Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
презентация к занятию по математике (старшая группа) по теме

 

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.

Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить названия и последовательность дней недели, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; называть и различать времена года, названия месяцев. Дети старшего дошкольного возраста должны соотносить свою деятельность со временем, предусматривать необходимое для неё время. 

Навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта. Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий, создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, необходимые ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Все меры времени представляют определённую систему временных эталонов, где каждая складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Сложность освоения представлений о времени заключается в том, что само время не имеет наглядных форм – оно «опредмечено» тем содержанием, которое происходит во времени.

Каждое временное понятие является обобщением. Сутки включают представления о содержательных отрезках времени, характеризующих утро, день, вечер, ночь.

Сутки составляют часть понятия «неделя». Неделя имеет временное отношение к меньшему показателю времени – суткам и большему – месяцу. Понимание этой закономерности детьми вызывает затруднения.

Если обобщённые понятия: зима, весна, лето, осень – ещё можно показать на картинках, объясняя их признаки, то такие понятия, как год, месяц, неделя, сутки, детям сложно представить и запомнить. Заучивание названий и последовательности дней недели и месяцев зачастую, носит чисто формальный характер. Огромную роль в овладении этими знаниями, помогают дидактические игры, литературные произведения, рифмовки, отрывной календарь. Они способствуют не только механическому запоминанию, но и эмоциональному восприятию и пониманию отношений временной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavleniya_o_vremen._ponyatiyah.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях. Выполнила воспитатель МБДОУ №80 Козлова О.В.

Слайд 2

Время – это отражение развития природы, общества, человека. Информацию о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребёнок усваивает на опыте личной жизни или жизни окружающих его людей. Усвоение слов-названий и слов-понятий о времени формируется очень медленно. В непосредственном опыте не формируются знания о мерах измерения времени, не усваиваются практические способы пользования ими.

Слайд 3

Все меры времени представляют определённую систему временных эталонов, где каждая складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Сложность освоения представлений о времени заключается в том, что само время не имеет наглядных форм – оно «опредмечено» тем содержанием, которое происходит во времени.

Слайд 4

части суток Каждое временное понятие является обобщением. Сутки включают представления о содержательных отрезках времени, характеризующих утро, день, вечер, ночь.

Слайд 5

неделя Сутки составляют часть понятия «неделя». Неделя имеет временное отношение к меньшему показателю времени – суткам и большему – месяцу. Понимание этой закономерности детьми вызывает затруднения.

Слайд 6

Если обобщённые понятия: зима, весна, лето, осень – ещё можно показать на картинках, объясняя их признаки, то такие понятия, как год, месяц, неделя, сутки, детям сложно представить и запомнить.

Слайд 7

Знакомство с моделью года Уметь назвать зимние, весенние, летние, осенние месяцы, их последовательность. Знать, что в каждом времени года 3 месяца, в каждом месяце 4-5 недель, ориентироваться, какой месяц будет, какой был , через сколько месяцев будет весна, лето, осень; знать, что в году 12 месяцев, что декабрь – последний месяц года, но первый месяц зимы.

Слайд 8

Заучивание названий и последовательности дней недели и месяцев зачастую, носит чисто формальный характер. Огромную роль в овладении этими знаниями, помогают дидактические игры, литературные произведения, рифмовки, отрывной календарь. Они способствуют не только механическому запоминанию, но и эмоциональному восприятию и пониманию отношений временной последовательности.

Слайд 9

Знакомство с моделями дней недели Всего 7 окошек, по количеству дней недели. Окошки открываются, и день за днём, гномы-«дни недели» появляются. Остальные окошки закрыты, пока не наступит новый день. Что такое сутки? Знают даже утки. УТРО-ДЕНЬ-ВЕЧЕР-НОЧЬ Это значит – сутки прочь! УТРО наступит – и мы просыпаемся, Зубы почистим и умываемся. ДЕНЬ весь в хлопотах, в заботе, Все в саду и на работе. ВЕЧЕРОМ - нам очень нужен Тихий отдых, дом и ужин. НОЧЬ – почистим зубы и в постель пора, Всем: «Спокойной ночи!» - и спим до утра.

Слайд 10

ВРЕМЯ. Время летит, время идёт, Время проходит и наступает. Его мы не видим, его мы не слышим, Но каждый ребёнок это знает, Что время измерить – могут часы И календарь нам поможет: Минуты сложатся в часы, Недели – месяц сложат. 12 месяцев – составит год И время движется вперёд. Вчера – нельзя вернуть назад И в завтра заглянуть. Оно – сегодня и сейчас, прокладывает путь.

Слайд 11

В процессе разнообразных видов деятельности, дети овладевают представлениями о сутках, днях недели, месяцах, временах года. - составление альбомов «Как я расту» - создание «Лент времени» - чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Е. Шварц « Сказка о потерянном времени», «Часы и время», «От зимы до осени»; «Время и календарь» и т.д.

Слайд 12

Временные представления на занятиях - математика: знакомство с временными эталонами( меры времени ), обучение определению времени на часах - развитие речи: составление описательных рассказов о разных видах часов ( по схемам ), рассказы по картинкам с фабульным развитием действия, игра «Ожившие слова» (накопление словаря глаголов и определений), творческие рассказы: «мой режим дня», «Маршрут выходного дня» - изобразительная деятельность 19:00 20:00 21:00 22:00 23:00 24:00

Слайд 13

Знакомство с разнообразными часами Солнечные часы Часы-цветы Часы-петух Песочные часы Водяные часы Механические часы Электронные часы

Слайд 14

Работа с родителями изготовление лент времени выходного дня консультации «День без потерянного времени», «Кто говорит тик-так» пополнение коллекции разных часов.

Слайд 15

Вывод необходимо конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывать многообразие признаков, свойств, характеристик времени, а также систематизировать и обобщать эти знания и представления, включать в повседневную деятельность детей дидактические игры, творчески организовывать предметную и игровую среду.

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА. Рихтерман , Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, - ,М.: Просвещение, 1991. 2. Иваненко, С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями Просвещение, 1984. 3. Вахрушев, А.А., Бурский, О.В., Иванова, Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир (из серии «Я и мир вокруг» 1 часть ), - БАЛЛАС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Формирование представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития

В данной статье представлена система работы по формированию представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития....

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Особенности формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста

Особенности формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста...