Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
материал по математике (подготовительная группа) по теме

Мироненко Ольга Владимировна

 

Дополнительная

образовательная программа

кружка познавательно-речевой направленности

«Умники и Умницы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрация Петровского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Ручеек»

                                                                                              Утверждено:

                                                                                              Приказом №    _________________

                                                                                              Заведующая МБДОУ

                                                                                              _______________Трибунская Е.В.

                                                                                              Принята на заседании

                                                                                              педсовета №      ________________

Дополнительная

образовательная программа

кружка познавательно-речевой направленности

«Умники и Умницы»

 

Срок реализации программы 1 год

Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет

Составители:

Ефремова Татьяна Александровна,

Мироненко Ольга Владимировна

г. Петровск

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка программы

I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

II. Новизна программы состоит:

  1. в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
  2. в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
  3. отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
  4. занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

  1. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
  2. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

IV. Педагогическая целесообразность

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.

Цель программы:

Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.

Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

  1. Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
  2. Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
  3. Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
  4. Сформировать внутреннюю позицию школьника.

Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.

Срок реализации – 1 год.

Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы работы: словесный, наглядный, игровой.

К концу года дети должны:

  1. Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке);
  2. Составлять и решать задачи в одно действие;
  3. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
  4. Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
  5. Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
  6. Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
  7. Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
  8. Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.

Форма проведения итогов:

КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»

   

Тематический план

Месяц

Тематика занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводное занятие «Загадочная страна – Математика»

Количество и счет, решение задач


1

3

Октябрь

Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве


4

Ноябрь

Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями


4

Декабрь – февраль

Ориентировка во времени

11

Март

 Логика

4

Апрель

Геометрическая форма

4

Май

Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности

Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов»

3


1

Список литературы

И.Светлова  Уроки для дошколят. Логика. – Москва: Изд-во Эксмо, 2004

Т.И. Тарабарина  Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

 Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997

Л.Ф. Тихомирова  Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997

 Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – Москва: ВАКО, 2005

Дидактический материал

Раздаточный материал для детей

1. Рабочие тетради (на каждого ребенка): «Знакомство с клеточками», «Логика», «Состав числа».

2. Карандаш простой (на каждого ребенка);

3. Набор карандашей цветных (на каждого ребенка);

4. Набор счетных палочек (на каждого ребенка).

Игровой дидактический материал

  1. Дидактическая игра «Круглый год»
  2. Дидактическая игра «Порт»
  3. Дидактическая игра «Точное время»
  4. Таблица «Веселые часики»
  5. Часы-игрушка
  6. Ребусы
  7. Геометрические фигуры
  8. Цифры-магниты
  9. Карточки с изображением цифр в пределах 20
  10. Географическая карта

Список детей,

посещающих кружок «Умники и Умницы»

Ф.И. ребенка

Дата рождения

1

Гайдук Аня

18.03.06

2

Герасимов Витя

17.03.06

3

Герасимов Вова

17.03.06

4

Ерандин Женя

25.02.06

5

Иванова Ира

17.04.06

6

Мелешко Настя

22.01.06

7

Минчук Матвей

17.10.06

8

Михайлова Ира

20.05.06

9

Петров Дима

01.06.06

10

Плеханова Яна

04.03.06

11

Руднева Саша

19.05.06

12

Семаков Артем

11.01.06

13

Солдатова Лиза

15.05.06

14

Хохлова Настя

02.05.06

15

Чумаченко Андрей

02.10.06

16

Шмелев Андрей

18.08.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Программа может быть использована  педагогами дополнительного образования....

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года

Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...