Консультация для родителей «Как определить готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Пузанова Наталья Николаевна

Переход ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) в школу — важный и ответственный этап, требующий особого внимания со стороны педагогов и родителей. От правильной оценки готовности к обучению зависит не только успешность обучения, но и эмоциональное благополучие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gotovnost_k_shkole_s_zpr.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как определить готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе»

Переход ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) в школу — важный и ответственный этап, требующий особого внимания со стороны педагогов и родителей. От правильной оценки готовности к обучению зависит не только успешность обучения, но и эмоциональное благополучие ребёнка.

Что такое готовность к школьному обучению

Школьная готовность — это не только умение читать и считать. Она включает целый комплекс характеристик:

  • интеллектуальную готовность — уровень развития мышления, памяти, внимания, речи;
  • эмоционально-волевую готовность — способность управлять своим поведением, следовать правилам, принимать учебную задачу;
  • мотивационную готовность — интерес к познанию, желание идти в школу;
  • социальную готовность — умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • физиологическую готовность — состояние здоровья и уровень работоспособности.

У детей с ЗПР эти компоненты формируются медленнее, чем у сверстников, поэтому им требуется более длительная и целенаправленная подготовка.

Признаки готовности ребёнка с ЗПР к школе

1. Развитие познавательных процессов.

Ребёнок способен понимать инструкции, удерживать внимание хотя бы 10–15 минут, различать основные цвета, формы, величины, ориентироваться в пространстве и времени («вчера», «сегодня», «завтра»).

2. Сформированность речи.

Речь становится связной, ребёнок может пересказать короткий рассказ, ответить на вопросы, называть предметы и их признаки.

3. Элементарные учебные навыки.

Малыш знает буквы, умеет считать в пределах 5–10, может писать простые элементы или печатные буквы, держать карандаш правильно, аккуратно работать с тетрадью.

4. Эмоционально-волевая зрелость.

Ребёнок способен выполнять задания по просьбе взрослого, не бросает начатое дело, проявляет интерес к результату. При неудаче не теряет мотивацию, а старается попробовать снова.

5. Социальная готовность.

Малыш умеет слушать воспитателя, взаимодействовать с другими детьми, дожидаться своей очереди, соблюдать элементарные правила поведения.

Как воспитателю помочь в оценке готовности

  1. Наблюдение в повседневной деятельности.

Обратите внимание, как ребёнок играет, как реагирует на просьбы, как решает проблемные ситуации.

  1. Проведение диагностических игр и упражнений.

Используйте игровые методики — «Найди отличия», «Четвёртый лишний», «Составь рассказ по картинке». Они помогают определить уровень мышления, речи, внимания.

  1. Сотрудничество со специалистами.

Психолог, логопед и дефектолог помогут составить полное представление о готовности ребёнка и разработать индивидуальный маршрут подготовки к школе.

  1. Работа с родителями.

Важно не только информировать родителей о достижениях и трудностях ребёнка, но и давать рекомендации по развитию нужных навыков дома — через игры, совместное чтение, бытовые поручения.

Заключение

Оценка готовности ребёнка с ЗПР к школьному обучению — это процесс, требующий терпения, внимания и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Главное — увидеть в каждом ребёнке его потенциал и создать условия, в которых он сможет раскрыться. Тогда первый школьный звонок станет радостным событием, а не источником стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе (информация для родителей)

В данном материале представлена в сжатом виде информация о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе, а также  об особенностях познавательной сф...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Консультация для родителей "Развиваем память у детей с задержкой психического развития"

            Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и...

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20...

Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...