Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
консультация по математике по теме

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции, в желании уточнить, углубить свои зна­ния, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении твор­чества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_pedagogami.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Познавательная активность детей дошкольного возраста выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Развитию познавательной активности на занятиях в детском саду способствуют:

- эмоциональная вовлечённость взрослого в познавательную деятельность (только в том случае, если ребёнок видит заинтересованность взрослого, он понимает, ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);

- стимуляция любознательности ребёнка (в работе нужно стараться использовать занимательные пособия и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление);

- передача инициативы от взрослого ребёнку (важно не только заинтересовать ребёнка, но и научить его ставить перед собой цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их реализации);

- поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Такие методы, как экспериментирование и постановка опытов, используются на занятиях по ФЭМП, как правило, для ознакомления с различными техническими устройствами и приборами для измерения. Ценность этих методов в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение поставленной задачи, подтвердить или опровергнуть свои выводы.

Для стимуляции познавательной активности на занятиях по ФЭМП следует использовать:

• проблемные ситуации;

• дидактические, сюжетные, логические игры и игры-соревнования;

• практические упражнения с раздаточным материалом;

• опыты и эксперименты;

• художественное слово;

• занимательный материал (задачи-шутки, ребусы, хитрые вопросы, игрушки дидактического характера и др.);

• яркие пособия;

• технические средства обучения (учебные фильмы, аудиозаписи и др.).

Пример организации проблемной ситуации при изучении темы «Счёт парами».

 Условие: в сушильном шкафу лежат варежки.

Проблемная задача: узнать, сколько детей было на прогулке.

Вопросы: можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?

Решение проблемы: сначала дети пересчитывают варежки. Делают вывод: варежек 16, значит, и детей на прогулке было 16.

Педагог уточняет: «Значит, у каждого была только одна варежка».

Дети смеются и выбирают иной способ решения проблемы, объединяя варежки парами. Получилось восемь пар, значит, гуляли восемь детей. Правильный ответ - второй.

Проверка вывода: дети, используя опосредованный счёт, решают разнообразные практические задачи:

- определяют сколько детей в группе, если известно количество их шапок (чашек, ложек, расчёсок, полотенец, рисунков, поделок);

- определяют количество детей в группе, если известно количество пар обуви (носков и т. д.).

Современные требования к организации обучения побуждают воспитателей и педагогов обогащать занятия игровыми и сказочными сюжетами, использовать дидактические игры. Несмотря на важность игры в работе с детьми по математике, она не самоцель, а средство для развития интереса к предмету обучения. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план.

Основной принцип многих игр - соревнование между группами детей. Соревнование усиливает эмоциональный характер игры. При этом дети не только сами стремятся хорошо выполнить задание, но и побуждают к этому своих товарищей, помогают им. Мотив соревнования может быть выражен в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Кто больше наловит рыбы», «Кто больше соберёт грибов в корзину». Однако при организации игр-соревнований нужно учитывать возрастные особенности дошкольников, которые ещё не умеют проигрывать, не обижаясь, и только начинают осваивать способы коллективного решения задачи.

Использование задач-шуток и задач на сообразительность поможет разнообразить и оживить занятия. Хотя в таких задачах есть числовые данные, производить арифметические действия не надо. Однако найти ответ не так уж просто. Ребёнок пытается думать, рассуждать, выдвигая различные варианты решения. Взрослый должен лишь помочь ему нащупать правильный путь рассуждения.

Задачи на сообразительность.

В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристало к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)

Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучк~ если каждый ссыпал в свою, или 1 большая, если песок дети ссыпали вместе.)

Шли 7 братьев, у каждого брата по 1 сестре. Сколько шло человек? (8 человек.)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

Наступил долгожданный январь. (начала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут.)

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 - сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)

Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьёт набойку, каждую набойку прибьёт 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей.)

В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (В вазе 3 тюльпана.)

На занятиях по ФЭМП большое внимание уделяется художественному слову. Педагоги часто используют считалки, загадки и задачи в стихах. Можно подобрать загадки, в которых предмет-отгадка определяется главным образом по количественным признакам. Выделение количественной стороны предмета, а также нахождение предмета по количественным признакам - полезные и интересные логико-математические упражнения.

Есть семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

(Дни недели.)

Двенадцать братьев

По-разному называются

И разными делами занимаются.

(Месяцы года.)

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал.

(Ночь и день.)

Кто, ворочая усами,

Раскомандовался нами?

- Можно есть! Пора гулять!

Умываться - и в кровать!

(Часы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙSummary.The relationship of music and game techniques directed to the development of psychological health of older ...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

«Развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по рисованию (с использованием нетрадиционных техник и материалов)»

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Использование методов и приемов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП

Актуальность данной темы носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: это широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образоват...

Консультация. Классификация как форма развития мыслительной деятельности дошкольников на занятиях по ФЭМП

Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Классифика...