Главные вкладки

    Из опыта работы "Занимательные математические игры в воспитании и обучении детей"
    консультация по математике по теме

    Бутенко Ирина Николаевна

    Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnye_matematicheskie_igry.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

            Занимательные математические игры в воспитании и обучении детей.

                 Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные способности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные или, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя формировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет,  даже если это с легкостью делают его сверстники.

                   Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

                  И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если ребёнок стремится быстро менять задания, отделываясь первыми попавшими ответами, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нём новые детали, насыщать знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровые задания, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

               Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребёнка большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

               В ходе решения задач на смекалку, головоломок и т.д. дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мысленную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

                Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками (можно использовать спички без серы):

                  1) Составь два равных треугольника, два равных квадрата из семи палочек; четыре равных треугольника из девяти палочек и т.д.,

                  2) из пяти палочек составь квадрат и два равных треугольника; из девяти палочек составь два квадрата и четыре равных треугольника (из семи палочек составляют два квадрата и делят на треугольники двумя палочками).

                  Для того, чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом присоединения одной фигуры к другой. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться.  Исходя из этого, взрослый, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, стремится к тому, чтобы практически пробы детей стали целенаправленными, т.е. ребёнок должен предварительно обдумать ход решения, а затем действовать.

                 С целью развития мышления детей необходимо использовать различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры и другие, например: 1) Чем отличается одна картинка от другой? 2)Какая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? 3) Какое число надо поставить в пустую клетку? 4) Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырёхугольник. 5) Найди 2 одинаковых предмета (посмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам). 6) Продолжи ряд изображений. 7) Лабиринты (на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д.).

                    Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур занимают особое место среди математических развлечений. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

                  «Танграм» - одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые выражения, выделять в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.

                 Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. Назначение их состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения за замаскированными внешними несущественными данными. Они могут быть использованы взрослыми в процессе разговора, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т.е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

                           

      Загадки:

    *Четыре братца под одной крышей живут.                (стол)

    *Пять братцев в одном домике живут.                        (варежка)

    *Стоит Антошка на одной ножке

    Где солнце станет, туда он и глянет.                             (подсолнух)  

    *Два конца, два кольца, а посредине гвоздик.          (ножницы)  

    *В году у дедушки 4 семени. Кто это?           (весна, лето, осень, зима)

                             Задачи-шутки:

    1) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?             (двое)  

    2) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?

    3) Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 5 км.)

    4) У какой фигуры нет ни начала ,ни конца?

    5) Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, ночь разделяет дни)

    6) Как разделить 5 яблок между 5 девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

    7) На столе лежали 4 груши, одну из них разрезали пополам.  Сколько груш на столе? (4)

                    Игровые упражнения «Дорисуй, «Дострой» развивают у детей воображение, пространственные представления, закрепляют знания о геометрических фигурах, их свойствах.

                   Каждая игра – это общение ребёнка с взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

    Обобщение опыта работы по теме «Роль игры в воспитании и обучении»

    Задачи:Обогащать содержание игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей.Способствовать построению игры, введение новой роли, действия, события.Восп...

    Дидактическая игра в воспитании и обучении детей

    Дидактическая игра помогает детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и вне их. Каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие задачи. В то же время все игры выстроены так, ...

    Роль сюжетно-ролевой игры для воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра - главная практическая дисциплина в развитии детей дошкольного возраста, которую очень трудно переоценить. По мере того, как малыш будет взрослеть, будет развиваться и сюжетно-рол...

    Использование малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических способностей.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышен...

    "Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»

    Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласнотребованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»...