Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Пояснительная записка программы
I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.
II. Новизна программы состоит:
- в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
- в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
- отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
- занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
- Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
- Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
IV. Педагогическая целесообразность
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.
Цель программы:
Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.
Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
- Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
- Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
- Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
- Сформировать внутреннюю позицию школьника.
Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы работы: словесный, наглядный, игровой.
К концу года дети должны:
- Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке);
- Составлять и решать задачи в одно действие;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
- Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
- Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
- Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
- Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.
Форма проведения итогов: КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»
Тематический план
Месяц | Тематика занятий | Кол-во занятий |
Сентябрь
| Вводное занятие «Загадочная страна – Математика» Количество и счет, решение задач |
1 3
|
Октябрь
| Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве |
4
|
Ноябрь
| Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями |
4
|
Декабрь – февраль
| Ориентировка во времени | 11
|
Март
| Логика | 4 |
Апрель
| Геометрическая форма
| 4 |
Май
| Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов» | 3
1 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umniki_i_umnitsy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Пояснительная записка программы
I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.
II. Новизна программы состоит:
- в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
- в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
- отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
- занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
- Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
- Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
IV. Педагогическая целесообразность
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.
Цель программы:
Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.
Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
- Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
- Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
- Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
- Сформировать внутреннюю позицию школьника.
Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы работы: словесный, наглядный, игровой.
К концу года дети должны:
- Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке);
- Составлять и решать задачи в одно действие;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
- Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
- Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
- Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
- Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.
Форма проведения итогов: КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»
Тематический план
Месяц | Тематика занятий | Кол-во занятий |
Сентябрь | Вводное занятие «Загадочная страна – Математика» Количество и счет, решение задач | 1 3 |
Октябрь | Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве | 4 |
Ноябрь | Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями | 4 |
Декабрь – февраль | Ориентировка во времени | 11 |
Март | Логика | 4 |
Апрель | Геометрическая форма | 4 |
Май | Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов» | 3 1 |
Список литературы
И.Светлова Уроки для дошколят. Логика. – Москва: Изд-во Эксмо, 2004
Т.И. Тарабарина Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Л.Ф. Тихомирова Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – Москва: ВАКО, 2005
Дидактический материал
Раздаточный материал для детей
1. Рабочие тетради (на каждого ребенка): «Знакомство с клеточками», «Логика», «Состав числа».
2. Карандаш простой (на каждого ребенка);
3. Набор карандашей цветных (на каждого ребенка);
4. Набор счетных палочек (на каждого ребенка).
Игровой дидактический материал
- Дидактическая игра «Круглый год»
- Дидактическая игра «Порт»
- Дидактическая игра «Точное время»
- Таблица «Веселые часики»
- Часы-игрушка
- Ребусы
- Геометрические фигуры
- Цифры-магниты
- Карточки с изображением цифр в пределах 20
- Географическая карта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования....
Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»
Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...