Проект «Моя инициатива в образовании»
проект по математике по теме

Проект «Моя инициатива в образовании»

Тема «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_initsiativa_v_obrazovanii_dekabr_2013_g.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя инициатива в образовании»

Тема «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников».

«Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи наиболее приспособлен к жизни»

Актуальность выбранной темы: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста–одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Цель: Активизироватьинтерес к математике, используя занимательный игровой материал.

Задачи:

  1. Использовать игровой занимательный материал для развития интегративных качеств личности ребенка.
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, расширять словарь.            
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  4. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

*Осознание детьмипознания математического развития.                                              

*Повышение заинтересованности родителей в жизни группы и в развитии у детей знаний по математическому развитию.

Проблема:Как научить ребенка играть самостоятельно, познавая сложные  математические  понятия?

Математика – настоящее волшебное царство. А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.

Изучая программу «Детство» мое внимание привлекла образовательная область «Познание», а именно математическое развитие ребенка на основе развивающих игр.  И я, выбрав тему «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников», приступила к разработке своего проекта.      

 В ходе работы над проектом я поставила цель,  задачи проекта, четко определила этапы реализации проектной деятельности.  

В ходе проектной деятельности я использовала  игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом).

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Свою работу я начала с увлекательного путешествия по математическому серпантину, который включает в себя множество центров.

 Центр – «Комната Умных игр», организованная развивающая среда, оборудованная  учебно-игровыми пособиями для организации образовательной и самостоятельной деятельности  детей в области математического развития. В уголок поместила  разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам.                                                                                                                                                   Это настольно - печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запоминай-ка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления, игры на составление целого из частей – «Сложи квадрат»,«Домино», «Цвет и форма», «Ребусы». Все они интересны и занимательны.                                                                          

Центр «Развивай-ка».

Я   в  этом центре  использую  наиболее эффективные  учебно-игровые  пособия  программы   «Детство», такие  как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход,  в педагогической практике занимают все большее место. Эти пособия  широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других странах.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.  Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам, позже - по трем и по четырем свойствам.

Игры с Палочками Кюизенера заняли прочное место в развивающей среде. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности.

Развивающая игра «Геоконт».

С помощью этой игры малыш сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных.

Играя с планшетом, дошкольник разовьёт интеллектуальные способности, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, логико-математическое и абстрактное мышление, а процесс обучения станет интересным, увлекательным, содержательным.

Немного фантазии, плюс ловкость руки и десять «снеговичков» в ярких шапочках готовы поиграть с детьми, чтобы изучить и закрепить геометрические фигуры и счет, цвета, развить внимание и слуховое восприятие.

Большой интерес у детей вызовет использование на занятиях игровых минуток. Например, любую игрушку можно спрятать где-то в комнате,а дети ее должны найти. Это вызовет интерес у детей и организует  их на занятие. Например, игра « НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт,  читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.”  Дети выполняют задание, находят игрушку.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

1.У бабушки Даши внучка Маша,

Кошка Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?

2. В вазе стояло 2 тюльпана и 3 гвоздики.

Сколько тюльпанов стояло в вазе?

3. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя.

Сколько чашек стояло?

Центр «Познавай-ка».

Здесь можно проводить обследование, составление пар, соотнесение частей тела с расположением предметов:вверху-внизу,слева – справа; частей суток:утро – день – вечер-ночь.Дети овладевают указанными практическими действиями в единстве с освоением и использованием соответствующих слов и использование их в мотивированной игровой, практической деятельности.

Центр «Экспериментирования».

Для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др. Дети отвечают, наблюдают процесс переливания, обсуждают результат. Также могут исследоваться свойства предметов - на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков - на рисовании.Сравнение предметов по весу (бутылочки наполнены различными наполнителями - песок, вода, монетки, крупа и т. д.)

В условиях экспериментирования детям предлагаются три мяча: пластмассовый,  резиновый и  деревянный. Какой мяч уронила в речку Таня, которая из-за этого громко плачет, не веря утешениям, что он не утонет?

Центр «Изобразительной деятельности».

В разных видах изобразительной деятельности, в самостоятельных играх предлагаю детям определять последовательность выполнения действий. Например: «Сначала нарисовать большой круг, затем-маленькие желтые», «Сначала наклеить зеленую полоску, а затем – синюю», «Сначала кузов грузовика, а потом – колеса».                                                           

Центр «Здоровячок».

Путешествие по лабиринтам. 

Лабиринты нравятся  детям любого возраста, все зависит от содержания и привлекательности заданий. Я предлагаю лабиринты, как всей группе, так и индивидуально.  При первом знакомстве предлагаю детям познакомиться с сюжетом, рассмотреть, что нарисовано, затем задаю загадку. Дети уже  заинтересованы, и потом я предлагаю совершить первое путешествие – просто провести пальчиком по дорожкам: вверх, вниз, влево, вправо (можно использовать мелкие игрушки под руководством взрослого).

Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие ребёнка. И вот, например, пособие «Осьминожка» можно использовать как на занятиях, так и для самостоятельной деятельности детей. Главная задача, которую помогает решать «Осьминожка», - формирование двигательной активности детей. Дошкольники овладевают основными движениями, у них развиваются гибкость, выносливость, координация, стимулируется потребность в двигательной активности. Нестандартное оборудование помогает развивать творческие способности, воображение, речь, закреплять навыки самостоятельной подвижной игры, придумывать собственные игры и даже формировать элементарные математические представления.

Центр «Психологической разгрузки».

Мнемодорожки, мнемотаблицы можно использовать на различных занятиях:  математике, развитии речи, ознакомлении с окружающим. Дидактический материал развивает у детей психические процессы:  память, внимание, мышление, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Работа по развитию многих психологических функций хорошо сочетается с основным назначением сухого бассейна – сенсорным развитием и снижением мышечного напряжения.  Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

Вашему вниманию предлагаю игру «Куб эмоций», которая  используется для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Центр «Педагогический всеобуч»  

       С педагогами я  провела консультацию по актуальности моей проблемы по теме «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников». И организовала семинар-практикум по изготовлению пособий  по математическому развитию: «Осьминожка», «Геоконт».

Центр «Клуб веселых математиков».

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. «Клуб веселых математиков» – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.Родители станут не просто гостями отдельных мероприятий, а соавторами, непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и за его пределами.

Центр «Диагностики».

Диагностика проводится с целью определения направлений индивидуального развития  ребенка. Результат педагогической диагностики ребенка в начале  и в конце года можно представить наглядно в виде большого зелено-желто-красного яблока, на зеленом фоне которого указываются имена детей, находящихся на несколько сниженном уровне освоения, на желтом - среднего, на красном - повышенного.

Результаты проекта

Надеюсь, что реализация моего проекта «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей  у дошкольников» даст положительный результат.

-Дети станут более самостоятельными, инициативными, любознательными;

-Смогут проявить свои творческие способности: фантазию, воображение;

- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

-Повысится уровень математических знаний;

-Появится интерес к новым развивающим  играм;

Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи – тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя инициатива в образовании»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура,...

презентация "Моя инициатива в образовании" участника конкурса "Воспитатель года 2014"

презентация "Моя инициатива в образовании"  участника конкурса "Воспитатель года 2014"...

статья на тему «Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»

laquo;Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»...

"Моя инициатива в образовании"

Воспитатель детского сада – это не просто профессия, это – состояние души, то состояние, которое не дает душе остывать. К этому выводу я пришла спустя три года своей работы. Я не работаю в...

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Проект «Моя инициатива в образовании». «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из основных задач ДОУ является повышение компетентности  родителей (законных представителей) в ...