Главные вкладки

    Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста
    материал (младшая группа) по теме

    Волкова Ольга Васильевна

     

    Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra.docx24.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – Центр развития ребёнка- детский сад №6 *Колокольчик*

                                             Контрольная работа

                                                                             

     Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

             

                                           

                                                                                               Подготовила:

                                                                                   Волкова Ольга Васильевна

                                 

                                              г.Луховицы 2014 г.

    Содержание

    Введение                                                                                                                  2

    1 Игровая деятельность                                                                                       3                                                                                      

    1. Значение игры в развитие ребёнка
    2. Организация предметной среды для игр

    2 Общение воспитателя с детьми через игру                                                   4                                                                   

    1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

    1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

    1.3 Обогащение игровых сюжетов

    1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

    3 Классификация игр                                                                                           6

    1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

    1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

    1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

    Заключение                                                                                                             9

    Список используемой литературы                                                                   10

    Введение

     Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

    Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

    Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей раннего возраста.

    Задачи:

    -уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;

    -формировать у детей социальные навыки.

    Структура контрольной работы:

    Введение 3 параграфа

    Заключение

    Список используемой литературы

                                                     

                                                       

                                                       2

    1  Игровая деятельность

    1.1 Значение игры в развитие ребёнка

    Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и обучения детей.  Детей нужно приобщать  к игре. От того какое содержание взрослый вложит  в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи  обществом своей культуры подрастающему поколению.

    В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи,  тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

    Развитие ребёнка в игре происходит, прежде  всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Например: в играх - потешках, в песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

    В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

    Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

    Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:

                                                          3

    -элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

    -игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;

    -в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.

    1.2Организация предметной среды для игр

    Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек.  В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.

    2 Общение воспитателя с детьми через игру

    1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

    Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие  детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров.  Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить  с ним эмоционально-положительный контакт.

    Важно помнить, игра- не формальное значение,  она должна доставлять ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры  между дитём и взрослы,  должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.

    Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша, поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка ил её разнообразии,  используйте косвенные методы

                                                             4

    воздействия на малыша.

    Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.

    Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.

    1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

    Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки,  ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.

    1.3 Обогащение игровых сюжетов

    Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает  в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.

    1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

    Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).

    Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

     

                                                            5

    3 Классификация игр

    1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

     Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

    Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.  

    Игра - создавая  зону  ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация.

     Ознакомительная игра

     По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание - действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность малыша меняет  своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

     Отобразительная игра 

    Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

    Сюжетно – отобразительная игра

    Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

    Так постепенно заражаются  предпосылки сюжетно-ролевой игры.

     Сюжетно-ролевая игра

                                                        6

     Д.Б.Эльконин называл  сюжетно ролевой игрой деятельность творческого характера, где дети берут на себя роли  и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.

     Игра – драматизация

    В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.                                                            

    1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

    В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.

     Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.  В этом возрасте дидактические игры учат детей:

    - развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам,  группировать их;

    -составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.

      -совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;

    - развивается наблюдательность и внимание.

    Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

    Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности

      - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

       - развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

     - развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);

       - развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;

                                                              7

      - развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

    Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.    

     Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.  Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например:  на занятии используем  красный и синий шарики. Сначала  берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим  о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

    Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение - «Машина», «Машина едет». Ответная  реакция- дети называли игрушку,  движение  не назвал ни кто.  Лишь когда они повозили её по столу  и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и  поэтому образовалась прочная связь.

    1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

    Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению  коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие. Например,  увидев ворону, скажем: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке  каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

                                                             8

    Можно использовать  разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.                                                      

     Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например:  обыгрывая  сказку "Репка"- дети тянут её,  обыгрывая сказку "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.

    Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок,   малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

    Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической  деятельности.

    Заключение

    Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить.

    Игра - определяет дальнейшее  психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности. Детские игры имеют различные темы, роли.

    Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.  

    В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.  Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.

                                                             9    

                   Список используемой литературы

    1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.

    2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.

    3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.

    4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.

    5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.                                                                                                              

                                                           

                                                             10                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

    В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

    «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

    Тема «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное времяпровождения, но способ моделирования...

    Подвижная игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В помощь воспитателям. Как провести родительское собрание весело, интересно и с пользой для всех....

    Народные игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    С развитием человеческого общества игра занимает всё больше места в жизни человека.Народная игра - инструмент приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям. Через народную игру у ребёнка восп...

    Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...

    Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"

    Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"...