АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

САБУРОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра
    Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_saburovoy_po_matematike_s_podlozhkoy.docx70.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Авторская программа

«Занимательная математика»

Автор И.А. Сабурова – воспитатель

Шарья

2013г.

        

Проводимая  работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. По результатам  диагностики, проводимой  в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой.     Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей  к школе.

        

И.А. Сабурова – воспитатель  МБОУ прогимназия № 18 «Родничок "

Пояснительная записка

        Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
        Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

        Занятия проводятся 1 раза в неделю.           

        Рабочая  программа составлена на основе программы Е.В.Колесниковой.  Ориентирована  на использование учебно-методического комплекса  «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические   рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.;   Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера,  2005г.;  Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В.  – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.    (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.).

Цель: обеспечение обогащенного художественно- эстетического, познавательного, математического        развития детей.

Задачи:

1. Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения), что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

2. Привить любовь к конкретному предмету – математике.

3. Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.

Формирование представлений о числе и количестве:

  1. развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  2. совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

  1. делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  2. развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:        

  1. уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  2. учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  3. учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

  1. учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  2. познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  3. учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

  1. дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  2. учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

  1. природосообразности
  2. целостного представления о мире
  3. психологической комфортности
  4. наглядности
  5. доступности
  6. научности

 

Основная форма работы: кружковая деятельность

Содержание

№ п\п

Месяц

Тема

1

Сентябрь

1 – 2 .  Диагностика.

3 – 4.  Число 1  Один-много  Число 0    Множества  Форма            предметов.

2

Октябрь

1 . Число 2  Счёт (количество-число) Порядковый счёт

2.  Числа 0…2  Счёт (количество-число и число-количество)                  3.  Качественное соотнесение  Пространственные отношения  Цвет     4.  Множества                    

3

Ноябрь

1. Число 3  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество) 2. Числа 0…3  Порядковый счёт  Множества  Счёт (число-количество)                                                                                                 3.  Далеко-близко  Качественное соотнесение   Размер  Прямой и обратный счёт                                                                  

4.  Пространственные отношения

4

Декабрь

 1. Число 4  Прямой и обратный счёт                          

 2. Пространственные отношения  Временное соотнесение (времена года)                                                                                      

3.  Сравнение количественное  Временное соотнесение (сутки)   Счёт (количество-число)                                                                            4. Диагностика

5

Январь    

1.Число 5   Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт                   2. Сравнение количественное  Пространственные отношения  Высота  Временное соотнесение (сутки)

3.   Множества  Внимание  Память  Взаимно-однозначное соответствие                                                                                                          4. Прямой и обратный счёт  Игра «Разрезные картинки»

6

Февраль

1.Числа 0...6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)         

2.Числа 0…6  Множества  Прямой и обратный счёт  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт                                                             3. Работа по образцу  Цвет  Пространственные отношения                            4. Форма плоских геометрических фигур

7

Март

1.Числа 7  Порядковый счёт  Множества  Качественное соотнесение  Счёт (число-количество и количество-число)                                                 2. Игра «Разрезные картинки»

3.Числа 0...7  Пространственные отношения  Внимание                  Память  Счёт (количество-число)  Временное соотнесение (времена года)                                                                                                                                                            4.  Цвет (игра «Домики»)

8

Апрель

1.Числа 8  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт 2. Деление  Прямой и обратный счёт  Качественное соотнесение

3. Классификация плоских геометрических фигур по цвету и по форме.  Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (времена года) 4. Порядковый счёт  Качественное соотнесение  Длина   Пространственные отношения

9

Май

1.Числа 0...9  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество) 2. Пространственные отношения  Работа по образцу  Размер  Взаимно-однозначное соответствие  

3   .Числа 0...10  Прямой счёт  Счёт (число-количество)  Обратный счёт  Множества  Различные материалы  Загадки   Пространственные отношения

4.   Итоговая диагностика

Ожидаемые результаты:

Геометрические фигуры

  1. знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  2. знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  3. иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  4. уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов

Величина

  1. сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
  2. употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
  3. выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

  1. различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  2. различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
  3. отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
  4. различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

  1. различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
  2. обозначать словами положение предмета относительно себя.
  3. ориентироваться на листе бумаги

Логические задачи

  1. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

Методический инструментарий:

Форма  организации педагогического процесса – кружковая деятельность.

Типы – развлечения, КВН, конкурсы, наблюдения – исследования, презентации, подвижные игры, дидактические игры, повторение пройденного материала, обобщение знаний, контроль и учёт знаний.

Методы обучения – рассказ, беседа, наблюдение, игры, проблемная ситуация, практические задания, творческие работы, работа в парах и подгруппах, демонстрация,  наглядность, упражнения, домашние задания.

Методы контроля – опрос, тест, письменные работы, наблюдение, самоконтроль

Формы учёта контроля – самооценка, правильно выполненные задания и игры.

Средства – цифры, рисунки, карточки,  счётные палочки, камушки, бросовый материал, тетради, шнурки разной длины,  линейка.

Методический аппарат:

 Рекомендации – содержание работы следует корректировать в зависимости индивидуальных особенностей детей, творчества воспитателя, но обязательным условием является проведение кружковой работы с детьми.

Инструкции – программа будет выполнена при условии  чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств  обучения и тематическим планированием.

   

Заключение                                                                                                             

         Программа «Занимательная математика «реализует новый подход в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности детей, расширение их творческого кругозора.                                                                                            Доступная детям практическая деятельность помогает детям лучше усваивать материал, также снизить умственное переутомление. С этой же целью материал, особенно в раннем возрасте проводится в занимательно – игровой форме с максимальным использованием дидактических игр, развлечений, досугов, ребусов, кроссвордов.

         Программа  позволяет активно использовать наглядно – действенный, наглядно – образный и наглядно – логический уровни мышления.                                                             Считаю, что программа «Занимательная математика» необходима детям дошкольного возраста, потому что она помогает готовить детей к школе. Это происходит благодаря тому,  что данная программа повышает:

  1. Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  2. Умение играть;
  3. Развитие речи;
  4. Уровень самообслуживания у ребенка.

Список литературы

1. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5- 6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.

3. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

4. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

5. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2007г.

6. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).

Приложение

Методика диагностики

Диагностика по математике детей 5- 6 лет

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

     

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП по теме "Путешествие в страну математики" авторская разработка

Познавательное развитие: обобщить знания детей о разнообразии ландшафта Земли, особенностях реки, поля, гор, леса.Математическое развитие: закреплять умение детей считать в пределах десяти, пользовать...

Авторская программа " Занимательная Математика"

кружковая работа по матиматике для средней группы....

Авторская программа " Занимательная Математика"

перспективный план кружковой работы по позновательному развитию для средней группы....

Авторская сказка «Сказка о Маше и Веселой точке в стране Великой Математики»

Сказка с использованием мультимедийной презентации направлена на привлечение детей к математическим понятиям....

Авторская игра "Путешествие в страну Математики"

Чтобы поддержать интерес у детей к математике, зная специфику работы с детьми и имея большой опыт работы в дошкольном учреждении, я разработала развивающую игру «Путешествие в сказочную страну математ...

авторская программа кружка "Занимательная математика для будущих первоклассников"

эта программа для дополнительного образования дошкольников в д.с...

Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...