Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ефремова Татьяна Александровна

 

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Пояснительная записка программы

I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

II. Новизна программы состоит:

  • в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
  • в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
  • отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
  • занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

  1. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
  2. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

IV. Педагогическая целесообразность

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.

Цель программы:

Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.

Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

  • Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
  • Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
  • Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
  • Сформировать внутреннюю позицию школьника.

Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.

Срок реализации – 1 год.

Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы работы: словесный, наглядный, игровой.

К концу года дети должны:

  • Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке);
  • Составлять и решать задачи в одно действие;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
  • Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
  • Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
  • Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
  • Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
  • Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.

Форма проведения итогов: КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»

                                                                                  Тематический план

Месяц

Тематика занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

 

Вводное занятие «Загадочная страна – Математика»

Количество и счет, решение задач

 

1

3

 

Октябрь

 

Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве

 

4

 

Ноябрь

 

Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями

 

4

 

Декабрь – февраль

 

Ориентировка во времени

11

 

Март

 

 Логика

4

Апрель

 

Геометрическая форма

 

4

Май

 

Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности

Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов»

3

 

1

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umniki_i_umnitsy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Пояснительная записка программы

I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

II. Новизна программы состоит:

  • в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
  • в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
  • отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
  • занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

  1. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
  2. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

IV. Педагогическая целесообразность

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.

Цель программы:

Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.

Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

  • Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
  • Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
  • Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
  • Сформировать внутреннюю позицию школьника.

Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.

Срок реализации – 1 год.

Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы работы: словесный, наглядный, игровой.

К концу года дети должны:

  • Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке);
  • Составлять и решать задачи в одно действие;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
  • Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
  • Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
  • Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
  • Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
  • Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.

Форма проведения итогов: КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»

Тематический план

Месяц

Тематика занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводное занятие «Загадочная страна – Математика»

Количество и счет, решение задач

1

3

Октябрь

Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве

4

Ноябрь

Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями

4

Декабрь – февраль

Ориентировка во времени

11

Март

 Логика

4

Апрель

Геометрическая форма

4

Май

Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности

Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов»

3

1

Список литературы

И.Светлова  Уроки для дошколят. Логика. – Москва: Изд-во Эксмо, 2004

Т.И. Тарабарина  Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

 Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997

Л.Ф. Тихомирова  Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997

 Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – Москва: ВАКО, 2005

Дидактический материал

Раздаточный материал для детей

1. Рабочие тетради (на каждого ребенка): «Знакомство с клеточками», «Логика», «Состав числа».

2. Карандаш простой (на каждого ребенка);

3. Набор карандашей цветных (на каждого ребенка);

4. Набор счетных палочек (на каждого ребенка).

Игровой дидактический материал

  • Дидактическая игра «Круглый год»
  • Дидактическая игра «Порт»
  • Дидактическая игра «Точное время»
  • Таблица «Веселые часики»
  • Часы-игрушка
  • Ребусы
  • Геометрические фигуры
  • Цифры-магниты
  • Карточки с изображением цифр в пределах 20
  • Географическая карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Программа может быть использована  педагогами дополнительного образования....

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года

Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...