Развитие интереса к математике
методическая разработка по математике на тему

Жемчужина Юлия Александровна

Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_matematike_12.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

1-Я НЕДЕЛЯ

В течение недели происходит знакомство воспитателя с уровнем математического развития дошкольников, который сложился стихийно или в результате специальной работы.

Цель: определить содержание и особенности представлений детей по математике в начале учебного года.

Собеседование проводится с каждым ребенком индивидуально в непринужденной обстановке и в хорошо знакомом ему помещении (лучше всего в групповой комнате). В то время как воспитатель проводит беседу с одним ребенком, остальные дети заняты играми.

Результаты первой и последующих бесед целесообразно заносить в индивидуальную карту достижений ребенка по элементарной математике. После обследования делается короткое заключение относительно математических представлений каждого ребенка и группы в целом. В соответствии с этим будет строиться дальнейшая работа с детьми, которых объединяют в подгруппы с одинаковым или с разным уровнем знаний. Могут проводиться беседы, экскурсии, диалоги, деловые игры, использоваться проблемно-поисковые ситуации и эвристические методы.

 Содержание работы вне занятий. Воспитатель вместе с детьми начинает оборудовать «Математическую игротеку». Для этого выбирают удобное место (одну-две полки стеллажа), где будут располагаться настольно-печатные игры. Они вносятся постепенно, а воспитатель знакомит детей с их содержанием и правилами игры.

На первой неделе используют знакомые игры. Педагог принимает участие в них наравне с детьми, наблюдает за умениями использовать правила, играть в небольшом коллективе, справедливо оценивать игру партнеров, проявлять настойчивость и интерес.

Особого внимания заслуживает оценка сенсорного опыта и представлений детей в области математики, которые они используют в играх.

 Содержание работы с семьей. Воспитатель в коротких беседах с родителями выясняет интересы детей к математике, оценку их представлений. Выбирает подходящую ситуацию, чтобы поговорить с родителями тех детей, которые показали низкий результат по собеседованию. Приглашает их на специальную консультацию.

2-Я НЕДЕЛЯ

 Беседа в подгруппах. Цель: конкретизировать представления детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Для проведения беседы воспитатель подготавливает, например, такие предметы: кукольное платье, косынку, фартук, украшенный тесьмой или лентой, а также картинки со следующими сюжетами: строители строят дом, повар готовит обед, шофер наливает бензин, доярка несет ведро с молоком, продавец взвешивает покупателям продукты, врач лечит больного.

Сначала педагог организует беседу и направляет ее вопросами и подсказками, помогает детям сформулировать свою мысль, поддерживает и одобряет высказывания детей. В каждой конкретной группе в зависимости от уровня развития детей и их ориентировки в действительности беседа будет протекать по-разному.

Однако в целом содержание беседы будет сводиться к тому, что математика — это наука, которую изучают сначала в школе, а потом в институте. Знакомство с математикой происходит в детском саду. Математика очень интересная и полезная наука. Она дает людям такие знания, которые помогают им в работе. Где бы человек ни трудился, без математики ему не обойтись. Она нужна не только тогда, когда человек работает, но и в повседневной жизни: ведь он постоянно сталкивается с необходимостью что-то подсчитать, измерить... Например, вы хотите купить мороженое. Надо знать, сколько оно стоит и хватит ли денег на покупку. Вам надо вылить остатки молока из бутылки в банку. Для этого надо подобрать такую банку, чтобы молоко поместилосъ в ней. Вам говорят, что через три дня вы поедете в гости. Только математика поможет вам определить, когда же наступит этот срок.

Затем воспитатель привлекает внимание ребят к тем предметам, которые лежат на столе. Рассматривается каждый предмет. Совместно с детьми обсуждается, как он сделан, что для этого понадобилось, сколько материала ушло на его изготовление, как помогла математика подсчитать это. Здесь важна речевая активность дошкольников — каждый ребенок может высказаться. Дети его выслушают, дополнят — именно поэтому рекомендуется проведение беседы в небольших подгруппах.

Воспитатель предлагает ребятам взять в руки картинки, рассмотреть их не спеша и подумать, нужна ли математика тем, кто изображен на картинках, и как она им помогает трудиться. Затем каждую картинку рассматривают и обсуждают все дети подгруппы. Педагог дополняет и расширяет высказывания своих воспитанников, наводящими вопросами помогает им вспомнить то, что они знают о разных профессиях, конкретизирует представления детей об использовании людьми математических знаний в их работе.

В завершение воспитатель дает ребятам поручение: побеседовать дома с родителями, бабушками, дедушками и попросить их рассказать о том, как они используют математику в своей работе.

В конце недели детям предлагается совершить экскурсию: побывать в гостях у повара, медсестры, заведующей детским садом. Ребята могут обратиться к каждому из них с вопросом: как в их труде им помогает математика? Экскурсия тщательно готовится взрослыми. Подготовка к ней педагога заключается в следующем:

1) договаривается с поваром, медсестрой и заведующей о приходе детей и выбирает удобное для этого время;

2) продумывает, в каком именно месте будет проходить встреча (всем должно быть удобно и безопасно);

3) определяет количество детей на экскурсии;

4) проводит предварительную работу с детьми: рассказывает о цели экскурсии; готовит своих воспитанников к тому, чтобы они задавали вопросы на интересующие их темы; обсуждает с детьми, в какой именно момент встречи можно задавать вопросы (после того, как будет полностью выслушан рассказ), в какой форме заявить о своем желании (поднять руку), как сформулировать вопрос, попросить что-то показать; вспоминает вместе с детьми правила поведения, которые могут пригодиться;

5) определяет вместе с другими взрослыми содержание экскурсии, договаривается с ними, что они могут рассказать и показать детям.

Остановимся на последнем пункте подробнее.

Например, повар может рассказать, что математика помогает ему определить, сколько крупы надо положить в кашу. Если крупы положили слишком мало или слишком много, то каша не получится вкусной. В кулинарных книгах, как правило, указывается, сколько крупы потребуется на одну порцию. Зная математику, можно умножить числа и получить то количество крупы, которое потребуется для приготовления каши всем детям. Затем повар показывает весы и демонстрирует, как взвешивают крупу для каши. Можно показать детям мерные стаканы, большие и маленькие весы, болыние кастрюли.

Заведующая детским садом может показать детям списки воспитанников, графики работы всех сотрудников детского сада; объяснить, что, зная количество детей, можно купить необходимые для всех кроватки, подушки, шкафчики, заказать продуктов столько, чтобы хватило для приготовления обеда для всего детского сада; показать калькулятор и другую оргтехнику; познакомить ребят с планом помещения детского сада; рассказать, как важно уметь в нем ориентироваться.

Медсестра может показать песочные часы, весы, ростомер, мензурки для лекарства, шприцы разного размера и рассказать об их назначении. В заключение экскурсии вместе с детьми делается вывод: чтобы пользоваться всеми этими предметами, нужно знать математику.

Вся деятельность педагога в течение недели будет направлена на возникновение первых элементов интеллектуально-познавательного общения и поддержание интереса к нему у детей. Это достаточно трудная задача, так как познавательное общение в значительной степени отличается от традиционного занятия. Воспитатель создает условия для организации такого общения, подводит к теме, поддерживает интерес. Каждый ребенок имеет возможность найти себе собеседника, высказать ему свои соображения и выслушать товарища. У детей данного возраста коммуникативные навыки развиты недостаточно, особенно в сфере интеллектуального общения: рассказать так, чтобы было интересно и понятно другим, детям трудно. Выслушать собеседника, спорить, не повышая голоса, может быть еще труднее, так как ребенку в большей степени хочется говорить самому. Задача приобщения детей к интеллектуально-познавательному общению будет решаться педагогом на протяжении всего учебного года.

 Содержание работы вне занятий. По утрам дети рассказывают о том, что они узнали в беседе со своими близкими. Рассматривание картинок и рассказы ребят в непринужденной обстановке (иногда это диалог двух детей) могут продолжаться в течение дня. Воспитатель одобряет рассказчиков и внимательных слушателей, иногда тоже принимает участие в таких диалогах.

Целесообразно дать детям возможность обсуждать рассказы родителей столько, сколько будет необходимо. Выбирая нового слушателя, пересказывая ему рассказ мамы или бабушки, ребенок совершенствует свою объяснительную речь, накапливает ценный опыт интеллектуального общения со сверстниками.

Педагог, используя в беседе предметы, а затем и картинки, предлагает детям тему для высказывания и одновременно направляет их внимание на поиск ответа, как применяется в жизни математика. Каждому ребенку будет интересно, не торопясь, рассмотреть картинки. Комплект картинок нужно оставить в доступном для детей месте, чтобы в свободное время ребята могли обращаться к ним. Однако воспитателю целесообразно иногда принимать участие в рассматривании картинок и предлагать детям разложить картинки в определенном порядке: например, отобрать предметы, которые нужны доктору, повару, маленькому ребенку, мальчику, дедушке, предметы, которые «не боятся» воды (они от воды не испортятся), предметы, которые можно употреблять в пищу, и т. п.

Работа ведется небольшими подгруппами в течение всей недели. Продолжается приобщение детей к настольно-печатным играм. Их внимание обращается на то, что для победы в игре нужны знания. Подчеркивается, что дети многое знают, но не всегда могут вспомнить то, что им может пригодиться.

Педагог создает непринужденную обстановку, заинтересовывает детей, постепенно включает их в диалог, дает возможность высказаться, одобряет их суждения. В беседе обсуждается вопрос о том, что такое математика, зачем она нужна. Математика учит людей считать, складывать и вычитать числа, сравнивать количества и соизмерять предметы, решать задачи, рассуждать, измерять высоту, длину, ширину, количество сыпучих и жидких веществ и т. д.

 Содержание работы с семьей. Воспитатель должен сообщить родителям, что дети получили задание узнать, как мама, папа и другие члены семьи или знакомые используют математику в своей работе; посоветовать побеседовать с детьми на данную тему, подобрать картинки, иллюстрирующие разные профессии, обсудить, как математика помогает каждому представителю этих профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».

Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения  поставленных задач....

презентация Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности

презентация на тему "Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности"...

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников....

Мастер класс «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Мастер класс  «Развитие интереса к математике у детей  дошкольного возраста»...

Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».

Дошкольный возраст -  это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развива...