«Кораблик Плюх-плюх»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Сяина Яна Борисовна

 

Цель – развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; мелкой моторики рук; формирование элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

с использованием развивающей игры «Кораблик Плюх-плюх» (дети 4-5 лет)

Дерунова Елена Александровна, воспитатель

Аббасова Яна Борисовна, воспитатель

ГБДОУ д/с № 16 Московского района Санкт-Петербурга

196247, Санкт-Петербург, Новоизмайловский пр., д.39, корп.2, кв.24

Тел. 8 921 373 76 15, 8 981 731 83 45

e-mail: elena_derunova@mail.ru 

Цель – развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; мелкой моторики рук; формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Познавательные:

- развивать математические представления – счет: сколько всего флажков на корабле; распредели флажки так, чтобы на всех трёх мачтах было 10 флажков; надень на две любые мачты флажков поровну, и т.д.;

- развитие пространственных отношений: поверни все флажки направо от себя, навстречу друг другу, найди средний флажок на самой высокой мачте, какого цвета третий флажок на самой низкой мачте (ответа нет) и т.д.;

- учить определять размер предметов – мачт кораблика: высокая, чуть ниже, средняя, еще ниже, низкая; на какую мачту поместится 5 флажков, на какую только 3 или 4 и т.д.;

- решение логических задач – покажи все мачты выше средней; найди мачту выше средней, но ниже самой высокой и т.д.;

- формировать грамматически правильную речь и произношение;

- формировать умения отвечать на вопросы педагога.

  • Воспитательные:

- воспитывать потребность в свободном речевом общении с детьми и взрослыми; умения слушать речь педагога и детей, не перебивая;

- воспитывать коммуникативные качества, развивать доброжелательное отношение друг  к другу.

  • Развивающие:

- развивать  речь, познавательные  и творческие способности у детей, логическое

мышление, внимание, память;

- развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость, наблюдательность и самостоятельность в игровой деятельности;

- развивать моторную координацию – мелкую моторику рук, координацию речи и движений – физкультминутка;

- закреплять навыки владения карандашом и другими изобразительными материалами; развивать умение аккуратно закрашивать разные предметы.

Предварительная работа: организация совместной игровой деятельности с детьми с использованием развивающих игр В.Воскобовича; знакомство с игрой «Кораблик Плюх-плюх», «Кораблик Брызг-брызг»; обучение счету в повседневной и учебной деятельности детей.

Оборудование: кораблики «Плюх-плюх» -  каждому ребенку, дощечка-рыбка, пластилин, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Воспитатель: (читает стихотворение Агнии Барто)

Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан!»

- Дорогие матросы, прошу вас пройти к своим корабликам. Кораблик, на котором мы сегодня отправимся в путешествие, называется…

Дети: Плюх-плюх.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Скажите, что есть у всех корабликов?

Дети: Мачты и флажки на них.

Воспитатель: Одинаковые ли мачты по высоте на каждом кораблике? Сколько мачт? Сравните и назовите их.

Дети: Все мачты разные по высоте: высокая, чуть ниже, средняя, еще ниже, низкая. Всего их по 5 на каждом кораблике.

Воспитатель: А сколько флажков на мачтах кораблика?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета флажки на мачтах?

Дети: На каждой мачте одинаковые (дети называют у каждого кораблика свой вариант расцветки флажков). 

Воспитатель: Какого цвета флажки на средней мачте? Сколько их?

Дети: (дети называют свой вариант расцветки флажков). 3 флажка на средней мачте. 

Воспитатель: Покажите низкую мачту. Сколько  на ней флажков? Какого они цвета?

Дети: Один флажок (показывают низкую мачту и каждый называет цвет своего флажка).

Воспитатель: А сколько флажков на самой большой мачте? Какого они цвета?

Дети: Пять флажков на самой высокой мачте (каждый ребенок называет цвета флажков на своём кораблике).

Воспитатель: Сколько флажков на мачте, которая находится рядом с самой высокой? Назовите их цвета.

Дети: Четыре флажка (каждый ребенок называет цвета флажков на своем кораблике).

Воспитатель: На какой мачте висит больше всего флажков? Где она находится? Покажите.

Дети: На самой высокой мачте – пять флажков. Она стоит в конце кораблика (дети показывают самую большую мачту).

Воспитатель: А на какой - меньше всего? Где она располагается – в начале или в конце кораблика?

Дети: На самой низкой мачте висит всего один флажок, она стоит в начале кораблика (дети показывают самую маленькую мачту).

Воспитатель: Скажите, поместятся четыре флажка на самую низкую мачту? А на вторую? На третью? А на какую  по счёту мачту  они влезут все?

Дети: Нет, не поместятся, останутся лишние. И на вторую и третью не поместятся. Только на четвёртую и пятую, самую большую.

Воспитатель: На какой мачте висят два флажка?

Дети: На второй.

Воспитатель: А на какой – пять флажков? На какой  - три?

Дети: Пять флажков – на самой высокой, пятой. Три флажка – на средней, третьей.

Воспитатель: Если мы будем считать мачты от начала кораблика – какая будет самая первая? Давайте назовём мачты, как они будут располагаться.

Дети: Первая – самая маленькая, самая низкая; вторая – побольше; третья - средняя; четвёртая – еще больше; пятая, последняя – самая высокая, самая большая.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь  наоборот – начало будет на корме, у нас неправильный кораблик, он плывёт задом наперёд. Назовите, какие будут тогда мачты по порядку.

Дети: Первая – самая высокая, самая большая; вторая – чуть ниже; третья – средняя;  четвёртая – еще ниже; и пятая – самая маленькая, самая низкая.

Воспитатель: Верно. Как мы называем самую маленькую мачту? А самую большую?

Дети: Самая маленькая – низкая. Самая большая – высокая.

Воспитатель: Скажите, сколько флажков поместятся на первую и на последнюю, пятую, мачту?

Дети: Шесть флажков, Один и пять.

Воспитатель: Посчитайте, сколько на второй и четвёртой мачте вместе будет флажков.

Дети: Два и четыре, всего шесть.

Воспитатель: А сколько на первой и третьей?

Дети: Четыре, один и три.

Воспитатель: На четвёртой и пятой?

Дети: Девять.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько всего флажков висят на всех мачтах кораблика.

Дети: (считают вместе хором) Пятнадцать.

Воспитатель: Молодцы  ребята. С вами можно смело отправляться в плавание – вы всё знаете! Скажите, а можем мы перевесить флажки на всех мачтах, чтобы везде были разноцветные варианты? Попробуйте это сделать.

Дети: Можем (дети нанизывают на мачты флажки так, чтобы получились разные варианты расцветок, и рассказывают, что у них получилось).

Воспитатель: Правильно. Плывёт кораблик с разноцветными флажками по морю, но вдруг подул сильный ветер и повернул флажки в разные стороны. Вправо. Влево. Назад. Вперёд.

Дети разворачивают флажки согласно команде воспитателя вправо, влево, назад, вперёд.

Воспитатель: Надоело ветерку играть с флажками, он рассердился, подул сильнее, и кораблик накрыло волной. Что случилось с флажками?

Дети: Они намокли.

Воспитатель: Что мы можем с ними сделать?

Дети: Высушить.

Воспитатель: Чтобы просушить флажки, надо их снять с мачт и повесить на верёвочку как гирлянду. Снимайте все флажки с мачт и одевайте на верёвочку-канатик в таком порядке: сначала красные, потом желтые, синие, белые, оранжевые. Пусть сохнут.

Дети нанизывают флажки на верёвочку через дырочки: красные, желтые, синие, белые, оранжевые.

Воспитатель: Пока флажки сохнут, давайте немного поиграем.

  1. Физкультминутка: (дети повторяют стихи вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом)

Каждый раз по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки поднимать.

Приседать, вставать, приседать, вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Воспитатель: Пока мы с вами занимались зарядкой, наши флажки высохли, надо их опять повесить на мачты. Распределите их так, чтобы на трёх мачтах было всего 10 флажков. Наденьте на любые две мачты флажков поровну. Теперь повесьте флажки так, чтобы получилась горочка: на средней 3 флажка, а на второй и четвёртой – по 2, на первой и пятой – по 1. Получилось? Молодцы!

Дети выполняют упражнения с флажками.

Воспитатель: Теперь вешайте их так, чтобы на каждой мачте были только одноцветные флажки. Сколько флажков вы повесите на первую  мачту? На вторую? На среднюю? На четвёртую? На последнюю?

Дети: Один – на первой; два – на второй; три – на средней; четыре – на следующей; пять – на самой последней  (дети нанизывают флажки на мачты).

Воспитатель: Ребята, покажите мне все мачты, которые выше средней; теперь те,  которые ниже средней; какая мачта выше средней, но ниже самой высокой; вторая мачта – выше или ниже средней; четвертая мачта – выше или ниже средней?

Дети выполняют задания воспитателя.

Воспитатель: Повесьте  средний флажок на средней мачте другого цвета; а теперь средний флажок на самой высокой мачте сделайте другого цвета. Поверните все флажки навстречу друг другу. Теперь все флажки смотрят направо от вас, а сейчас налево.

Дети выполняют упражнения с флажками.

Воспитатель: Чтобы ветерок не сорвал  наши флажки с мачт, что мы можем сделать с ними?

Дети: Закрепить  верхние флажки верёвочкой-канатиком (дети продёргивают верёвочку через дырочки и соединяют все верхние флажки между собой).

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Кораблик плывёт по воде. А кто живёт в воде?

Дети: Рыбки, дельфины, киты, крабы.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какая рыбка живёт в нашем море – красивая? Не очень. Как мы можем ей помочь – чем мы можем её украсить?

Дети: Цветными карандашами, фломастерами,  пластилином, приклеить цветную бумагу.

Дети берут заготовку из картона и нужный материал для украшения и разукрашивают рыбку.

Воспитатель: Рыбка плавает в водице, рыбке весело гулять.

Рыбка, рыбка – озорница, мы хотим с тобой играть.

Очень красивые у вас получились рыбки, выпускаем их в море, а сами еще поиграем.

  1. Подвижная игра «Кораблик» (с музыкальным сопровождением)

Солнышко осеннее нас зовёт гулять,

По воде кораблики будем выпускать.                  (дети идут по кругу, взявшись за руки)

                                                         

Припев: Ярче, ярче, солнышко свети!                                 (показывают руками солнышко)

               На прогулку всех ребят зови!                                                    (хлопки в ладоши)

Яркие кораблики по воде плывут,                        

Песенку осеннюю дети пропоют.

(дети, взявшись за руки, сходятся и расходятся из середины круга)

Припев: Дует, дует ветер озорной.                    (руки вверх, дети раскачиваются  

                        вправо-влево)

                И плывёт кораблик будто заводной!                      (руки опущены вниз, дети                                                                                 раскачиваются         вправо-влево)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы молодцы, много чего знаете и умеете! Будем ждать новых путешествий? До свидания!

Дети: Да, нам понравилось. Поедем еще. До свидания!

Использованная литература:

1.Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Сказочные лабиринты игры»: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.

2. Воскобович В.В. Методическая сказка к развивающей игре «Кораблик Плюх-плюх».

3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Воронеж, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иргы В В Воскобовича Игровая ситуация с корабликом Плюх - Плюх

Развивать умения группировать предметы по цвету, определять и называть высоту предметов, закреплять порядковый счёт, составлять из частей (геометрических фигур) силуэты рыбок и  силуэты фонариков...

Развивающие игры В.В.Воскобовича в руках дефектолога. Игровое пособие «Кораблик «Плюх-плюх»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является индивидуализация образования, учитывающая потребности ребёнка, его личностные особенности  и возможности адаптации к требова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Путешествие капитана Лягушонка на кораблике «Плюх- Плюх»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Путешествие капитана Лягушонка  на кораблике «Плюх- Плюх». Задачи: Совершенствовать навыки устного счета в пределах пяти. ...

Конспект занятия с детьми ясельной группы на тему: «Путешествие кораблика «Плюх-Плюх»

Конспект составила воспитатель ГБДОУ №62 Мазгунова А.В.Конспект занятияс детьми ясельной группы на тему:«Путешествие кораблика «Плюх-Плюх» Используемые современные образовательные технологии:разв...

«Кораблик Плюх-Плюх готовится к путешествию!» (авторские игры В.В.Воскобовича)

Методическая разработка «Кораблик Плюх-Плюх  готовится к путешествию!»(авторские игры В.В.Воскобовича) Автор: Оксана Батенкова Методическая разработка «Кораблик Плюх-Плюх  готовитс...

Конспект НОД на тему: «Путешествие на кораблике «Плюх-Плюх». Средняя группа.

Конспект занятия в средней группе с использованием игр В. В. Воскобовича....

Конспект занятия «Как кораблик Плюх-Плюх путешествовал по Голубому Ручью»

Конспект занятия «Как кораблик Плюх-Плюх путешествовал по Голубому Ручью»...