Круть и Верть»

● стихотворение:

― А.Белая «Пироги и плюшки»

● оборудование:

― формочки

― украшения /пробки, косточки, пластмассовые кружочки и т.п., камешки/

― крышки от ведер /для заполнения влажным песком/

● панно: «Праздничный стол»

● мотив:

― «Праздник для гостей»

― «День рождения»

● приемы:

― вдавливание, чередование узора

● показ вариантов использования различных украшений, возможности чередования

● рассматривание готовых работ /воспитатель, старшие дети, более опытные ребята/

● поощрять проявление фантазии, творчества

● поддерживать желание играть друг с другом /совместная игра/

● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

в старшей группе

ЦЕЛЬ: учить детей усложнять постройки. Обогащать сенсорный опыт. Воспитывать уважение к труду сверстника, к результату работы.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● рассматривание различных: ― дорог на улице

― иллюстрациях

― видов мостов, их  использование

● подвижные игры:

― «Пойдем в гости» /ходьба/

― «Проползи по мостику»

― «Не задень» /ползание/

● темы по изобразительному искусству:

― «Помоги мышонку добраться до норки» /рисование дорожки/

― «Поможем Ежонку перебраться на другой берег»

● чтение:

― стихотворение Н.Пикулевой «Лисий хвостик»

― стихотворение Д.Хармс«Упрямые козлы»

― стихотворение А.Белая «Дорожка»

Исследования:

● Что такое песок?

Цель: познакомить детей с качествами и свойствами песка; изменением его свойств от степени влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

√ Наблюдение «Какой песок»

√ Опыт 1  «Свойства песка»

√ Опыт2 « Какой песок тяжелее?»

√ Рисование цветным песком на картоне /бумаге, дощечке/, покрытом клеем.

● Глина ― природный материал.

Цель: познакомить детей с глиной, ее особенностями. Обогащать сенсорный опыт. Учить бережно обращаться с предметами из глины.

√ Сравнительное наблюдение песка и глины

√ Обследование глиняного теста

● «Что такое камень?»

√ Обследование камней /лупа/

√ Выявление свойств камня /величина, окраска, плотность/  

● оборудование:

― пластины /деревянные и пластиковые/

― дополнительный материал для украшений:

√ флажки

√ колпачки для заборчика, ограждений, бортиков

● панно «Улица игрушечного города»

● приемы:

― лопаткой

}дорожки

― ладонью

― укладывание

     пластин через

     канавку

} мостик

― изогнутая

     пластина  

● совместная игра от опытного ребенка → к малоактивному

● совместные постройки со взрослым

● поощрять проявление фантазии, творчества

● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой

2 квартал

● Ветровые бумажные бабочки, которые машут крыльями на ветру, подвешиваются в разных местах

● Игра с солнечным зайчиком. Ловля солнечного луча.

● Снег разного цвета /в зависимости от погоды, через очки с цветными стеклами/

● Цветные ледяные гирлянды

● Зимние следы на снегу /следы животных, ветки, ягод/

● Печатание на снегу /формы/

● Город снежных человечков

● Подкрашивание снега красками

● Опыты с шариком:

― надуть

― отпустить

― что произошло?

● «Как появляются мыльные пузыри» ― опыт

3 квартал

● «Секрет пекаря» /формы, усложнения/

Цель: учить «печь» пироги с начинкой, придумывать различную начинку.

● «Песочная башня» /куча, вырезывание/

Цель: упражнять в формировании кучи песка определенной формы

● «Забавные фигурки» /полые формы/

Цель: учить наполнять полую форму песком и осторожно вынимать ее. Упражнять в украшении поделок.

● «Мишка – топтыжка» /работа с крупными формами/

Цель: учить делать мордочку медвежонка с помощью крупной формы. Набивать форму песком достаточной влажности.

● «Проложим железнодорожный мост»

Цель: закрепить умение строить дорогу. Учить делать насыпи для моста.

● «Горка для кукол»

Цель: учить придумывать расположение построек, лестниц, заборчиков. Передавать особенности  горки /высокая, крутая, с перилами/

● «Подземная дорога» /выемка песка/

Цель: учить детей усложнять дорогу дополнительными постройками /автобусная остановка, подъем, спуск, мост, заборчики вдоль дороги, фонари, дома/. Учить делать насыпь.

● «Замок волшебника» /куча, лестница/

Цель: учить придавать куче форму замка. Учить строить лестницу, размещая пластины на определенном расстоянии друг от друга.

● «Заюшкина избушка»

Цель: учить заполнять крупную полую форму, хорошо утрамбовывать песок и аккуратно снимать форму.

● «Строим город из песка»

Цель: учить строить дома  различной высоты и формы с помощью полых форм. Планировать улицу города, украшать постройки и обыгрывать с фигурками человечков.

Перспективное планирование

 исследовательской деятельности

во 2 младшей группе

Месяц

Тема игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая

 неделя

Сентябрь

1.«Узнаем какая вода»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

2.«Что в пакете»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Октябрь

3.«Игра с соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

4.«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

5.«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

6.«Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Ноябрь

7.«Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

8.«Волшебная кисточка»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого - оранжевый, синего и красного - фиолетовый, синего и желтого – зеленый).

9.«Легкий - тяжелый»

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научит определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

10.«Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Декабрь

11.«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

12.«Горячо - холодно»

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов.

13.«Веселые человечки играют»

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопа, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами.

14.«Нарисуем свой портрет»

Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Январь

15.«Наши помощники»

Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слушать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

16.«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

17.«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Февраль

18.«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

19.«Глина, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

20.«Где прячутся детки?»

Цель: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

21.«У кого какие детки?»

Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Март

22.«Как развивается растение?»

Цель: Выделить циклы развития растения: семя → росток → растение → цветок → плод → семя.

23.«Что любят растения?»

Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

24.«Тепло - холодно»

Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

25.«Почему тает снег?»

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Апрель

26.«Починим игрушку»

Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой,  именем и пр.), с тем что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

27.«Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Май

28.«Почему птицы могут летать?»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

29.«Кто живет в воде?»

Цель: Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

30.«Как спрятаться бабочкам?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

31.« Как спрятаться жучкам?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

Перспективное планирование

 исследовательской деятельности

в средней группе

Месяц

Тема игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

1.«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: Закрепить представления детей об органах чувств,  их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах;  пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

2.«Почему все звучит?»

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Октябрь

3.«Прозрачная вода»

Цель: Выяснить свойства воды (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

4.«Окрашивание воды»

Цель:  Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются,  вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.  

5.«Вода принимает форму»

Цель: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

6.«Какие предметы могут  плавать?»

Цель: Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Ноябрь

7.«Делаем мыльные пузыри»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

8.«Подушка из пены»

Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

9.«Воздух повсюду»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выяснить его свойство - невидимость.

10.«Воздух работает»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Декабрь

11.«Изготовление цветных льдинок»

Цель:  Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выяснить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

12.«Взаимодействие воды и снега»

Цель:  Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

13.«Каждому камешку свой домик»

Цель: Классификация камней по форме,  размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие,  шероховатые);  показать детям возможность использования камней в игровых целях.

14.«Можно ли менять форму камня и глины»

Цель: Выявить свойства  глины (влажная,  мягкая, вязкая,  можно изменять ее форму, делить  на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить  на части).

Январь

15.«Свет и тень»

Цель: Познакомиться с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образцы.

16.«Замершая вода»

Цель: Выяснить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

17.«Тающий лед»

Цель:  Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Февраль

18.«Разноцветные шарики»

Цель:  Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

19.«Таинственные картинки»

Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

20.«Все увидим, все узнаем»

Цель:  Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

21.«Где вода?»

Цель:  Выявить, песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март

22.«Водяная мельница»

Цель: Дать представление о том, может приводить в движение другие предметы.

23.«Звенящая вода»

Цель:  Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

24.«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель:  Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

25.«Фокусы с магнитами»

Цель:  Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами

Апрель

26.«Солнечные зайчики»

Цель:  Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

27.«Что растворяется в воде?»

Цель:  Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Май

28.«Что отражается в зеркале?»

Цель:  Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

29.«Цветной песок»

Цель:  Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

30.«Фонтанчи-

ки»

Цель:  Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

31.«Свет повсюду»

Цель:  Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Перспективное планирование

 исследовательской деятельности

в старшей группе

Месяц

Тема игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая

неделя

Сентябрь

1.«Какая бывает вода?»

Цель:  Уточнить представления детей о свойствах вод: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

2.«Вода - растворитель. Очищение воды»

Цель:  Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Октябрь

3.«Путешествие Капельки»

Цель:  Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

4.«Почему не тонут корабли?»

Цель:  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

5.«Почему дует ветер?»

Цель:  Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

6.«Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель:  Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Ноябрь

7.«Волшебные стекляшки»

Цель:  Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

8.«Упрямые предметы»

Цель:  Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

9.«Почему предметы движутся?»

Цель:  Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

10.«Волшебные шары»

Цель:  Выяснить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Декабрь

11.«Почему все падает на землю?»

Цель:  Понять, что Земля обладает силой притяжения.

12.«Проверим слух»

Цель:  Показать, как человек слышит звук.  

13.«Наши помощники – глаза»

Цель:  Познакомить со строением глаза, функцией его частей.

14.«Мир бумаги»

Цель:  Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Январь

15.«Что такое масса?»

Цель:  Выяснить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способам их использования.

16.«Твердые – жидкие»

Цель: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

17.«Кто чистит аквариум?»

Цель:  Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».

Февраль

18.«Дышат ли рыбы?»

Цель:  Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить значения о том, что воздух есть везде.

19.«Чем можно измерять длину?»

Цель:  Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, ладонь, палец, ярд).

20.«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Цель:   Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности  для судоходства.

21.«Откуда взялись острова?»

Цель:  познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Март

22.«Как  происходит извержение вулкана?»

Цель:  Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

23.«Как появляются горы?»

Цель:  Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

24.«Испытание магнита»

Цель:  познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

25.«О «дрожалке» и «пищалке»»

Цель:  Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

Апрель

26.«Как сделать звук громче?»

Цель:  Обобщить представления детей о физическом явлении – звук: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

27.«Почему поет пластинка?»

Цель:  Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Май

28.«Как образуются метеоритные кратеры?»

Цель:  смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

29.«Почему в космос летают на ракете?»

Цель:  Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя,  о значении воздуха для полета самолета.

30.«Что такое молния?»

Цель:  Познакомить детей с понятиями «электричество» «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

31.«Почему горит фонарик?»

Цель:  Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Перспективное планирование

 исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

Месяц

Тема игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая

неделя

Сентябрь

«Куда тянутся корни?»

Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми  ими функциями и факторами внешней среды

«Бережливые растения»

Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Октябрь

«Живые комочки»

Цель: определить, как преобразовались первые живые клетки

«Растущие малютки»

Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы

«Все обо всем»

Цель: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме

«Вода двигает камни»

Цель: узнать, как замерзшая вода двигает камни

Ноябрь

«Парашют (воздух)»

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха

«Как задуть свечу из воронки»

Цель: выявить особенности воздушного вихря

«Передача солнечного зайчика»

Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета

«Хитрости инерции»

Цель: показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни

Декабрь

«Замерзание жидкостей»

Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

«Круговорот воды»

Цель: познакомить с круговоротом воды в природе

«Сила тяготения»

Цель: дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле

«Полярное сияние»

Цель: понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли

Январь

«Что такое масса»

Цель: выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования

«Как увидеть молнию»

Цель: выяснить, что гроза - проявление электричества в природе

«Почему лампочка светит»

Цель: понимать принцип работы электроприбора                                                                    

Февраль

«Передай секрет»

Цель: выяснить особенности передачи звука на расстояние

«Волшебные превращения»

Цель: объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменения температуры

«Далеко – близко»

Цель: познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

«Мир ткани»

Цель: называть ткани, сравнивать их свойства

Март

«Реактивный шарик»

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха

«Мир металлов»

Цель: называть разновидность металлов, сравнивать их свойства

«Мир пластмасс»

Цель: узнавать вещи, сделанные из различного вида пластмасс, сравнивать их свойства

«Вулкан»

Цель: совершенствовать умение работать с различными материалами

Апрель

«Жилище человека в древности»

Цель: уметь реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца

«Ледяной дом»

Цель: совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые  инструменты

Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности

Май

«Радуга на стене»

Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

«Автомобиль будущего»

Цель: проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи

«Часы»

Цель: использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер

«Забавные фокусы»

Цель: развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию  познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена д...

"Развитие познавательных способностей детей в процессе детского экспериментирования"

"Развитие познавательных способностей детей в процессе детского экспериментирования"...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль...

Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования

ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской ...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...