Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

Волкова Ольга Васильевна

 

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – Центр развития ребёнка- детский сад №6 *Колокольчик*

                                         Контрольная работа

                                                                         

 Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

         

                                       

                                                                                           Подготовила:

                                                                               Волкова Ольга Васильевна

                             

                                          г.Луховицы 2014 г.

Содержание

Введение                                                                                                                  2

1 Игровая деятельность                                                                                       3                                                                                      

  1. Значение игры в развитие ребёнка
  2. Организация предметной среды для игр

2 Общение воспитателя с детьми через игру                                                   4                                                                   

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

1.3 Обогащение игровых сюжетов

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

3 Классификация игр                                                                                           6

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Заключение                                                                                                             9

Список используемой литературы                                                                   10

Введение

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей раннего возраста.

Задачи:

-уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;

-формировать у детей социальные навыки.

Структура контрольной работы:

Введение 3 параграфа

Заключение

Список используемой литературы

                                                 

                                                   

                                                   2

1  Игровая деятельность

1.1 Значение игры в развитие ребёнка

Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и обучения детей.  Детей нужно приобщать  к игре. От того какое содержание взрослый вложит  в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи  обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи,  тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде  всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Например: в играх - потешках, в песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:

                                                      3

-элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

-игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;

-в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.

1.2Организация предметной среды для игр

Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек.  В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.

2 Общение воспитателя с детьми через игру

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие  детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров.  Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить  с ним эмоционально-положительный контакт.

Важно помнить, игра- не формальное значение,  она должна доставлять ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры  между дитём и взрослы,  должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.

Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша, поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка ил её разнообразии,  используйте косвенные методы

                                                         4

воздействия на малыша.

Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.

Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки,  ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.

1.3 Обогащение игровых сюжетов

Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает  в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).

Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

 

                                                        5

3 Классификация игр

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

 Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.  

Игра - создавая  зону  ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация.

 Ознакомительная игра

 По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание - действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность малыша меняет  своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

 Отобразительная игра 

Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

Сюжетно – отобразительная игра

Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются  предпосылки сюжетно-ролевой игры.

 Сюжетно-ролевая игра

                                                    6

 Д.Б.Эльконин называл  сюжетно ролевой игрой деятельность творческого характера, где дети берут на себя роли  и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.

 Игра – драматизация

В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.                                                            

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.

 Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.  В этом возрасте дидактические игры учат детей:

- развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам,  группировать их;

-составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.

  -совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;

- развивается наблюдательность и внимание.

Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности

  - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

   - развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

 - развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);

   - развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;

                                                          7

  - развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.    

 Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.  Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например:  на занятии используем  красный и синий шарики. Сначала  берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим  о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение - «Машина», «Машина едет». Ответная  реакция- дети называли игрушку,  движение  не назвал ни кто.  Лишь когда они повозили её по столу  и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и  поэтому образовалась прочная связь.

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению  коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие. Например,  увидев ворону, скажем: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке  каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

                                                         8

Можно использовать  разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.                                                      

 Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например:  обыгрывая  сказку "Репка"- дети тянут её,  обыгрывая сказку "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.

Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок,   малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической  деятельности.

Заключение

Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить.

Игра - определяет дальнейшее  психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности. Детские игры имеют различные темы, роли.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.  

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.  Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.

                                                         9    

               Список используемой литературы

1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.

2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.

3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.

4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.

5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.                                                                                                              

                                                       

                                                         10