Конспект комплексно-тематической работы по формированию элементарных математических представлений в 1-ой младшей группе.
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Бородина Екатерина Александровна

 

ОО «Познание»

Тема дня «Игры и игрушки»

 

 

Конспект комплексно-тематической работы по формированию элементарных математических представлений с интеграцией образовательных областей

 

Возрастная группа: 1-ая младшая

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности

Интеграция ОО

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Оборудование

Содержание

Примечание

Утро

Познание

Социализация

Коммуникация

Образовательная задача.

Привлекать внимание детей к однородным предметам контрастных размеров и обозначению их в речи (большая матрешка – маленькая матрешка).  

                                                                                                    Развивающая задача.

Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей; развивать наглядно – действенное мышление; развивать восприятие (сенсорное); развивать умение сравнивать,  соотносить однородные предметы по одному из сенсорных признаков (величина).  

Воспитательная задача.      

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; развивать умение играть рядом, не мешая друг другу; внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Развивающая задача.

Помогать детям, отвечать на простейшие и более сложные вопросы; обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек (матрешка), прилагательными, обозначающими величину предметов (большой, маленький).

Двухместные матрешки по количеству детей (для каждого ребенка).

Провожу с детьми д/игру «Матрешки»

Использую  приемы: вопросы к детям, словесные ответы детей, контроль и оценка.

Во время игры я слежу за поведением детей. Напоминаю им, что нельзя мешать друг другу, ссориться, отбирать друг у друга игрушки. Напоминаю о том, что слушать меня, мои вопросы нужно внимательно, не перебивать меня.

Раздаю детям двухместные матрешки.

Предлагаю поиграть с ними – разобрать, а потом снова собрать.

Затем обращаю внимание детей на размер одной и второй матрешки.

Я говорю: «Посмотрите, ребята на наших матрешек». Беру в руки большую матрешку и спрашиваю: «Эта матрешка, какая? Большая или маленькая?». Предполагаю ответ детей -  «Большая». «Правильно! Большая!» - говорю я.

Затем беру в руки маленькую матрешку и спрашиваю: « А эта матрешка, какая? Большая или маленькая?». Предполагаю ответ детей – «Маленькая». «Правильно! Маленькая!» - говорю я.

Я говорю: «Давайте поставим рядом наших матрешек. Посмотрите – эта больная матрешка (указываю на большую матрешку), а эта – маленькая (указываю на маленькую матрешку)».

Затем предлагаю каждому ребенку повторить: «Эта большая матрешка, а эта меленькая матрешка».

В конце игры хвалю детей.

Говорю: «Наши матрешки устали. Давайте соберем их и отнесем в домик».

Собираем и относим матрешек на место.

Дети сидят на стульях вокруг стола. Я сижу с одной стороны стола, таким образом, чтобы все дети видели, что я делаю.

НОД

Социализация

Воспитательная задача.

Воспитывать чувства детей: доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь; воспитывать культурное поведение: умение здороваться (по напоминанию взрослого), говорить здравствуй.

Игрушка мишка, корзина.

Вводная часть.

Организационный момент. Создание мотивации для детей.

Раздается стук в дверь.

Я говорю: «Ой, ребята, вы слышите, к нам кто- то стучит в дверь? Кто же это к нам пришел? Давайте посмотрим!».

Я открываю дверь, там стоит Мишутка с корзиной.

Я беру его в руки и говорю: «Это Мишутка к нам пришел в гости».

Мишутка здоровается с детьми.

Я говорю: «Ребята, поздоровайтесь с Мишуткой. Здравствуй, Мишутка!».

Дети здороваются: «Здравствуй, Мишутка!»

Мишутка плачет.

Я спрашиваю у него: «Мишутка, ты чего плачешь?».

Мишутка рассказывает свою историю: «Я шел в гости к ребятам и нес много разноцветных мячей в корзинке. Потом я уронил корзинку, мячи рассыпались и укатились. Я не могу их найти».

Я предлагаю детям: «Ребята, давайте поможем Мишутке найти его мячи, чтобы он не плакал больше!»

Дети соглашаются.

Я говорю: «Не плачь, Мишутка, сейчас мы найдем все твои мячи».

Дети подходят к двери и смотрят, кто пришел.

Дети стоят вокруг меня, в руках я держу игрушку мишку на уровне глаз детей.

Познание

Коммуникация

Социализация

Образовательная задача.

Закрепить понятие «большой – маленький»; закрепить знание основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый); упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название: сходство – форма (шар), различия – величина и цвет (большой красный мяч – маленький синий мяч и т.д.); закрепить умение определять форму предметов (шар).

Развивающая задача.

Развивать наглядно – действенное мышление; развивать восприятие (сенсорное).

Развивающая задача.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию и цвету; помогать детям, отвечать на простейшие и более сложные вопросы; обогащать словарь детей: существительными (мишутка, корзина, форма, размер, цвет, задание, шар, сходство, различие);

прилагательными (большой, маленький, красный, зеленый, синий, желтый, одинаковые, нужный); глаголами (лежат, потерял, поможем, собрать, радуется, нашлись, просит, помочь, не перепутай, справился, положить, посмотрите, различаются, повторить); способствовать развитию речи как средства общения; давать детям поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Воспитательная задача.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; развивать умение играть рядом, не мешая друг другу; внимательно слушать воспитателя, не перебивать его.

Игрушка мишка; корзина; мячи разного размера и цвета (красный большой и маленький, зеленый большой и маленький, синий большой и маленький, желтый большой и маленький);  стол.

Основная часть.

Провожу с детьми д/игру «Принеси мяч»

Использую  приемы: инструкция, вопросы к детям, словесные ответы детей, контроль и оценка.

Во время игры я слежу за поведением детей. Напоминаю им, что нельзя мешать друг другу, ссориться, отбирать друг у друга игрушки. Напоминаю о том, что слушать меня, мои вопросы нужно внимательно, не перебивать меня.

Я: «Посмотрите, ребята так вон же они лежат мячи, которые потерял мишка (показываю, на то место, где лежат мячи).

Давайте поможем Мишутке собрать все мячи!»

Мишутка радуется, что его мячи нашлись, и просит детей помочь ему собрать их.

Я обращаюсь к ребенку: «Даша, принеси, пожалуйста, Мишутке большой красный мяч! Только будь внимательна, ничего не перепутай!»

Ребенок идет к мячам, ищет большой красный мяч и приносит его Мишутке.

Я: «Молодец Даша! Ты справилась с заданием, принесла нужный мяч! Ребята, давайте все вместе скажем, какой мяч принесла Даша».

Дети (хором): «Большой красный мяч».

Мишутка очень рад и просит Дашу положить мяч на стол.

Если ребенок не знает, какой мяч ему нужно принести или принес не тот мяч, я прошу других детей помочь ему.

Затем я прошу другого ребенка принести маленький синий мяч, третьего ребенка прошу принести большой зеленый мяч и т.д.

Все мячи дети складывают на стол.

После того, как дети принесли все мячи, я предлагаю внимательно посмотреть на них и найти сходство и различия.

Я: «Ребята, посмотрите внимательно, а чем похожи все мячи?»

Слушаю все ответы детей, а затем говорю: «У мячей одинаковая форма. А какой формы мячи?» (Шар).

Я: «Ребята, посмотрите внимательно, а чем различаются эти мячи?»

Слушаю все ответы детей, а затем говорю: «Мячи различаются по размеру: одни – большие, другие – маленькие. Мячи различаются по цвету: они красные, зеленые, синие, желтые».

Затем показываю детям мяч и говорю: «Это – большой красный мяч, а это – маленький желтый мяч и т.д.». Прошу детей повторять за мной.

Затем Мишутка берет в руки мяч, а я спрашиваю некоторых детей индивидуально: «Арсений, какой Мишутка взял мяч?».

На протяжении всей игры Мишутка находится у меня в руках и активно участвует в игре.

В вот момент, когда приходит Мишутка, и дети отвлекаются, помощник воспитателя, размещает мячи на ковре в игровой зоне.

Дети садятся на стулья вокруг стола. Тот ребенок, которому нужно принести мяч, встает и идет за мячом.

Социализация

Воспитательная задача.

Воспитывать культурное поведение: говорить спасибо, до свидания.

Мишутка, мячи, корзина.

Заключительная часть.

Я хвалю детей: «Ребята, вы все справились с заданием и помогли Мишутке!»

Мишутка очень рад и благодарит детей, говорит «Спасибо!».

Я предлагаю все мячи собрать в корзину, с которой пришел Мишутка.

Мишутка говорит: «Я дарю эту корзину с мячами ребятам! А мне пора  домой, в лес».

Я говорю: «Ребята, давайте скажем спасибо Мишутке за подарок! Спасибо Мишутка!»

Дети: «Спасибо Мишутка!»

Мишутка прощается с детьми: «До свидания, ребята!»

Дети: «До свидания Мишутка!».

Дети сидят на стульях вокруг стола.

Прогулка

Познание

Коммуникация

Познание

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Образовательная задача.

Закрепить понятие «большой – маленький»; знакомить детей с птицами: воробей, ворона.

Развивающая задача.

Развивать наблюдательность.

Развивающая задача.

Обогащать словарь детей существительными (ворона, воробей).

Образовательная задача.

Закрепить понятие форма – шар.

Развивающая задача.

Развитие физических качеств: умение подпрыгивать на месте, бегать; формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Воспитательная задача.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Воспитательная задача.

Знакомить детей с элементарными правилами поведения во время подвижной игры на площадке: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль, не толкаться, бегать аккуратно, чтобы никуда не врезаться, не натолкнуться на другого ребенка.

Развивающая задача.

Обогащать словарь детей.

Воспитательная задача.

Приучать детей внимательно слушать стихотворение.

Мяч, стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

Провожу наблюдение за птицами: ворона, воробей.

Обращаю внимание детей на размер птиц.

Говорю: «Ворона – большая птица, а воробей – маленькая».

Провожу с детьми подвижную игру с подпрыгиванием «Мой веселый звонкий мяч».

Перед началом игры говорю детям: «Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?» (Мишутка).

«А что Мишутка потерял, а мы помогли ему найти?» (Мячики).

«А какой формы мяч?» (Шар).

Я: «А вы знаете, что умеет делать мяч?»

Выслушиваю ответы детей, потом говорю: «Мяч может катиться, а еще он умеет прыгать. Я вам сейчас покажу. Вы внимательно смотрите, что я буду делать, и слушайте, я буду читать вам стихотворение».

Я показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом читаю стихотворение:  

Мой веселый звонкий мяч,                                                                                                                                          Ты куда пустился вскачь?                                                                                                                            Красный, желтый, голубой,                                                                                                                                      Не угнаться за тобой.      

Затем я предлагаю детям попрыгать вместе с мячом.

Говорю: «Пока я читаю стихотворение – вы прыгаете. А как только я скажу «Сейчас догоню!» - вы перестаете прыгать и убегаете от меня! Так что слушайте меня внимательно! Не мешайте друг другу, не толкайтесь, бегайте аккуратно, смотрите, куда вы бежите, чтобы никуда не врезаться и не натолкнуться на кого- нибудь, не упасть!»

Я снова проделываю упражнение с мячом, сопровождая его чтением стихотворения.  Закончив стихотворение, говорю: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают от меня. Я догоняю детей.

Затем повторяю игру еще несколько раз, в зависимости от желания и настроя детей

Дети стоят полукругом.

Дети стоят полукругом. Я стою напротив детей, в центре, отбиваю мяч и показываю, как он умеет прыгать.

Дети подпрыгивают на месте.

После слов «Сейчас догоню!» дети перестают прыгать и убегают от меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

1.Учить подбирать предметы,ориентируясь на их признаки(цвет,форму,размер).2.Развивать представления детей о форме.3.Закрепить умение детей выделять свойства предметов.4.Развивать внимание,память,мышле...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «В ГОСТИ К ТРЁМ МЕДВЕДЯМ»

1.Лепка из солёного теста2.Технология Игровая обучающая ситуация3.Моделирование4.Пальчиковая гимнастика5.Элементы игры- драматизации...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

1.Технология развивающих игр с тактильными дощечками2.Психогимнастика3.Элементы игры- драматизации4.Пальчиковая гимнастика5.Игры на звукоподражание...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО 1-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТИ К ТРЁМ МЕДВЕДЯМ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1.Лепка из солёного теста2.Технология Игровая обучающая ситуация3.Моделирование4.Пальчиковая гимнастика5.Элементы игры- драматизации...

Выступление из опыта работы Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...