Конспект занятия по математике в старшей группе. « Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Прокопенко Наталья Юрьевна

ЦЕЛЬ.

 

Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы : решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел.

 

ЗАДАЧИ. 

 

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

- Повторить порядковый и количественный счет в пределах – 7

- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

-Вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добрым поступкам.  (не проходить мимо чужой беды),

 

Материал:

- Изображение  математической чудо-машины на фланелеграфе.

- Чудо дерева с геометрическими фигурами .

- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,

- Карточки-схемы геометрических фигур,

- Изображение репки,

- Шапочки двойки, пятерки, волка,

- Игрушки: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,

- Цифры от 1 до 10

- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,

- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.

 

Предварительная работа: решение логических задач, рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.

 

 

Ход занятия.

    I ЧАСТЬ

Математические загадки.

Воспитатель:

         Я беру  Карандаши.

Вы считайте не спешите.

И внимательней смотрите

Красный, белый, черный, желтый, синий.

Отвечай - В руке моей

Сколько всех  Карандашей?

Три стороны и три угла.                                                                                    Знает каждый  дошкольник:                                                                                           Фигура  называется.  Конечно, ... (треугольник)                                                            У цифры голова — крючок,                                                                                    И даже брюшко есть.                                                                                         Крючок похож на колпачок,                                                                                           И эта цифра... («шесть»)

В нем четыре стороны,                                                                                       Меж собою все равны.                                                                                                   С прямоугольником он брат,                                                               Называется...  (квадрат)

- Молодцы!  Вы все загадки  отгадали ,и я  вам предлагаю отправиться в  увлекательное путешествие  в сказочную математическую страну.

Вы согласны отправиться  в путешествие?  Отправимся мы в сказочную математическую страну на чудо-математической машине, но я не успела её построить ,  есть схема по которой  вы сможете сами построить машину.  Чтобы закончить постройку  чудо машины я хочу убедиться, что вы хорошо знаете геометрические  фигуры.                   

Таблица № 1

Квадрат траления,  ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).

Таблица № 2

 Квадрат траления,  ромб, овал.                                                                      Воспитатель: Какая фигура здесь лишняя?  Почему овал на этой таблице лишний? 

Таблица № 3  

Воспитатель: Назовите  пространственное  расположение геометрических фигур на плоскости .

Воспитатель  обращает  внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.

Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.

Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры. Например: это квадрат, трапеция, треугольники, овалы, и.т.д.  Опираясь на схему, достраивают «машину».                                                             Воспитатель с детьми выясняют какие геометрические фигуры использовали в постройке. ( дети называют и показывают геометр. фигуры).

- Мы свами  отправляемся на нашей математической машине в путешествие, садитесь по удобнее и в путь.

II ЧАСТЬ.

    Загадка. 

«Протянута  нитка , но клубок не смотать».

    Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположены полоски одинаковые по ширине, но разные по  длине.  Предлагаю  детям расположить полоски от самой длинной, до самой короткой.

- Внимание. Мы с вами поедем не по самой длинной дороге   и не по самой короткой и не по оранжевой. По какой дороге мы отправимся в путешествие?

(дороги  длинная – красного цвета, чуть короче – оранжевая, голубя,  короткая – желтая).

На экране появляются цифры от 1 до 7. Дети получают цифровые  карточки. Дидактическое упражнение. «Назови  соседа»   (например :ребёнок с карточкой  цифры  4 называет соседей-3 и  5)

- Ну ка цифры в ряд стройтесь все подряд. (порядковый и обратный счёт).Затем  воспитатель обращает внимание  на девочку с шапочкой     цифры – 2 .

- Что с тобой случилось ,почему ты такая грустная?

- Меня дети в школе не любят, говорят, что я плохая  оценка.

- Ребята давайте подумаем ,  как можно помочь цифре – 2.  (дети – перевернуть  и получится  цифра – 5).

    -  Наше путешествие продолжается и по дороге мы встретили: на экране появляется «Лиса колобок»

- Как называется сказка? Как вы думаете, что сейчас произойдёт?   Что вы посоветуете колобку , чтоб  лиса его не съела.   (надуться и стать огромным  или наоборот  стать как  манная крупинка …)

   Воспитатель  показывает  изображение репки на доске. Обращает внимание детей на то, что репка выросла  большая-пребольшая, выше забора. Предлагает придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке.    Помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти.  Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик. (задание  счёт до – 10  и обратно  выполняют дети  сильной подгруппы).

-  А если репка вырастет маленькая премаленькая , кто сможет её найти из герое сказки?

 III ЧАСТЬ.

- На пути  новое препятствие.

Загадка.    «Стоит красавица  высокая, стройная, на голове венок из облаков»

       Воспитатель выставляет изображение гор, разной высоты. Предлагает назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.

-  Мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через фиолетовую гору).

      На экране картинка  «луг».- 

- Мы с вами опускаемся на луг, предлагаю отдохнуть.

Динамическая пауза

«Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим».

      Воспитатель обращает внимание, как много цветов на лугу, берёт один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка.

-  Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать.

- Как можно помочь Дюймовочке?

Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.

Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слово: мама. Дети  читают 

   Выполнение дидактического упражнения.  «Из какого окна вылетел шарик»

       IV ЧАСТЬ.

   Загадка.

 «Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет»      (Река)

Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.

Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).

  На экране появляется Буратино (звучит музыка из фильма «Буратино»)

 

Воспитатель обращает внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашивает у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).

Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).

     Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).

   Волк : «Помогите мне, пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.

Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду?                              - Как будем помогать мерить воду? 

Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.

Волк благодарит детей за помощь.

Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад».

На экране появляются:  Колобок, Дюймовочки, Буратино, Серый  волк.    Воспитатель   предлагает назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Воспитатель: «В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже».

Итог:

 - Ребята, как вы думаете, нужно ли вам продолжать учиться считать, измерять предметы, читать? Для чего вам нужны эти знания и умения?

Что вам больше всего было интересно и понравилось в нашем  путешествии в « Математическую страну».

 

 


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в Математическую страну».

Цель:  Закреплять счётные умения в пределах 6. Формировать представление о начале отсчёта предметов, расположенных по кругу. Развивать мыслительные операции, умение анализировать, находить предме...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

I.                    Программное содержание:Обучающие задачи:·...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

ф           Формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы....

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в город математических загадок»

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей. Задачи:1.   Закреплять навык счета в пределах 102.   Закрепить знание названий геометрических фигур.3....

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие по математическому королевству».

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие по математическому королевству»....