Формирование представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Франчак Татьяна Сергеевна

В данной статье представлена система работы по формированию представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vremennyh_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо научиться  ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. 

Программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трёх групп связей:

- причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определённой причины;

- последовательных – отражающих последовательное изменение предмета или явления на определённых стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;

- временных - совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.

Реализация программы во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Работа по формированию представлений о времени осуществляется комплексно.

Временные представления у детей с ЗПР легче формируются в процессе использования таких методов и средств работы, как наблюдение за сезонными изменениями в природе, за деятельностью взрослых и детей, рассматривание тематических картинок и репродукций картин художников, чтение стихов, дидактические игры и подвижные игры, прослушивание музыкальных произведений.

Первыми у детей формируются представления о самом ярком времени года, характерном для данных климатических условий – зима, затем о противоположном – о лете. После этого о наиболее ярком из оставшихся – об осени, и в конце – о весне. Данная последовательность должна быть очень чётко ориентирована на климатическую зону.

Учитель-дефектолог проводит специальные игровые занятия, на которых даёт возможность детям рассмотреть макеты, поиграть на этом макете с игрушками, проводятся имитационные игры, которые позволяют ребёнку с помощью движений выразить простейшие признаки (падает снег, кружатся листья, капает дождь).

Вначале ребенок знакомится с наиболее яркими признаками времени года – явлениями природы и связанными с ним его игровыми и жизненными интересами. От ребенка не требуется, чтобы он называл самостоятельно время года и его признаки, хотя ему предлагается повторять за взрослым.

По мере обогащения знаний о признаках времен года на основе непосредственного опыта с детьми можно проводить рассматривание картин, открыток, фотографий и картинок, иллюстраций, просмотр видео- и кинофильмов, беседы, рассказы по впечатлениям, которые могут сопровождаться комментированным рисованием , когда педагог рисует детям, по ходу их рассказа выполняя изображение, и вместе с ними оговаривает предмет рисования.

Для повторения и закрепления представлений о временах года широко применяются:

- Дидактические игры

- Литературные произведения

Игра с мячом «Когда это бывает? №1»

Цель: развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, и бросает его обратно, называя время года, в которое бывает этот признак.

Игра  «Когда это бывает?№2»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

 Игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

        Цель:  развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

     Ход игры:  Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

        Снег зимой  … (бывает)                          Мороз летом … (не бывает)

        Иней летом … (не бывает)                      капель летом … (не бывает)

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия  месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни».

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

 Игра с мячом «Продолжай»

Цель – закреплять умение называть признаки времён года.

Материал: мяч

Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра  «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Материал: картинки из д/пос. «Времена года»

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

 

Упражнение «Назови времена года, месяцы»

Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Материал: картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры: По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»        

Цель – уточнение представлений о временах года,  закрепление названий времён года, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета(осень - желтый, зима-синий, весна-зелёный, лето-красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)

Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.

Обращаем внимание на цвета секторов.

Затем педагог спрашивает у детей

- Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

 Задания для детей:

  1. Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
  2. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года:  ( Когда идет снег?  Когда снег тает? и т.д.)

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель – закрепление последовательности времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок отвечая, бросает мяч обратно.

Варианты вопросов:  Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени. и т.д.

Игра «Правильно  я сказала?»

Цель: закрепить знания о последовательности времён года.

Ход игры: Педагог произносит фразу. Ребенок должен определить правильно или нет сказал взрослый, и обосновать свой ответ.

Инструкция: «Послушай, что я тебе скажу. Лето приходит перед весной. Правильно я сказала? Почему? Осень приходит перед зимой. Зима приходит после осени. Весна приходит после лета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"

Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....