Выступление на пед. совете "Роль игры в воспитании и обучение детей"
методическая разработка по теме

Хромова Вера Александровна

Роль игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_vospitanii_i_obuchenii_detey.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34 комбинированного вида

Выступление на педагогическом

совете на тему:

«РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ»

Воспитатель:

Хромова В. А.

-2009-

р. п. Большие Вязёмы

Роль игры в воспитании и обучении детей

Игра и её роль в жизни детей.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Современная школа это школа учёбы. Она заглушает общественные инстинкты детей, а не развивает их, не обращая внимания на игры детей, на их коллективную работу, на участии их в труде и жизни взрослых.

Игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного её преобразования; важная для психического и физического развития самостоятельная деятельность детей, одно из средств их всестороннего воспитания и развития. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В развитии и воспитании ребёнка игра исполняет  роль доброй, умной наставницы. Игра путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. В играх переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной к внутреннему побуждению, сознательной работе к своей воле, характером, к выработке положительных привычек, к приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот период обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни на какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре. Интересной игре они отдаются целиком. Для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех, им нравится сам процесс игры, каким бы он трудным не был. Но в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности.

В ролевой игре основным предметом действий ребёнка являются социальные отношения между детьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления. Дети хотят участвовать в жизни взрослых, быть похожими на них, что является одним из сильных победителей игры. А подражание взрослым, в свою очередь, связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, а комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра в обучении.

Игра закрепляет у детей полезные привычки и умения. Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. В игре ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельно. Уже поэтому он предъявляет  к себе высокие требования.

Игра – способ познания окружающего. Играя, дети изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Изучают растения, животных. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, ищет выход из положения. Как сказал А.В.Луначарский: «Неправда, будто игра несерьёзна. Для ребёнка серьёзна всякая игра, ибо, играя, он живёт. Он только тогда и живёт, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет». В жизни встречаем много взрослых людей, давно окончив школу, у которых любовь к играм преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту можно отнести и тех, которые позируют, важничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки,- это значит что, они плохо воспитаны, и это плохое воспитание происходило в неправильно организованной игре. Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра.

Игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У него есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. Игра – понятие многократное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Существуют игры целенаправленного тренировочного, развивающего характера, игры, воздействующие непосредственно на психологические качества личности ребёнка. Игра способствует развитию организационных навыков. Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретно воспитательной направленностью. Игры отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психологических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания. Итак, мы рассматриваем игры как способ подготовки детей к жизни, как педагогическое средство их развития и воспитания. В игре наглядно видно, что у детей в избытке и чего им не достаёт над, чем следует, потрудится.

    Игра имеет свои плюсы и минусы, она требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб, например, учёбе. Безусловно, работа с ребятами требует разумного чередования игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр. Можно выделить следующие группы игр:

  1. Игры на внимание
  2. Игры приучающие ценить время
  3. Игры, раскрывающие личностные возможности ребёнка
  4. Игры, развивающие глазомер
  5. Игры, требующие наблюдательности
  6. Игры на быстроту реакции и координацию движения
  7. Игры, требующие творческих способностей
  8. Игры, воздействующие на эмоции и чувства детей

Мы знаем, что дети растут не только на учёбе, но и учатся узнавать жизнь. Свободная игра, увлекательная, интересная, направленная в должное русло, учит ребят коллективно действовать, учит владеть собой, внутренне дисциплинирует, организует эмоциональную жизнь ребёнка и подростка. Игра, как и искусство, играет исключительную роль в деле воспитания трудновоспитуемых детей.

Игра – средство воспитания.

Творческие ролевые игры и игры-драматизации служат средством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания детей, способствуют их всестороннему развитию. В дошкольном возрасте нравственное воспитание через игры – это, прежде всего воспитание нравственных чувств, целеустремлённости, качеств коллективизма. Формирование последних является одной из основных задач нравственного воспитания. В программу дошкольного воспитания включены требования, обеспечивающие развитие взаимоотношений детей на основе взаимопонимания, взаимопомощи. Качества коллективизма взаимоотношений формируются у детей не сразу, не сами по себе. Исследования убеждают в том, что формирование этих взаимоотношений зависит от того, насколько у каждого ребёнка развито умение ставить цель игры и доводить её до конца. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в тоже время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в семье. Коллективные отношения предполагают также индивидуальное развитие каждого ребёнка. Реальной задачей, которую можно выполнить через содержательные игры, является воспитание положительного отношения к труду людей, интереса к разным профессиям, когда процесс труда и взаимоотношение людей в труде становятся объектом наблюдения детей.

Игры могут и должны служить средством интернационального воспитания (формирование моральных чувств, представлений, отношений). Этот процесс включает воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей, симпатии, а также интересам к народам России и других стран.

Посредством игры в детском саду осуществляется также военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотические игры могут служить средством углубления симпатии к солдатам и вызывать желание быть похожим на них. Эти чувства успешно формируются в подвижных играх с правилами, где есть чёткие задания. Необходимо заметить, что нравственное воспитание в военно-патриотических играх теснейшим образом связано с физическим воспитанием. В подвижных играх у детей вырабатывается выносливость, координация движений, закаляется детский организм.

Игра также является средством умственного развития ребёнка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений. Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению их кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Умственное воспитание в играх имеет свою специфику. Здесь нет прямого обучения. Обучение так таковое ведётся на занятиях. Однако и в игре есть условия для преломления, усваивания, получения новых знаний. Игры – путешественники, например, способствуют также уточнению и систематизации некоторых исторических и географических представлений о нашей стране.

Художественное развитие детей в творческих играх, а также в играх драматизациях может быть разнообразным при такой обстановке обучения, которая способствует развитию самостоятельности, творчества в играх. При этом ярко проявляются и развиваются, способности к музыке, декламированию, танцам. Игры в «театр», «кино», «цирк», в которых дети исполняют роли директоров, конферансье, артистов, при планомерном руководстве воспитателя способствует развитию художественных интересов, художественного вкуса, коллективизма. Большие возможности для эстетического воспитания представляют бытовые игры. Эти игры могут способствовать пробуждению у детей стремления вносить искусство в быт. В бытовых играх начинают проявляться, иногда едва заметно, художественные способности детей. В творческих играх создаются благоприятные условия и для выявления музыкального слуха ребёнка. В игре имеются также естественные возможности воспитания у детей бережного отношения к игрушкам, куклам. А.С. Макаренко, связывая воспитание у детей бережливости с формированием главных нравственных черт характера, утверждал, что беречь игрушку необходимо, прежде всего, для хорошей игры с ней, игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ней играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями.

Игра и игрушка.

Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально создан для детских игр. Но это не уменьшенная копия предмета, а условное его изображение, предельно обобщённый художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски все это влечёт ребёнка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка – источник радости ребёнка. По определению А.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребёнок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Классификация игрушек.

Согласно классификации, разработанной Е.А. Флериной, выделяются игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.

Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движение кисти рук, пальцев), воспитания культуры движения.

Сюжетные, или образные, игрушки способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками.

Дидактические игрушки – сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.

Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. Технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движении, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.

Значение строительных материалов определяется, прежде всего, характером самого материала. Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов – один из видов непосредственно связанного  с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания. Игры со строительными материалами, в процессе которых ребёнок создаёт что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении.

Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребёнку радость, вызывают весёлый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.

Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.

Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу.

Тема игры.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В игре раскрываются особенности каждого ребёнка, его интересы, хорошие и плохие черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребёнку. Основной путь воспитания в игре - влияния на её содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на  реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет отображаться: семья, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личностные качества. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

В каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет её содержание, её педагогическое значение. Сильное влияние на игру сказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живёт страна.

Классификация игр.

А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь». Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А.П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движения детей, дидактические – формированию умственной деятельности, игры сюжетно – ролевые, отображающие труд и быт людей, - воспитанию моральных качеств.

Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей и преподавателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно – психическому развитию ребёнка.

В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развитие творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижение цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда. Активное участие в разных играх помогает ребёнку преодолеть радость, поверить в свои силы.

Функции игры.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  1. Обучающая функция – развитие общеучебных  умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации разной модальности; развитие навыков владение родным и иностранным языком.
  2. Развлекательная функция – соединение благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  3. Коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
  5. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших  объёмов информации.
  6. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей
  7. Воспитательная функция – психотренинг и психокорекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Заключение.

В заключении хотелось бы подвести итоги. Итак, идейное содержание игры, постоянное развитие радостной перспективы её организации создают основания для направления активности каждого ребёнка, обеспечения у него чувства полноправности, а также налаживания взаимоотношений. Игры, заключающие в себе естественные ситуации для упражнения в полезных и добрых делах и чувствах, содействуют пробуждению хороших поступков, формированию устойчивых интересов. Только на основе преднамеренного развития содержательных игр и воспитания на их основе общественных качеств создаётся база для последующей самоорганизации детей на основе общности интересов.

Воспитание чувств теснейшим образом зависит от направления внимания к нравственным явлениям действительности, к современнику и современности. Доступные для детей знания о существенных сторонах ряда профессий повышают их интерес, пробуждает интеллектуальные чувства, усиливают целеустремлённость действий. Постепенное расширение интереса к установлению причинности некоторых явлений способствуют выявлению таких сторон нравственного поведения, как терпеливость и настойчивость, направляет активность детей. Игра – занятие определённого образовательного и воспитательного содержания, которая, включая обучающие, нравственные элементы, активизирует детей, вовлекая их в совместное игровое действие, вовлекая их в совместное игровое действие, служит опосредованным примером для самостоятельно слаженных игр, где формируются начальные общественные качества: договориться, попросить, уступить.

Исследования показало, что приучение каждого ребёнка играть целеустремлению, сосредоточенно – одно из определяющих звеньев в воспитании общественных качеств. А также то, что игра во взаимодействии с обучением выступает как средство всестороннего развития детей.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Занимательные математические игры в воспитании и обучении детей"

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение....

Дидактическая игра в воспитании и обучении детей

Дидактическая игра помогает детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и вне их. Каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие задачи. В то же время все игры выстроены так, ...

Роль сюжетно-ролевой игры для воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - главная практическая дисциплина в развитии детей дошкольного возраста, которую очень трудно переоценить. По мере того, как малыш будет взрослеть, будет развиваться и сюжетно-рол...

Выступление на педагогическом совете «Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии».

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дет...

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...