"Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Мария Глазкова

Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине); развитие познавательных и  творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariya_g.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина»

г. Балаково Саратовской области

Необыкновенное приключение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений

с детьми старшего дошкольного возраста  (5 - 6 лет)

Глазкова Мария Владимировна,

воспитатель

МБДОУ – детский сад

компенсирующего вида № 15 «Мальвина»

Интеграция образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная. 

Цели деятельности педагога: формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать познавательные и творческие способности.

Материалы и оборудование: автобус из стульчиков с номерами мест, карточки с цифрами от 1 до 8 , конверт с письмом, камушки – островки, смайлики, мяч, карандаши – простой и цветные, лист бумаги – квадратный.

ТСО: мультимедийный проектор, диктофон, презентация - «Необыкновенное приключение».

Предварительная работа: игра: «Прямой и обратный счет», разучивание пословиц, чтение сказки «По щучьему веленью».

        

        Содержание организованной деятельности детей        

Организационный момент

- Дети, вы любите играть? Я для вас приготовила сюрприз. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Игромакс. Там нас ждут интересные игры.

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путь? (на поезде, самолёте, автобусе, машине…)

- Какие бывают виды транспорта по способу передвижения? (воздушный, водный, наземный…)

- А нас уже ждет волшебный автобус. Я предлагаю вам взять билеты и занять посадочные места. Билеты у нас будут тоже необычные.

- Чтобы получить билеты вы должны ответить на вопросы. Готовы?

Игровое упражнение «Вопрос - ответ»

Дети отвечают на вопросы и получают карточки с цифрами от 1 до 7.

Вопросы:

Какое сейчас время года? (Весна)

Назови весенние месяцы. (Март, апрель,май)

Назовите признаки весны. (Солнце светит ярче, дни становятся длиннее…)

Сейчас утро или вечер? ( Утро)

Какие еще части суток ты знаешь? ( Утро, день, вечер, ночь.)

Сколько дней в неделю ты ходишь в детский сад? ( 5 )

Как называются выходные дни? ( Суббота, воскресенье)

- Перед началом нашего путешествия давайте вспомним правила:

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают

А голова – хорошо думает.

Мимическая гимнастика

А сейчас: Встаньте прямо

         Распрямитесь.

         Удивитесь.

         Рассердитесь.

         Улыбнитесь.

         И садитесь.

- Чтобы нам не было скучно в дороге, мы поиграем.

Игровое упражнение- «Скажи наоборот.»

Цель: закрепить умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, толщины, величины.

- Сейчас я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.

Ты низкий, а папа …. (высокий)

Ветка тонкая, а дерево ….(толстое)

Река широкая, а ручей ….(узкий)

Стул большой, а стульчик  ….(маленький)

Вата легкая, а камень  ….(тяжелый)

Червячок короткий, а змея  …. (длинная)

Презентация « Необыкновенное приключение.»

- Вот мы и приехали в эту удивительную страну Игромакс. Эта страна игр. Здесь с любым предметом можно играть.

Слайд: река

- Перед нами река. Нужно перешагивая с камушка на камушек перебраться на другой берег.

Слайд: лес

- Мы с вами попали в лес.

- В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают.

- Покажите, как они это делают.

Гимнастика для глаз.

Дети сильно зажмуривают глаза  и открывают.

Артикуляционная гимнастика

- Они не только глазками поблескивают, но и зубы скалят. («Оскал»)

- Языками пощелкивают («Лошадка»).

- А теперь покажите:

  Как шипит змея? Как фыркает ёжик? Как воет волк? Как звенит комар? Как жужжит жук?  Как долбит дятел?

- Но мы их не боимся, продолжим наше путешествие. Встанем в круг.

Игровое упражнение «Прямой и обратный счет» (с мячом)

Правило: передавая мяч друг другу, считайте от 1 до 10 и обратно.

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Дети передают мяч друг другу и называют последовательно числа, а потом наоборот.

Слайд: дверь с замком (звук с диктофона)  

Много сказок есть на свете,

Сказку очень любят дети.

Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

Перед нами в сказку дверь, открывай её скорей.

- Ребята, что бы это могло значить? (ответы детей)

- Мы должны попасть в какую-то сказку.

- А чтобы туда попасть, нужно открыть вот эту дверь.

- Давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли…

Слайд: замок

- На какую цифру похож замок? (на 6)

- Назовите шестой день недели? (суббота)

- Сколько дней в неделе? (семь) Назовите  их? ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- А какие сказки вы знаете, в названии которых есть число семь?

- Сказка «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».

- А еще есть пословицы и поговорки, самая известная: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки.

- Дверь мы в сказку открываем, в мир волшебный попадаем.

Слайд: Емеля

- Ребята, в какую сказку мы попали? (По щучьему велению)

Звучат слова на диктофоне.

«Здравствуйте, ребята! Помогите мне пожалуйста встретиться с царевной Несмеяной. По щучьему велению, по моему хотению царевна Несмеяна в меня влюбилась, а царю это не понравилось, и он заточил ее в темницу – в башне. Помогите мне ее найти. Чтобы вам легче было, я послал вам письмо. Расставьте все в нужном порядке и у вас получится карта, по которой можно найти Несмеяну.

Слайд: письмо

 Появляется письмо на экране и на полке в саду.

- А вот и письмо! Ребята, надо помочь Емеле.

- Нам необходимо найти эту башню, в которую царь заточил Несмеяну, для этого надо разместиться за столами и нарисовать карту.

Игровое упражнение «Нарисуй карту».

Цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

- Перед вами листы бумаги и простые карандаши. Мы нарисуем карту расположения башни.

- В середине нарисуйте  - треугольник.

- В правом верхнем углу – прямоугольник.

- В левом верхнем углу – круг.

- В левом нижнем углу – квадрат.

- В правом нижнем углу – овал.

Слайд: карта

-  Карта готова. Посмотрите на карту, сравните с той, которую нарисовали вы.

Слайд: дворец черно-белый

- Ребята, посмотрите, мы справились с заданием. Мы нашли башню, но она почему-то некрасивая, не раскрашенная.

- Царь так рассердился на Емелю, что все карандаши превратил в бесцветные.

- Поможем Емеле?

Игровое упражнение «Заштрихуй фигуру»

Цель: совершенствовать восприятие цвета и формы, развивать графические навыки.

Задание: 

заштриховать треугольник – красным цветом,  прямоугольник – желтым цветом, круг – синим, квадрат – зеленым,  овал – коричневым.

- Молодцы!

Слайд: дворец цветной и Емеля с Несмеяной.

Посмотрите на экран. Мы помогли Емеле найти Несмеяну.

Рефлексия

- Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус. И пока едем, давайте позвоним своим мамам и расскажем, где мы были и что делали.

Дети в телефонную трубку рассказывают мамам о своем путешествии.

Упражнение  "Какое у меня сегодня настроение?"

- Ребята, посмотрите на столе лежат смайлики. Если в путешествии вам было легко и интересно, возьмите желтый смайлик, а кому было немного трудно и грустно возьмите синий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...