Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания
материал по математике (подготовительная группа) по теме

Анисимова Людмила Михайловна

Материал из опыта работы по формированию навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания

Анисимова Людмила Михайловна

воспитатель квалификационной категории

МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»

г.Южноуральск

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и «Перспектива») эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несфомированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».

Психолого – педагогические исследования ученых доказали, что основанием интеллектуальных умений, при обучении математике, являются логические умения, и соответственно, развитие логического мышления.

Основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста.

Развитие мышления происходит в три этапа:

  • Наглядно-действенное, т.е. ребенок мыслит через действие.
  • Наглядно-образное , т.е. ребенок мыслит при помощи образов.
  • Словесно-логическое, т.е. ребенок мыслит в уме.

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям .

 Актуальность выбранной темы заключается в:

- обобщении, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
- в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;
- формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

В программе «Детство» «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания…, готовность к логическому познанию».

  • В данной программе выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка.
  •  В своей работе мы используем  логические    блоки    Дъенеша    и палочки   Кюизенера, что помогает развивать  у  них  логико-математические   представления   и   умения.  
  • С помощью палочек Кюизенера формируем у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».

            Опираясь на требования программы «Детство»  решаем следующие задачи:

  • создание условий для развития логического мышления;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе подобраны пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В них представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на  поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда. (разложи большие книги в одну сторону, маленькие в другую; сравни чем заварочный чайник отличается от электрического; какие предметы на кухне мы можем объединить вместе и почему?)

Все дидактические игры делим  на несколько групп: (группы представлены на слайде)

Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?  СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ,. В результате дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И многие другие, используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

 В старшей группе знакомим детей с днями недели.                                                  Объясняем, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводилась игра типа ЛОТО.

 В своей работе используем  множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР,  СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используем  на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры делим детей на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даём  задания разной сложности.

Например: а) Составление изображения предмета из геометрическихфигур (работа по

                        готовому расчлененному образцу)

                    б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

                     в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.  

С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры.

Кроме того, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

Таким образом, существует большое разнообразие  игр и упражнений. Задача педагога умело подобрать их для своих воспитанников. Главное, чтобы игры и упражнения нравились детям, развивали их познание, будили интерес ко всему живому, развивали чувство разумного.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • творчество

            В заключении, можно сделать вывод о том, что развитие логического мышления возможно при условии соблюдения психолого-педагогических требований:
1. Осуществление педагогического руководства дидактическими играми (применение системы активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).
2. Поэтапное использование  дидактических игр.

3. Опора на сформированные формы мышления (применение наглядного материала, системы сенсорных действий).

4. Одновременное воздействие на эмоциональную,  мотивационную сферы ребёнка.
5.  Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дош...

"Формирование логического мышления через дидактические игры математического содержания".

Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.В процессе развития логического мы...

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания Выполнила Доронина Т.В. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержанияВыполнила  Доронина Т.В.Воспитатель подготовительной группыМБДОУ «Филимоновски...

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения...

презентация "Развитие логического мышления и навыков устной речи через дидактическую игру «круги Луллия».

    Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих   способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учрежден...