Мастер-класс " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
методическая разработка

Сизенко Марина Анатольевна

Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sizenko_master-klass.docx676.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»

г.КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Мастер-класс для педагогов

«Развитие  познавательных интересов

 детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Выполнила: Сизенко М.А.,

воспитатель Iквалификационной категории

2017г.

Цель мастер - класса:Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Задачи:

-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

-Совершенствовать мастерство воспитателей.

Форма проведения мастер- класса

Лекция с элементами презентации + практическая работа.

Участники: педагоги ДОУ.

Оборудование:  компьютер.

Дидактический материал:презентация, раздаточный материал(маркеры, ватманы для практической работы, фишки - кружочки для мишени, ватман с изображением мишени)

Структура мастер - класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Теоретико - демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия

Подведение итогов.

Ход мастер- класса

I. Ведущий 1: Уважаемые коллеги, нередко бывает, что работаяв одном учреждении мы редко встречаемся друг с другом в силу своей занятости. Поэтому мы  предлагаем  поиграть в простую, но очень важную игру «Будем рады встретиться». Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будетвсем нам известный проектный метод.

Ведущий 2: Тема нашего мастер - класса «Развитие познавательных интересов в процессе проектной деятельности».

Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Задачи:

-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

-Совершенствовать мастерство воспитателей.

           Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

          Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.

           Поэтому большую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской и проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность? Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность. ПРОЕКТ – ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!!!!!!! Нотаклиэтонасамомделе? Давайтепосмотримнапроектдругимиглазами. Возможно, наши представления изменятся.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Педагоги разрабатывают интересные проекты на самые разные темы.

Рассмотрев историю возникновения метода проектов в педагогике, обратимся к существующим видам проектов.

По составу

Индивидуальные

Групповые (подгрупповые)

Смешанные (несколько групп)

Семейные

По срокам реализации

Мини-проекты (1 день)

Краткосрочный (неделя-две)

Средне-срочный (1 месяц-1/2 года)

Долгосрочный (6 мес. – 3 года)

(всё, что свыше 3 лет – это программа)

По типу

Издательско-творческие, ролево-игровые,

информационно- практико- ориентированные,

творческие, познавательно-исследовательские

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы) ;

3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По продолжительности они бывают:

Краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности,

Долгосрочные («Творчество Пушкина» - на учебный год).

Метод проектов включает в себя несколько этапов эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект - это шесть  «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Поэтому, мывам предлагаем в своей практике использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт»

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». С детьми можно придумать символы - сбора информации в картинках.

 Приложение 1.

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/36/30790/img3.jpgПосмотреть по телевизоруhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0a7431256e2c2a94e867ada26fecedc3-l&n=13Связаться со специалистом

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d0a169562d9438f57ed637f5fe232fe5&n=33&h=215&w=252Получить информацию у компьютераhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8f1d2c2e7dd4ffacb4aa5357705b7e72&n=33&h=215&w=217 Спросить у другого человека  http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/36/30790/img3.jpg Посмотреть в книгахhttp://www.metod-kopilka.ru/images/doc/36/30790/img3.jpg  Подумать самостоятельно

http://www.teleskoptut.ru/images/69052-2.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8d5029c588e2364a063c01ecf6f02905&n=33&h=215&w=216

Провести экспериментПонаблюдать

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».

Приложение 2.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

 КАК УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ?

  1. Ягоды бывают разного цвета.
  2. Из ягод варят варенье.
  3. Ягоды есть ядовитые и съедобные.

1.Какая ягода самая большая?

2.Что можно приготовить из ягод?

3.Где растут ягоды?

4.Как можно быстро собрать ягоды?

1.Спросить у бабушки или у мамы.

2.Посмотреть в энциклопедии или в интернете.

3. Написать письмо Всезнамусу.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой  сеть, состоящую из образов и слов.В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь - поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой - либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Приложение 3.

C:\Users\Настя\Desktop\111\112121.jpg

III. Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.

IV. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, предлагаем вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы поняли изложенный материал и будете работать этими способами, то прикрепите зелёную фишку. Если вы поняли материал, но затрудняетесь в его использовании, то прикрепите красную фишку.

На сколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном методе решать вам.

Уважаемые коллеги, благодарим всех за участие вмастер - классе. Желаем вам творческого успеха.

Литература.

1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Статья из опыта работы по социализации дошкольников посредством семьи...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....