"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Дорофеева Ирина  Христофоровна

Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе


Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мышления, речи, воображения; -с другой оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности –предметной, игровой, продуктивной, трудовой.  От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его "вхождения" в окружающий мир. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.

Сенсорное развитие детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины, а значит, эталонные представления не формируются своевременно.

Что же такое сенсорные эталоны? Это своеобразные чувственные мерки, которые сложились исторически, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка.

В работе по формированию системы сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР мы ставим следующие задачи:

  • Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах;
  • Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина);
  • Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

Для решения этих задач в нашем детском саду создана специальная коррекционно-развивающая сенсорная среда, в которой широко представлен материал Монтессори. Весь используемый дидактический материал для проведения работы по формированию системы сенсорных эталонов мы поделили на несколько групп:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, "почтовые (проблемные) ящики", плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и сортировки);
  • полифункциональные материалы - объемные набивные модули, крупные напольные конструкторы-модули, пуфы, сенсорные коврики;
  • игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики: "сенсорная тропа" для ног, массажный коврик, мячи различной конфигурации, кольцебросы, обручи, шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна), коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек - крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы, математические коврики.

Основной формой организации обучения детей мы считаем занятие. При этом мы избираем индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык. Далее мы переходим к работе в малой группе (2-3 ребенка), а затем - в подгруппе (5-6 детей). Кроме того, формирование системы сенсорных эталонов осуществляется в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом мы решаем задачи развития восприятия через освоение предметного мира и пространства, через эстетику быта, через ознакомление с природой, в ходе подвижных игр и развлечений.

Выделение формы, величины, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов возникает только на основе многократного применения, на практике различных способов, проб и примериваний, сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.

Представления детей о форме предметов мы формируем в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние. Важная задача при этом - обучить детей мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур. Дети учатся овладевать практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления. Особое внимание при этом мы уделяем обучению моделирующим движениям - обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, таких как: "Найди пару", "Каждую фигуру - на свое место", "Найди предмет указанной формы", "Определи форму предмета", "Какая фигура лишняя?", "Составь целое из частей", "Из каких фигур состоит машина?" и т.д. Кроме того, развитие данных навыков происходит в процессе рисования и конструирования.

Восприятие различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) мы осуществляем с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы - различие между предметами по величине. При этом осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами и только потом - мысленно с опорой на рисунок или исключительно по представлению. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание сериационных рядов предметов по параметру убывающей или возрастающей величины (например, упражнение с цветными цилиндрами). Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами. Примеры игровых упражнений: "Сравни предметы по высоте", "Разложи по размеру", "Самая длинная, самая короткая", "Расставь по порядку", "Матрешки".

Работу по ознакомлению с цветом детей с ЗПР мы строим в несколько этапов. Первые игры и упражнения, "Какого цвета не стало", "Найди предметы такого же цвета", "Сложи радугу" предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету. Далее мы даем детям задания, основанные на зрительном сближении, т.е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, затем их названия, а в последующем названия оттенков. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в слове - названии, где уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый и т.д.).

Таким образом, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета - это основной путь ознакомления с цветом детей с ЗПР.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития детей.


2

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
  • показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,
  • дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников
  • познакомить с содержанием игр и упражнений

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн.

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития?

Ответьте на этот вопрос сами.

Как избежать этой проблемы родителям?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
  13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  14. Играть с мозаиками и пазлами.
  15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  16. Собирать конструкторы.
  17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  18. Лепите вместе из пластилина.
  19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе (информация для родителей)

В данном материале представлена в сжатом виде информация о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе, а также  об особенностях познавательной сф...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Формирование представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития

В данной статье представлена система работы по формированию представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития....

Консультация для родителей. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития психологической готовности к обучению в школе.

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению.Что означает психологическая готовность ребенка к школе.Игра как подготовка к школе....