«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".
методическая разработка по математике по теме

Новак Елена Васильевна

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие умственных способностей, актуализирует внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Основными показателями умственного развития дошкольников являются: развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, так необходимыми для приобретения новых знаний, решения умственных задач.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности призваны служить основой для развития интеллекта ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Администрация

муниципального образования городского округа «Воркута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 33 «СВЕТЛЯЧОК»

 г. Воркуты

Мастер-класс

на тему

 «Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: «Транспорт».

Воспитатель 1 квалификационной категории Новак Елена Васильевна


Логика есть анатомия мышления.

Джон Локк

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие умственных способностей, актуализирует внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Основными показателями умственного развития дошкольников являются: развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, так необходимыми для приобретения новых знаний, решения умственных задач.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности призваны служить основой для развития интеллекта ребенка.

Потребность в целенаправленном развитии логического мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся многими психологами и педагогами.

В теории Жана Пиаже, Петра Гальперина, Леонида Венгера под формированием логического мышления в дошкольном возрасте понимается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их обучениях основам математики уделяется недостаточно внимание в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

Основываясь на том, что ведущим видом деятельности дошкольника, стимулирующим умственное развитие, является игра, я поставила перед собой цель создать систему работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из поставленной цели,  предположила, что развитие  логических приемов мышления будет успешным, если:

- будет определено содержание игр, направленных на развитие мыслительных процессов, доступных для освоения детьми дошкольного возраста.

Начиная работать в этом направлении,  определила для себя последовательность деятельности и разработала картотеку игр для каждого этапа.

Сегодня во время проведения мастер-класса хочется предложить Вам вместе по-новому взглянуть на дидактические игры, способствующие развитию логического мышления в свете одной из тем комплексно-тематического планирования. Предлагаю Вашему вниманию тему «Транспорт».

Внимание! Автомобильный концерн «Умная машина» проводил конкурс на замещение вакантных должностей изобретателей автомобилей.

В ходе тщательного отбора осталось шесть претендентов, которых я прошу пройти в офис-класс, где состоится проблемное обучение по вопросу введения в специальность, а после освоения шести курсов Вы получите уведомление о том, что приняты на работу в конструкторское бюро.

На каждом курсе мы будем изучать определенный мыслительный процесс.

Добро пожаловать на первый курс.

 Начнем мы наше обучение с процесса АНАЛИЗА. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. 

На развитие данного процесса существует множество игр, большинство из которых хорошо Вам знакомы – это и «Четвертый лишний», и «Найди пару»,  но я хочу предложить поиграть в игру «Исключи лишнее»

В нем лежат карточки с изображением четырех различных машин. Посмотрите на них внимательно и назовите, какая машина, по вашему мнению, лишняя. Решений этой задачи может быть несколько, в зависимости от того какой признак взят за основу.

Спасибо. Вы все справились с заданием.

Также развитию процесса анализа хорошо помогает игра,  на первый взгляд кажущейся совсем не детской - «Судоку».

Для этой игры нам понадобятся карточки с изображением «классического» судоку на 9 полей.

В восьми квадратах расположены машины разного цвета, а девятый квадрат не занят. Проанализировав необходимо определить закономерность расположения этих машин, и решить какое транспортное средство может располагаться в девятом квадратике.

Давайте поиграем в эту игру.

Молодцы! Итак, идем дальше.

2 курс.

 На втором курсе я предлагаю поработать над развитием процесса СИНТЕЗА. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Отмечу, что обучение синтезу возможно только после четкого освоения детьми процесса анализа.

Для развития данного процесса я использую игры: «Парные картинки», «Определи игрушку», «Отгадай предмет по его частям», «Необычная загадка» именно в эту игру я и хочу предложить Вам сыграть.

Возьмите, пожалуйста,  задание, и назовите, какой транспорт зашифрован на вашей схеме.

Спасибо. Вы хорошо справились с заданием.

Также развитию процесса синтеза хорошо помогает игра

 «Найди транспорт и раскрась».

Для этой игры нам потребуется карточки с изображением хаотически расположенных геометрических фигур.

В начале игры я предлагаю вспомнить, какие бывают виды транспорта, их существенные признаки, после этого Вам надо будет найти зашифрованную на карточке машину, раскрасить и назвать из каких геометрических фигур она состоит.

Возьмите, пожалуйста, фломастеры.

Обратите внимание на экран и прочитайте задание.

Если Вы взяли фломастер:

Синего цвета – раскрасьте изображение прямыми линиями;

Красного цвета – раскрасьте изображение с помощью точкографии;

Коричневого цвета – раскрасьте изображение длинными наклонными линиями;

Зеленого цвета – раскрасьте изображение штриховкой  «петля»;

Желтого цвета – раскрасьте изображение штриховкой  «волна»;

Оранжевого цвета - раскрасьте изображение короткими наклонными линиями.

Прошу Вас приступить к заданию.

Спасибо. Все успешно перешли на третий курс.

3 курс.

Мы с Вами будем изучать развитие процесса СРАВНЕНИЯ, то есть это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Работу я предлагаю начать с игры 

«Чья тень»        

Перед Вами картинка с изображением транспорта и карточки с  различными силуэтами.

Ваша задача, выделив характерные признаки, изображенного на картинке транспорта, найти соответствующую ему тень (ИГРАЕМ).

В качестве усложнения данной игры, можно предложить не фотографию, а объемный макет транспорта  и попросить найти его тень на карточке.

Не менее интересны и игры «Поставь заплатку», «Подбери ключ», «Найди место», «Где, чей дом?», но я предлагаю поиграть Вам в более сложную игру «Подбери осколок».

Для этой игры нам понадобятся изображения «разбитых» машин, самолетов и других средств передвижения и подходящие к ним осколки.

Давайте попробуем «починить» транспорт, то есть подобрать к каждой машине подходящий осколок (ИГРАЕМ).

Степень сложности формы осколков и их цветовых вариантов зависит от возраста детей.

 Очень хорошо, идем дальше.

4 курс.

 На четвертом  курсе мы будем работать над развитием процесса АБСТРАКЦИИ, он заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков и свойств в виде самостоятельного объекта мышления.

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Загадочные картинки», которую я использую на данном этапе работы.

РАЗДАЕТЕ ЛОТО

Игра проводится по принципу домино.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Первым делает ход тот, у кого находится изображение транспорта с соответствующей ему схемой. Следующие участники поочередно выкладывают карточки друг к другу по принципу картинка к схеме, а схема к картинке. Если необходимо изображение отсутствует, игрок должен взять фишку из банка. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

Начинаем игру.

Надеюсь, эта игра Вам понравилась.

Очень любят мои воспитанники игру «Подбери гараж для машины».

Перед Вами лежит конверт с наклеенной на него геометрической фигурой (все фигуры разные по цвету и величине) и набор картинок с изображением транспорта.

Вам необходимо поместить в свой в конверт, те транспортные средства, которые похожи по форме, цвету или величине на геометрическую фигуру, изображенную на Вашем конверте.

Продвигаемся вперед.

5 курс.

Итак, мы на пятом курсе. Важным в нашем обучении является развитие процесса КОНКРЕТИЗАЦИИ, возвращения мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания. 

 

Помощниками в формировании данного процесса могут быть такие игры, как «Кто летает, бегает, прыгает», «Кому что нужно», «Кто что делает».

А я предлагаю Вам сыграть в игру «Какое что бывает?»

Я буду задавать Вам вопросы, а Вы отвечайте:

- Какой транспорт бывает воздушным?

- Какой транспорт бывает пассажирским?

- Какой транспорт бывает водным?

- Какой транспорт бывает строительным?

- Какой транспорт бывает сухопутным?

- Какой транспорт бывает длинным?

Все правильно.

В процессе игры, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность проявить себя ребенку.

Как Вы, наверное, уже заметили эту игру можно проводить без использования наглядного материала, поэтому в нее можно играть во время любого режимного момента.

Вот, мы и подошли к последнему курсу.

6 курс.

В заключении нашего обучения, мы изучим  формирование процесса ОБОБЩЕНИЯ, то есть мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

На данном этапе работы я использую такие игры, как «Найди знакомые фигуры», «Где живут блоки», «Отгадай-ка» и другие.

А с Вами мы поиграем в игру «Что – куда?»

У нас в гостях сегодня шаловливые котята.

Кошечка очень любит заниматься рукоделием и хочет пошить чехлы для своей машины, а котик увлекается техникой и решил починить поломанную машину.

Но пока котята шли к нам в гости они перепутали свои инструменты. Давайте поможем им собрать и  разложить все по назначению.

В эту машину (показываете машину кошечки) положите инструменты, которые понадобятся кошечке, а в другую предметы необходимые Котику для ремонта.

Молодцы! Вы все правильно выполнили задание.

Спасибо за участие.

Вы с успехом прошли обучение и получаете возможность работать изобретателями автомобилей в концерне «Умная машина»

Представленная мною  система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме транспорт, является базовой для организации игр любой тематической направленности.

Если вы считаете, что наша гипотеза нашла свое подтверждение,  предлагаю Вам разместить на нашей парковке машины красного цвета, если подтвердилась частично, автомобили зеленого цвета, не подтвердилась – синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного  перехода детей к школьному обучению....

ПРОЕКТ "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

ПРОЕКТ "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...