ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛА "ШЕСТЬ".
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Жук Алла Ивановна

Знакомство детей с образованием числа и с составом числа из двух меньших чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_chisla_6.docx356.2 КБ

Предварительный просмотр:

Образование числа «шесть».

Цель: познакомить детей с образованием числа шесть и цифрой 6;

Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения.

 Закрепить умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Материал: цифры в пределах 6, цветные счетные палочки, магнитная доска, плоскостной и объемный  вариант палочек Кюизенера.

Ход игры.

На доске цифры 1, 2, 3, 4. Воспитатель, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:

-Сделайте из палочек лесенку, состоящую из четырех ступенек. Способ построения вертикальной лесенки ( состоящей из четырех ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Эту работу они выполняют самостоятельно.

- Положите под палочками цифры.

-Сколько всего ступенек? (Четыре).

- Какое число обозначает белый цвет? (Один). Розовый цвет? (Два). Голубой? (Три). Красный цвет? (четыре).

- Найдите палочку, которая больше чем красная, и покажите ее. Какого она цвета? (Желтого).

- Положите столбиком желтую палочку рядом с красной.

-Которая она по счету? (пятая).

-Как узнать, какое число обозначает желтая палочка. ( Надо измерить ).

- Давайте проверим, какое число обозначает желтая палочка.

- Возьмите столько белых кубиков, чтобы ровно уложились по длине желтой палочки. Положите их столбиком рядом с желтой палочкой.
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на магнитной доске.

- Что можно сказать про желтый и белый столбики? (Они равны, одинаковые по высоте).

- Посчитайте по порядку сколько столбиков в ряд. (Шесть).

- Сколько белых кубиков в шестом столбике? (Пять).

- Чему равна желтая палочка, если в ней помещается пять белых? (Пяти).

- Красная палочка обозначает число четыре, а желтая – число пять.

Воспитатель показывает цифру 5, предлагает детям поставить эту цифру  под палочками, обозначающими число пять.

- Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало шесть? (Один).

-Какой столбик выше? Пятый или шестой? (Шестой).

- На сколько пять меньше шести, а шесть больше пяти? (на один).

- Какой палочкой можно заменить шесть белых кубиков? (Сиреневой). Замените.

- Чему равна сиреневая палочка, если в ней помещается шесть белых кубиков? (Шести).

Воспитатель показывает цифру «шесть».

- Где ее надо поставить? (После цифры пять).

- Назовите все цифры по порядку. (Дети называют).

- Как получили число шесть? (К пяти прибавить один получится шесть).

Дети выкладывают пример с помощью цифр и знаков у себя на столах. (Пять плюс один равно шести).

Делают вывод: «пять» да «один» - это «шесть».

Таким же способом происходит знакомство с образованием чисел в пределах десяти с использованием палочек Кюизенера.

Состав числа из двух меньших чисел.

Автор: Жук Алла Ивановна

Вариант 1.

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный и плоскостной вариант на магнитах), магнитная доска.

Ход игры.

Дети берут какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают «коврик»:

- Цветом: «Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».

- Числами «Пять – это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один»

- Цифрами: (Дети выкладывают карточки с цифрами): один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один.

Можно использовать знаки «плюс» и «равно».

Необходимо подвести детей к пониманию того, что для числа «пять» имеется четыре варианта складывания коврика, а для числа четыре – три варианта. Соответственно первый коврик будет больше, чем второй.

Вариант 2.

Цель: Учить детей измерять длину палочек с помощью палочки – мерки. Закреплять состав числа из единиц и двух меньших чисел, умение считать. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный и плоскостной вариант на магнитах), магнитная доска, цифры, математические знаки, цифры на магнитах.

Ход игры.

- Ребята, у вас на столах цветные палочки. Они разного цвета, разной длины, размера, форма одна – параллелепипед.

- Найдите самую короткую палочку и покажите её. (Белая – куб). Это палочка соответствует числу «один».

- Измерьте длину ваших палочек.

- Какому числу соответствует длина розовой палочки, голубой, красной, желтой, и т.д.?

- Выберите самой большое число и положите перед собой. Составьте своё самое большое число из единиц.

- Составьте это число из двух меньших. (Дети составляют). Представляют его с помощью цифр и говорят, что число «четыре» я составил из «двух» и «двух» и рядом выкладывают с помощью цифр «два» плюс «два».

- Ребята, что вы узнали, выполнив это задание? (Мы узнали о составе числа из единиц и из двух меньших чисел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...