«Письмо от Почемучки»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Хубежашвили Елена Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 18 города Ейска муниципального образования Ейский район

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы

тема: «Письмо  от  Почемучки»

Воспитатель Е.А. Хубежашвили

2013 г.

Образовательная область: познание (формирование элементарных  математических  представлений).

 Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, музыка.

Цель:

Программные задачи:

-Учить детей считать до  5 (на основе наглядности),  пользуясь правильными приемами счета: называть числительное по порядку, соотносить каждое числительное по порядку, соотносить каждое числительное толь с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам (один, два, три, четыре, пять – всего пять шаров). Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Продолжать учить различать и называть прямоугольник. Формировать представления о  том,  что  фигуры могут быть разных  размеров: большой -  маленький,  прямоугольник. Закреплять умение определять и называть пространственные направления мышления. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость,  познавательный интерес.

Методы и приемы: сюрпризный момент, объяснение, показ, работа с демонстрационным  материалом,  вопросы, чтение художественной литературы,  поощрение,  оценка.

Дидактический наглядный материал:

-демонстрационный материал: письмо, шары,  синие,  красные, желтые по 5 шт., корзины по одной каждого  цвета,  плоскостное изображение царя и принцессы,  игрушки - кукла,  мяч, машина,  мишка.

-раздаточный материал: двухполосные карточки,  подносы с плоскостными фигурами,  большие и маленькие прямоугольники,  корзина с яблоками.

Предшествующая работа: закреплять умение считать  до  4, знакомство с образование числа 5, расширяли представления о  прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом,  Д/и «Что, где находится?», Д/и «Куда пойдешь,  секрет найдешь»,  Д/и « Отсчитай столько же», найди свой домик».

Индивидуальная работа: уделять  внимание малоактивным детям.

Словарная работа: ввести в активный словарь  числительное пять; закрепить слова,  обозначающие пространственное направление от  себя:  вверху,  внизу,  слева,  справа,  впереди,  сзади.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

- Ребята,  я хочу вам загадать загадку. Отгадав её,  вы узнаете,  что сегодня утром я нашла на столе в нашей группе.

-Вы хотите узнать? ( Да).

-Тогда слушайте внимательно.

        Заклеили клеем прочно

        В детский сад послали срочно

        Я его  не пожалею,

        Получу и вмиг  расклею.

(Ответы детей: « Письмо»).

-Правильно,  это  письмо. Сейчас мы узнаем, что же в нем пишут.

        В королевстве за рекой

        Во дворце царя считая,

        Потеряли мы покой

        Сна и отдыха не зная.

        Украшают, чистят, трут,

        Моют, жарят и пекут.

        Рассылают  приглашенья,

        Ведь у внучки – день рожденья!

-Ребята, это не просто  письмо. Внучка Почемучка приглашает Вас на свой праздник. А вы хотите попасть в королевство  царя Считая? ( Ответы  детей). А знаете ребята для этого нам нужно выполнить  все трудные задания,  показать царю,  что  вы дети очень умные и дружите с математикой.

- А вот  и первое задание. Вы должны узнать,  сколько внучке будет лет.

-Ребята,  перед вами воздушные шары,  разного цвета.

-Сколько их  здесь?

( Ответы детей: много).

-Сейчас шары надо разложить по цветам в корзины и сосчитать и вы увидите,  сколько принцессе будет лет. Вика выбирай красные шары, Артем – синие, Ульяна – желтые шары.

- Вика,  сколько у тебя красных шаров?

(Ответ  Вики -  Один,  два, три,  четыре,  пять -  всего пять шаров).

-Артем,  сколько  у тебя синих шаров?

( Ответ  Артема -  пять шаров).

- Ульяна,  сколько  у тебя в корзине желтых  шаров?

(Ответ  Ульяны -  пять шаров).

-Ребята,  поскольку шаров выбрали дети?

(Ответы детей)

-Правильно,   по  пять шаров.

-Как можно об этом сказать  по другому?

( Ответы детей  - их  поровну).

-Красных,  столько же,  сколько желтых или синих.

-Желтых,  столько же сколько красных  или синих.

-Ребята так сколько же лет Почемучке?

(Ответы детей).

-Правильно  пять лет.

-Ребята, а Почемучка очень хочет узнать сколько лет вам.

-Я предлагаю сесть  за столы. Перед  вами  двухполосные карточки и подносы с геометрическими фигурами.

-Какие вы увидели геометрические фигуры? (Ответы детей- прямоугольники).

-Эти прямоугольники одинаковые или чем-то  отличаются друг  от друга?

(Ответы детей: они разного  размера, есть большие и маленькие).

-Ребята, на верхней полоске выложите столько больших  прямоугольников,  сколько лет  почемучке. А на нижней полоске выходите столько маленьких прямоугольников сколько лет  вам.

( Дети выкладывают прямоугольники  на верхнюю  и нижнюю  полоски).

- Арина,  сколько  больших  прямоугольников ты выложила на верхней полоске? ( Ответ  Арины: «Я выложила пять  больших  прямоугольников).

-Почему?

( Ответ  Арины: «Потому что  внучке Почемучке пять лет).

-Сколько  маленьких  прямоугольников ты положила на нижнюю  полоску?

( Ответ  Арины: « Я выложила четыре маленьких  прямоугольника ,  потому что  мне 4 года).

-Что можно  сказать  о  числах  4 и 5?

( Ответы  детей: «Четыре меньше чем пять,  а пять больше чем четыре).

- Захар  сколько  ты выложил больших  прямоугольников?

( Ответ  Захара: « Я выложил пять  прямоугольников,  потому что  внучке пять лет»).

- Сколько маленьких прямоугольников ты выложил?

-(Ответ Захара:  «Тоже пять).

-Почему?

- (Ответ  Захара: «Потому что мне тоже пять лет).

-Что можно  сказать о больших  и маленьких прямоугольниках на твоей карточке?

( Ответ  Захара: « Их поровну).

-Больших  прямоугольников столько же,  сколько маленьких. Их Одинаковое количество.

-Молодцы ребята,  вы очень хорошо выполнили трудное задание царя Считая,  и теперь мы можем узнать дорогу в эту чудесную  страну.

        Умный, добрый царь Считай,

        Куда идти нам отвечай.

Физминутка:

-Вот  что  царь нам отвечает:

        Топай правою  ногой,

        Топай левою ногой.

        Снова  - правою ногой,

        Снова – левою ногой.

        После правою ногой,

        После левою ногой.

        Посмотри теперь вокруг

        Что  ты видишь  милый друг?

-Ребята,  посмотрите,  что перед вами?

(Ответы детей – игрушки).

-Мы не зря очутились на этой волшебной поляне. Вы помните, что  на день рождения не приходят  без  подарка. Почемучка еще маленькая девочка,  и так же как и вы очень любит  играть. Каждый из  вас сейчас сможет выбрать  одну игрушку в подарок принцессе.

-У какой фигуры нет углов? ( Ответ детей  -  у круга).

-На сколько  три больше чем два? ( Ответ детей  -на один).

-Папа выше,  а мама?

(Ответ  детей – ниже).

-Сколько  углов у треугольника?

( Ответы детей -  три угла).

-Змея длинная,  а червяк?

( Ответы детей -  короткий).

-На лугу стоит  кадушка в ней сидит одна лягушка. Если б  было  пять  кадушек,  сколько было  бы лягушек?

( Ответы детей -  пять).

Звучит музыка.

        -В парке музыка играет

        Почемучка вас встречает.

        Поздравленья принимает,

        И поиграть вас приглашает.

(Дети садятся на ковре  «по-турецки» лицом к воспитателю).

-Ребята, Почемучка хочет ч вами поиграть  в игру «Где игрушка?».Она будет давать вам задание,  а вы внимательно слушайте и выполняйте.

( Дети играют в игру).

-Молодцы ребята. Славно  поиграли. А теперь Почемучка просит вас рассказать как вы узнали сколько ей лет.

( Дети рассказывают как раскладывали шарики  по  цветам и сосчитали: красных шаров было – пять,  синих – пять и желтых – пять, значит  внучке пять лет).

-С какой геометрической фигурой вы встретились  сегодня  в стране Математике

(Ответы детей: « С прямоугольником»).

-Какого размера бывают фигуры?

( Ответы детей: « Большие и маленькие»).

-В какую игру вы играли с принцессой?

( Ответы детей: « Где твоя игрушка?»)

-Почемучка принимает  поздравления,  а для вас она приготовила угощение-  вот такие полезные ,  сочные яблочки из  королевского сада.

        За морями, за лесами,

        За высокими горами.

        В королевстве за рекой,

        Солнце скрылось за горой.

        День прошел и царь  Считай

        Говорил: «Как не считай,

        Повзрослела внучка -  внучка Почемучка».