НОД "Сокровища Золотой рыбки"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Ерошенко Наталья Юрьевна

Занятие «Сокровища Золотой рыбки» направлено на реализацию двух образовательных областей «Познание» и «Коммуникация». Цели, поставленные на занятии, соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям «Программы  развития и воспитания детей в детском саду – Детство», направленны на реализацию разделов программы: «Первые шаги в математику» и «Ребенок входит в мир социальных отношений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Для дошкольного детства наиболее типична ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других форм активности. В ходе общения со сверстниками дошкольники стремятся установить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативных потребностей. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовывать свои действия, достичь единой цели, т.е. переходят от соучастия к сотрудничеству.

Все выше сказанное говорит о возможности и необходимости создания условий для развития сотрудничество между детьми. Ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему найти пути достижения важной для него цели, учитывая интересы других детей.

Наблюдения за детьми нашей группы показывают, что у них нередко отсутствует интерес к мнению сверстника, его точке зрения на сложившуюся ситуацию, что не способствует установлению партнерских отношений. Внимание детей в общении направлено не на сверстника, а на себя. У детей возникают конфликтные ситуации даже при незначительных разногласиях, они нетерпимы к точке зрения другого, к его недостаткам. Так, прекрасно понимая, что помогать и делиться хорошо, в реальной ситуации ребенок может действовать исключительно «в свою пользу». В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми.

Поэтому начиная работать с детьми этой группы, я старалась чаще использовать игры, направленные на развитие чувства общности и способности «увидеть» другого, такие как игры из психологической методики «Школа добрых волшебников» Виктории Холмогоровой.

 В представленном занятии дети выполняют предложенные задания всей командой, и каждый ее член должен внести свою лепту в общий результат. Игры, используемые между заданиями, призваны помочь детям почувствовать себя командой, ценить каждого человека в своей команде.

Особенно эффективны они при решении детьми практических задач, достижения единой цели.

В занятии для заданий решение, которых приведет детей к поставленной цели, я использовала логические игры, так как психологами установлено, что владение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал уровень форсированности операции классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка. Дж.Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности.

 Развитие познавательных способностей ребенка - одна из основных целей программы «Детство». Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов.

С.Н. Шабалина, В.К.Котырло, Л.А. Венгер, Т.Н. Игнатова и др. в своих работах указывают на то, что освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. В свою очередь свойства и отношения являются первоначальными математическими закономерностями.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических задач с числами, кодированию, схематизации. Все это помогает детям применять в играх полученные знания о свойствах и отношениях предметов.

Таким образом, в представленном занятии я использовала интеграцию двух образовательных областей: «Познание» и «Коммуникация». Это позволило мне создать условия для проявления каждым ребенком своих индивидуальных способностей и возможность на практике показать детям эффективность организации деятельности в команде.

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема: Сокровища Золотой рыбки.

Цель: создание педагогических условий для освоения детьми дошкольного возраста способов конструктивного взаимодействия в группе.

Задачи:

  1. Развитие умения согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде.
  2. Развитие умения детей ориентироваться в пространстве.
  3. Развитие творчества и логического мышления детей.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  1. «сундучок загадок»;
  2. закодированная карта группы;
  3. ключи для расшифровки кодов;
  4. фигуры для построения плана;
  5. ига «Заполни пустые клеточки»;
  6. игра «Помоги пирату найти нужное письмо»;
  7. игра «Найди камень с подсказкой»

Словарная работа: активизировать речь детей при обсуждении алгоритма решения поставленной  задачи.

Индивидуальная работа: помощь команды детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Поиски сокровищ». Изучение и игры с планами группы, участка, микрорайона. Игры «Разгадай код», «Поиск затонувшего клада» (с блоками Дьенеша), «Куда не ходят поезда» - для развития умения ориентироваться с помощью условно-схематических изображений, «Какой из шести» - развитие логического мышления, использование психологической методики «Школа добрых волшебников» Виктории Холмогоровой.

Методы и приемы:

  1. Сюрпризный момент «Сундучок загадок» - сундучок, в котором периодически появляются какие-то загадочные предметы.
  2. Распределение команд по цвету кода.
  3. Творческое задание – придумать девиз и эмблему команды.
  4. Использование наглядности.
  5. Игры для развития логического мышления.
  6. Групповое обсуждение алгоритма выполнения задания и непосредственное его выполнение представителями команд.
  7. Использование игр из психологической методики «Школа добрых волшебников» Виктории Холмогоровой.
  8. Анализ занятия детьми с помощью игры «Хорошо, плохо».

Ход занятия

- Сегодня в нашем «сундуке загадок» появился необычный предмет. Посмотрите, как вы думаете, что это? (письмо, карта, рисунок)

 (Приложение №1)

- Давайте рассмотрим, что здесь изображено. (Цифры, коды) Я тоже думаю, что это какие-то коды. Как вы думаете, мы сможем их раскодировать? (Да! Потому, что есть ключи к этим кодам) (Приложение №2)

Каждому из детей раздается код и по нему он должен подобрать нужную фигуру или слово (Приложение № 3,4) и поставить ее на место кода на карте. Расставив все по местам, дети узнают, что перед ними карта сокровищ Золотой рыбки и эта карта является планом групповой комнаты.

- Получается, что сокровища спрятаны в нашей группе. А раз наша группа называется «Золотая рыбка», значит это наши сокровища. Вы знаете, где они? (нет) А хотите их найти? (Да) но посмотрите, карта разделена на две части, значит, искать сокровища у нас будут две команды. Прошу вас разойтись к столам того цвета какого цвета та часть карты на котором был код разгаданный вами. Поход за сокровищами дело сложное, даже если они спрятаны в нашей группе. И под силу он только самым дружным командам. Сегодня мы посмотрим, какая же из команд первой доберется до сокровищ, но прежде командам нужно дать название придумать девиз и эмблему.

Дети придумывают названия команд, схематически рисуют эмблему команды, представляют свои команды.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Теперь мы знаем, какие команды у нас получились. Не забудьте, что только самая дружная и сплоченная команда сможет первой найти сокровище. Найти сокровище вам помогут три подсказки, но что бы их получить, необходимо выполнить три задания. Каждой команде будет дано время на обсуждение задания, но выполнять его будут только два человека из команды. При этом разные задания будут выполнять разные пары. Вы готовы отправиться на поиск сокровищ? (да) Но и задания вам будет получить не просто, для этого нужно будет преодолеть три препятствия: пройти через шторм, развязать морской узел, пройти по морскому дну превратившись в осьминога. Те дети, которые не смогут точно выполнить задание, выбывают из игры.

- Для того чтобы получить первое задание вам необходимо опуститься в море и пройти через шторм.

Игра «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Над вами — вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой, а не то превратитесь в кораблик, и тогда вам несдобровать». Дети двигаются вокруг мольберта с заданиями. Во время игры приглашенные родители выставляют задание на мольберт.

Когда дети подходят к столам перед ними на мольберте появляется задание                           и три варианта ответа на него под каждым ответом находится одна из цифр кода.

- Первое задание: вам нужно отгадать, под каким камнем находится первая подсказка. Определить свойства камня вы сможете, решив примеры, расположенные на дорожках и определив все свойства камня (Приложение №5).

- Для получения второго задания вам надо распутать морской узел.

Игра «Путанка»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит детей перешагнуть через сцепленные руки соседей и т.д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

- Второе задание: расставить фигуры в пустых клеточках так, чтобы они не повторялись ни в рядах, ни в столбиках. Подсказку вы найдете на карточке расположенной в нижней левой клеточке (Приложение № 6).

- Для получения третьего задания вам необходимо всей командой превратиться в осьминога и пройти по морскому дну не потеряв не одного человека.

Игра «Осминожка»

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить осминожке, ведь у нее так много ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в осминожку. Встаньте в круг и положите руки на плечи соседа. Готовы? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала — медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее. Воспитатель помогает детям построиться, направляет движение осминожки.

- Третье задание: третья подсказка находится у пирата, и вы её найдете, если поможете ему найти письмо, на котором указана дорога к  7 сундуку (Приложение № 7).

- Вот вы и получили все подсказки. Из них вы можете составить код, который подскажет вам, где на карте находится предмет, в котором спрятаны  сокровища.

Дети победившей команды находят сокровища по плану группы.

- Для второй команды рыбка тоже припасла сокровище, оно находится рядом с найденным сокровищем.

Воспитатель указывает место расположения утешительного приза на карте. Дети находят утешительные призы.

- Но самое дорогое сокровище, которое вы сегодня нашли -  это умение работать в команде, быть дружными, сплоченными и внимательными друг к другу. Понравилось ли вам работать в команде? Что в этом хорошего и что плохого?

Игра «Хорошо, плохо»

Дети называют, что им понравилось в занятии и что не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».

Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....

Рыбки в "Золотой рыбке"

Летнее развлечение для воспитанников младших групп...

|Конспект НОД На тему "Золотая рыбка" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"

Конспект интегрированной НОД на тему «Золотая рыбка»по сказке А,С,Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (аппликация)....

Игра "Где золотая рыбка?" (по теме "Аквариумные рыбки")

Чем полезна игра? •Учит ребёнка понимать и использовать в высказываниях предлоги.•Помогает обратить внимание детей на существование «слов-помощников» (понятие «предлог» дошкольникам не даётся), т...

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ О РЫБКЕ(мл.группа)

Цели: дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками); развивать интерес к живой приро...

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)Программное содержание: учить при помощи изобразительных материалов ...