Конспект нод по методике формирования элементарных математических представлений у детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Кузнецова Оксана Сергеевна

                                          Тема:

 

                                          «  Прямоугольник »

 

1. Программные  задачи:

 

 

1.   Образовательные:

 

Познакомить  детей  с  прямоугольником  и  учить  их различать  пря­моугольник, квадрат  и  треугольник.

 

Закреплять  умение  сравнивать  длину  и  ширину  предметов,  употреблять  слова  и  выражения -  ширина,  широкая, длина,  длинная.

 

 упражнять  в  счете до 5.

 

 

2.   Развивающая:

 

 Упражнять  детей  в  нахождении   предмета,  путём  зрительного  обследования  действенного  приложения  предметов, равных  по  длине,  ширине ( развивать  глазомер).

 

 

3.   Воспитательная:

 

Побуждать детей  внимательно  слушать  и запоминать задание, охотно  и  точно  его  выполнять, соблюдая  определённую  последовательность  действий.

 

Приучать   детей   начинать  и   одновременно  заканчивать  работу.  действовать  самостоятельно,  не  мешать  друг  другу,  доводить  дело  до  конца.

 

 

Активизация  словаря:

 

 Активизиро­вать  словарь  детей  за  счет слов и  выражений  длина,  ширина,  равные  по  дли­не,  ширине,  длиннее,  короче,  шире,  уже.

 

 

 

                   2   Оборудование:

 

           У педагога

             У детей

Демонстрационный материал. Таблица, на которой нарисованы пря­моугольник  и  квадрат; модели  квадрата  и  двух прямоугольников, две  сто­роны первого и  второго прямоугольников  равны стороне квадрата, а  две другие стороны первого прямоугольника короче стороны квадрата, а вто­рого — длиннее; таблица, на которой нарисованы прямоугольник, квадрат  и треугольник  разного  цвета и размера;  игрушка-телевизор с  набором  кар­тинок, изображающих предметы, в  количестве  от 1 до 5.

 

Раздаточный материал. У каждого ребенка карточка, на которой нари­сованы прямоугольник, квадрат и треугольник (цвет и размер фигур варьируются); по 4 ленточки одинакового цвета, резного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

 

 

 

                               3.  Схема   размещения  детей

 

 

 

   мольберт

 

                окно

Скругленный прямоугольник: В

imageimageimageimageimageimageimage

 

 

окно

                    

                                           В  -  воспитатель.

                                       4.   Ход  занятия.

 

1- я часть.

   Сегодня  мы   с вами  познакомимся  с  новой  геометрической  фигурой.  Детям  показываю  таблицу,   на  которой  на­рисованы   квадрат  и прямоугольник   разного  цвета.  

Педагог, указывая   на  квадрат,  спрашивает:  «Что это?   (Дети называют.)   А это что?»   (Педагог ука­зывает на прямоугольник.)   «Это прямоугольник,— говорю     и  объясня­ю : — Сегодня  мы  будем  учиться  различать  прямоугольник  и  квадрат».  Обвожу    пальцем   фигуры,   указывая   направление   движения:   «Провожу сле­ва   направо,   поворачиваю   назад  и  веду  сверху  вниз».   И т. д.  Детей привле­чь    к   совместному действию  в  воздухе,  некоторым  предлагает обвести  контур  фигур.   Далее  задаю   вопрос:   «Чем отличается прямоугольник от квадрата?»   Беру  квадрат  и  прямоугольник,   у которого 2 стороны  равны  стороне  квадрата,   а  2  другие  короче  ее. Прямоугольник  накладываю    на   квадрат.

Затем      накладываю   квадрат   на   второй   прямоугольник.  Каждый     раз  подчеркиваю,  что прямоугольник  удлинен,  этим  он  и отлича­ется  от  квадрата.

 

 (работа с раздаточным материалом).  Затем    предложить  детям  обвести  пальчиком  фигуры,  нарисованные  на  карточках.  Затем показать  таблицу,  на  которой  нарисованы  эти  же фигуры,  но другого цвета  и  размера,  чем  у  детей,  и,  указать  на  одну  из  фигур,  сказать:  «У меня большой желтый треугольник,  а  у  вас?»   И т. д.  Вызвать   двоих-троих  детей,  попросить   их  назвать  цвет  и  размер  (большой, маленький)  своей  фигуры  данного  вида   («У меня маленький синий треугольник»).

 

 

 

А  сейчас  мы  отдохнём.

Физкультминутка

Один, два,  три,  четыре,  пять  -  топаем  ногами.

Один,  два,  три,  четыре,  пять  -  хлопаем  руками,

Один,  два,  три,  четыре, пять -  занимаемся  опять.

Повторить  2-3 раза.

 

2-я часть    

Игровое  упражнение   «Найдём   ленточки  для  куклы  Маши»

  «Сколько у вас лен­точек? — спросить  детей  и  предложить: — Возьмите одну ленточку,  проведите  пальчиком  сначала  по  длине,  а  потом по ширине  лен­точки. Где  быстрее  пробежал  пальчик,  по  длине  или  по ширине  ленточки?  Больше  длина  или  ширина  ленточки?»  Затем предложить  выбрать  2  ленточ­ки,  равные  по  длине  и  ширине, среди  4 ленточек  разного размера для куклы Машеньки  («Машенька потеряла ленточки  из 2 косичек»).

3-я часть.   

Воспитатель  меняет  картинки в телевизоре.  Дети считают изображенные  на  них предметы.  ( Для закрепления  в  счёте  до 5.)

 

Итог  занятия:

Сегодня на занятии мы с вами  познакомились с новой  геометрической  фигурой – прямоугольником, учились  различать  прямоугольник, квадрат и треугольник.  Развивали  глазомер, накладывали  прямоугольник  на  квадрат.

Вы  сегодня  были  внимательны, активны,  хорошо  работали,  поэтому  справились  со всеми  заданиями, на следующем  занятии мы  с вами будем учиться  отсчитывать  столько  предметов, сколько  кружков на образце.

Занятие  окончено. Дежурные  убирают раздаточный  материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ) «В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»

КОНСПЕКТООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»(ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ)«В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»...