Мастер класс «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Мастер класс  «Развитие интереса к математике у детей  дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад

 №2 «Светлячок «р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»

Мастер класс  «Развитие интереса к математике у детей  дошкольного возраста»

Воспитатель Сычева Людмила Александровна

2019 г.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение — дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Снежная королева и др.

Создавая игровую ситуацию, надо  привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме.

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем и среднем дошкольном возрасте —  (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются  вопросы  (Что надо сделать, чтобы кружков стало по пять?). Проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?). Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.Важно развивать моторику рук. Для этого используют упражнения, физкультминутки, пальчиковые игры.

Пример практических занятий.

Упражнение 1 — «Игра с пальчиками»

Цель упражнения: вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие координации, соревновательной мотивации, внимания и речи.

Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:

Большаку — дрова рубить,

А тебе — воды носить,

А тебе — печи топить,

А тебе — тесто месить,

А малышке — песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Постепенно это упражнение осваивается ребенком до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия). После этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала — первые два, затем — первые три и т. д.

Второму — воду носить,

Первому — дрова рубить,

Третьему — печи топить,

А тебе — тесто месить.

За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше 1-2 раз за занятие.

Упражнение 2 — «Возьми мячик»

Цель упражнения: формирование умственной операции сравнения, координации и восприятия (дифференциация формы и цвета). Расширение объема внимания и его концентрации. Обучение ребенка учитывать два признака при сравнении (цвет и форма — красный мячик). Формирование умственной операции абстрагирования (красный, но не мячик). Развитие логических структур — понимания структуры «отрицание». Развитие слухового восприятия логических речевых конструкций.

Используется несколько предметов примерно одного размера, но разного цвета и формы: 2-3 мячика из материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, (пластмассовое яйцо, например, из киндер-сюрприза).

По команде взрослого играющий ребенок должен выбрать из них мячик. Предметы можно закрыть ширмой либо поставить ребенка спиной к столу, так, чтобы по команде он поворачивался и выбирал нужный предмет.

Вариант: возьми красный мячик.

Вариант: возьми красный, но не мячик.

Вариант: возьми мячик, но не красный.

Упражнение 3 — РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА "ФИГУРКИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК"

 Цель: Познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения.

Задачи: Развивать у детей  координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.

Упражнение проводится 5- 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"

Техника "Миллефиори"  как способ  развития творческих способностей старших дошкольников....

Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....