«Дидактическая игра как одна из значимых форм развития мыслительной активности детей в математической деятельности.»
статья по математике по теме

Семененко Елена Васильевна

Интерес к проблеме детской игры имеет глубокие корни в отечественной педагогике. Игра с давних времен была частью народной педагогики, ведущей моделью досуга. Методику использования дидактических игр в системе воспитания и обучения еще в XIX веке разрабатывал К.Д. Ушинский (1824-1871), который противопоставил стихийности игровой деятельности идею целенаправленного и системного использования игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx849.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как одна из значимых форм развития мыслительной активности детей в математической деятельности.»

Интерес к проблеме детской игры имеет глубокие корни в отечественной педагогике. Игра с давних времен была частью народной педагогики, ведущей моделью досуга. Методику использования дидактических игр в системе воспитания и обучения еще в XIX веке разрабатывал К.Д. Ушинский (1824-1871), который противопоставил стихийности игровой деятельности идею целенаправленного и системного использования игры. Многие педагоги (Л.С. Выготский, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконин и многие другие) развивали идею о том, что игра может и должна служить источником духовного развития ребенка. Советская педагогика активизировала применение игр в дошкольной педагогике в рамках создаваемой системы дошкольных учреждений. С введением регламентированных занятий в 60-е годы изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. С этого времени дидактические игры широко используют для закрепления, уточнения и расширения знаний, полученных на занятиях. Методисты собрали ценный опыт использования дидактических игр в обучении дошкольников, но возможности применения игровых технологий были в тот момент ограничены лишь некоторыми функциями (например, закрепление освоенного нового материала). В 90-е годы интерес к игровым методикам растет и отмечается даже некоторое преувеличение возможностей игры, выражающееся в попытках ориентации только на игровые приемы обучения. В настоящее время отмечается тенденция расширения рамок применения игровых технологий, прежде всего – в целях стимулирования активности и самостоятельности ребенка в процессе обучения на основе проблемного обучения. В связи с этим игровая деятельность рассматривается как сообразное возрастным возможностям и потребностям дошкольников эффективное развивающее и воспитательное средство. Данные тенденции прослеживаются и в применении игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Игра, расширяя свои функции, из дидактического средства, решающего узкие, конкретные задачи, превращается в средство развивающее, комплексно влияющее на становление личности ребенка. Игровая ситуация позволяет стимулировать активность ребенка, проявление инициативы в достижении поставленных целей, а также формировать взаимоотношения в детском коллективе, воспитывая умения действовать в соответствии с установленными правилами. Таким образом, дидактическая игра является методом, комплексно воздействующим на развитие ребенка. Игра позволяет постепенно и систематизировано ознакомить ребенка со свойствами и назначениями предметов, особенностями явлений природы и окружающей жизни. Постепенное усложнение дидактических игр позволяет сделать этот процесс интересным, увлекательным для детей. В процессе дидактической игры совершенствуется мышление; ребенок учится самостоятельно обобщать, делать выводы. Значительное число дидактических игр направлены на развитие сенсорных способностей, которые лежат в основе ознакомления ребенка с окружающим миром. В ходе игры происходит ознакомление с цветом, формой, величиной предмета. Восприятие этих признаков позволяет в дальнейшем выделять характерные особенности предметов, находить сходство и различия. Одновременно дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, помогают развивать связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

Развитие мыслительной активности детей через развивающие игры. (Консультация.)

Цель: Помочь ребёнку преодолеть трудности в процессе  обучения, сформировать недостающие навыки, развитие воображения гибкости мышления, формирование качеств творческой личности, умение рассуждат...

Игра-путешествие, как форма развития познавательной активности детей.

Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия....

Проектная деятельность как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС

Стендовый доклад к теме "Проектная деятельность  как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС"...

Практика «Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ»

Для формирования у детей  познавательного развития необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес. Коллекционирование как вид деятельности  известен давно.  Значени...

«Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительно активности детей»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Музейное занятие как одна из современных форм развития познавательной активности дошкольников.

В статье отражается современная форма работы с дошкольниками- музейное занятие...